Облицовочный кирпич в архитектуре

Облицовочный кирпич в архитектуре

Кирпичи. Интересней, чем кажутся

Давно собиралась написать статью о кирпичах. Даже, лучше сказать, о различных непривычных кирпичных кладках. После того, как мы с Аидой Саиди поучаствовали в конкурсе от фирмы «Braer», у меня появилась целая подборка на кирпичную тему. Потом оказалось, что многие мои коллеги тоже давно очарованы этим древним материалом, а одна подруга и вовсе поделилась своей подборкой в ответ. В этот момент я поняла, что грех если не попытаться систематизировать это всё, то хотя бы не собрать вместе. Конечно, на фундаментальный труд о происхождении и эволюции кирпича я этой записью в блоге не замахиваюсь, но отдать должное столь волшебному материалу хочется.

Мы все очень хорошо представляем себе, как обычно кладётся кирпич, но когда видим что-то подобное следующей картинке, стена в эстетическом плане начинает работать совершенно иначе. От того, что кирпичи кладутся под углом, не только сама «ткань» стены становится иной, появляется ещё и тема необычных зубчатых откосов. Если эту «ёлку» продолжить в кладке плитки на прилегающей к стене зоне, можно добиться весьма интересного результата.

Вот другой пример занятной укладки со сменой направлений (правда, весьма запутанного алгоритма).

Или такая диагональная укладка, только не в плоскости стены, а под углом к ней.

Причём все эти примеры явно придуманы не вчера, а стали следствием изысканий, проводившихся человеком на протяжении долгих лет. Современные архитекторы просто осмыслили всё немного по-новому, в то же время подобный элемент вполне мог бы присутствовать на каком-нибудь готическом портале!

На самом деле такая декоративность может быть гораздо сложнее и богаче, превращая стену в настоящий орнаментальный ковер. В подобных удивительных произведениях (как, кстати, и в тканых коврах тоже) меня как обывателя просто поражает сложность расчета рисунка на замкнутых площадях.

Вот, например, новая башня в здании государственного архива в Дуйсбурге.

Вблизи она выглядит так.

Удивительно, но только сейчас я обратила внимание, что здесь на крыше, как и в нашем конкурсном проекте, применена кирпичная кладка. Похоже, идея использовать кирпичи на скате кровли для снегозадержания пришла в голову не только нам.

Вот еще удивительные орнаментальные кирпичные композиции, которым нужно было вписаться в строго ограниченные контуры фасада стены.

Хотя современные реалии таковы, что можно особо и не заморачиваться с вписыванием орнамента в какие-то рамки.

Ещё один момент – плавное затухание одного рисунка (или просто фактуры) и превращение его в другой. Очень современная тема, требующая вдумчивого подхода при укладке.

Но если подобная «штрихкодовая» беспорядочность уже не кажется открытием (популярна она давно и используется не только в кладке, но и в разметке оконных проёмов на фасаде, к примеру), орнаменты, которые то исчезают, то, наоборот, выявляются, у меня лично вызывают восторг.

Причём, такие объёмные орнаменты могут быть геометрически совсем не упорядочены, просто повинуясь руке архитектора и живя своей собственной декоративной жизнью.

Можно столкнуться даже с какими-то орнаментами, которые практически превращаются в скульптуру, выходя из плоскости стены и развиваясь как объемные элементы.

Формообразующая пластика фасада – это уже часть архитектуры.

Мне очень понравился проект малоэтажного офиса в Иране (архитекторы Ахмад Батаей и Фаршад Мехдизада) с противопоставлением криволинейного и прямоугольного объемов, выполненных в кирпиче очень неожиданным для этого материала образом.

Всё идёт от формы фасада, превращаясь в фактуру стены.

Интересный пример кирпичной кладки можно увидеть на небольшой реконструированной выставочной галерее в Шанхае.

Здесь был использован кирпич, оставшийся от первоначального фасада. Укладывался он специальным роботизированным манипулятором, с помощью которого у стены удалось создать волнистую поверхность.

Надо сказать, китайцы не остановились на достигнутом. Продолжая эксперименты с цифровыми технологиями, в очередном своем творении архитектор Филипп Ф. Юань сымитировал движение воды в кирпиче, создав столь яркий образ с глубокими культурными корнями, что разглядывать его хочется бесконечно. Ресторан и частный клуб « Lanxi » расположен в Международном парке нематериального культурного наследия в китайском Чэнду.

Лабораторная вариация на эту тему – возведение двойной двояковыпуклой кирпичной стены в Высшей школе дизайна Гарвардского университета. Размер у неё довольно небольшой, да и кирпич деревянный, зато предельно понятно, как это всё делается.

с помощью специального манипулятора

В этих пластичных изгибах кирпичных стен за счет постоянно меняющейся разреженности строительного материала появляется ещё одна интересная тема: прозрачная кирпичная кладка, чередующаяся с непрозрачной. Примеров здесь масса – им можно было бы посвятить отдельную статью.

Кирпичный архитектурный стиль

Сущность кирпичного стиля

Термин «кирпичный стиль» использовался для описания неоштукатуренных фасадов зданий периода историзма в России (конец XIX века). Для такого стиля характерным является замена лепнины и штукатурки кирпичным декором.

Термин был введен в употребление российскими искусствоведами, стремящимися описать эклектичные постройки Виктора Шрётера. Впоследствии отсутствие отделочного штукатурного слоя вошло в моду, и многие архитекторы стали строить кирпичные здания, относящиеся к рациональному модерну, неоклассицизму или псевдорусскому стилю. Примечательно, что само по себе отсутствие штукатурки на фасаде стилеобразующим признаком не является.

Надо сказать, что сооружения с неоштукатуренными фасадами встречались в России уже в XVIII веке. Это были преимущественно производственные и складские помещения, а также казармы и парковые павильоны.

Рисунок 1. Кирпичное зодчество. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современной литературе преимущественно под термином «кирпичная архитектура» понимается рационалистическое течение в архитектуре историзма, что относится ко второй половине XIX века. При отказе от штукатурки декоративное значение стали принимать кирпичные фасады: их стали выкладывать из полихромного кирпича, глазурованной плитки, также нередко использовался натуральный камень.

Готовые работы на аналогичную тему

Подобные сооружения максимально подходили к условиям российского климата и были относительно недороги. В этой связи такие кирпичные сооружения быстро получили популярность в российских провинциях. Таким образом, кирпичное зодчество является рационализацией историзма для массового и утилитарного строительства.

Здания в кирпичном стиле в России проектировали такие известные архитекторы, как:

  • Карл Шмидт;
  • Виктор Шрётер;
  • Гаральд Боссе.

Что касается периода СССР, то фасады из красного кирпича строились в период с 1920-х по 1930-е годы. Они представляли собой образцы в стиле упрощенного конструктивизма. Нередко встречаются они и в архитектуре «типичных» сталинских домов, в первую очередь довоенных. После выхода постановления о «борьбе с излишествами в архитектуре» в 1955 году, поскольку к излишествам была отнесена штукатурка, многие сталинские дома получили народное название «ободранные сталинки». С этого момента все жилые кирпичные сооружения в СССР строились без штукатурки. Они представляли собой своеобразные «функциональные» коробки из наиболее доступного силикатного кирпича. В некоторых случая в целях декора светлый силикатный кирпич сочетали с красным, выкладывая из него определенные фрагменты фасадов или настенные узоры.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Если говорить о современном строительстве, то подобная практика применяется и сегодня при кирпичном и монолитно-кирпичном строительстве, однако, к кирпичному стилю подобные здание уже не относят.

Кирпичный стиль Петербурга

В Петербурге кирпичный стиль получил широкое распространение в 1870-90-е годы. Его популярность объясняется органичным сочетанием эстетики и дешевизны строительства. В поисках компромиссов между функциональными и конструктивными аспектами архитекторы стали использовать кирпичную кладку как отделочный материал. Сама по себе кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых украшений оказалась вполне приемлемым вариантом, поскольку она обладала выразительностью за счет рельефной структуры кладки. Поверхность кладки чаще всего оставалась обнаженной или отделывалась керамической плиткой.

Узор мог состоять из двух цветов кирпича, нередко вводились дополнительные детали из керамики. Кирпич оказался материалом, хорошо пригодным для строительства в российских широтах. В середине XIX века в России каменщики могли делать из кирпича поистине уникальные дома, ведь даже сейчас некоторые из этих построек выглядят вполне достойно.

Рисунок 2. Кирпичный архитектурный стиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует заметить, что некоторые промышленные постройки Петербурга в кирпичном стиле выглядят не менее привлекательно, чем жилые. По богатству форм кирпичный стиль не уступал архитектуре оштукатуренных зданий. Рациональность фасадов и их дешевизна открыла путь массовому кирпичному строительству школ, больниц, жилых домов и других объектов.

Многие здания, построенные для производства, сегодня стали офисными центрами или государственными учреждениями. Некоторые из них стали памятниками архитектуры.

Кирпичный стиль развивался бок о бок с эклектикой, а архитекторы и зодчие творили, обращаясь к культурному наследию прошлых веков. Наиболее популярным для того времени был «русский стиль». Он проявлялся в творческой переработке русской кирпичной архитектуры XVII-го века. Он был особенно популярен в области религиозного строительства (например, храм Покрова на Боровой улице, архитектор – Н.Н. Никонов).

«Русский стиль» и кирпичное зодчество

Вышеупомянутый «русский стиль» добавил кирпичному зодчеству полихромную кирпичную кладку, напоминающую узоры для вышивки крестом или плетенку, — мотивам, широко применяемым в русском фольклоре. Например, дом, располагающийся по адресу Угловой переулок, 7, украшен русским орнаментом, который до времен фашизма воспринимался несколько иначе. Очень часто данный мотив встречается на русских вышивках.

Если говорить о кирпичном стиле в более общем смысле, то в этот период существовал еще и «византийский стиль», использующийся, как правило, для строительства больших храмов в честь разных событий.

Помимо «византийского стиля» в кирпичном зодчестве принимал участие и «мавританский» стиль. Это направление использовалось при отделке прекрасных гостиных во многих дворцах. На фасадах зданий реализовывались различные мотивы. Это был период, когда зодчие вдохновлялись как готическими сооружениями, так и постройками времен Возрождения. Многие из них путешествовали, знакомились с образцами мировой архитектуры и все интересные элементы брали на заметку и нередко комбинировали.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Облицовка кирпичом. Условия, виды кирпича, архитектурные элементы

Оформление фасада облицовочной кладкой – это самый долговечный, практичный и дорогостоящий вид стеновой отделки. С помощью кирпича можно сделать сложное украшение архитектурно-конструктивными элементами или просто закрыть основной стеновой материал, но возможно это не всегда.

Условия для облицовочной кладки

Если декоративная кирпичная кладка фасада не была предусмотрена проектом, смонтировать её можно не всегда, для этого необходимо выполнение нескольких условий:

  • Фундамент, выступающий за пределы основной конструкции на 120 мм, способный выдержать давление столба кладки (определяется расчётами). Он необходим для передачи нагрузки в грунт и предупреждения неравномерной усадки фасада.
  • Обеспечение перевязки облицовки и несущей стены, чтобы кирпичная кладка находилась на стабильном расстоянии от основы, не приближалась и не отдалялась от неё в результате воздействия вертикальных и горизонтальных нагрузок.
  • Для домов, возведённых из монолитного бетона, возможно использование специальных навесных систем JVA+ для подвешивания облицовочной кладки стены. Они позволяют укладывать кирпич не на фундамент, а на металлические консоли, закрепляемые к основной стене. Недостаток системы – дороговизна, преимущество – отсутствие потребности в отдельном фундаменте и связующих перевязках.
  • Облицовочный фасад монтируется с утеплительным слоем (в большинстве случаев), между ними остаётся воздушная прослойка. По этой причине необходимо предусмотреть соответствующую конструкцию крыши, чтобы свес карниза был достаточным для выполнения своих функций, то есть 50-60 см.
    В европейской архитектуре встречаются кровли без карнизных свесов. C точки зрения практичности такие крыши – не самое лучшее решение, поскольку они не защищают стену от намокания и схода снегов, такой конструктив принимается в виду особенностей генплана – узких улиц. Для регионов с обильными осадками в течение года такой вариант не подходит.

Облицовывать кирпичом целесообразно дом, достойный такой отделки. Согласитесь, старый полуразрушенный коттедж из дерева – нет ни соответствующего фундамента, ни внутреннего убранства. В таком случае целесообразно провести полную реконструкцию или перестройку дома.

В случае отделки кирпичом существующего дома, в проект которого не была заложена фасадная кладка, рекомендуется обратиться к проектировщикам для рассмотрения технической возможности предполагаемых мероприятий и поиска оптимальных решений (достройка фундамента, выбор способа перевязки и т. д.).

Виды кирпича

Кирпич для облицовки стен отличается от обычного в первую очередь более гармоничным экстерьером, а также многообразием цветов, обусловленным использованием разного сырья. По этому признаку изделие делят на группы:

  • Керамический кирпич из красной глины наиболее распространён. Изделие получается методом прессования сырья, может быть глянцевым или матовым.
  • Клинкерный кирпич получают методом прессования и обжига сырья из глины отдельных сортов. Изделие отличается повышенной стойкостью к влаге.
  • Гиперпрессованный делают из цементного вяжущего без использования глин, в массу вводят красители.
  • Силикатный используют для облицовки редко, он подходит для сухих регионов с преимущественно положительными температурами.

Керамические кирпичи могут иметь разные окраски в пределах естественных цветов сырья от красного до насыщенного коричневого. С гиперпрессованными из цемента и силикатными изделиями гораздо интереснее: производители вводят в пластичную массу разнообразные пигменты преимущественно минерального происхождения, в результате получаются кирпичи различных цветов.

Декоративный кирпич отличается фактурой: для прессования используются различные формы, позволяющие сделать ложок и тычок фактурными – трещинки, имитация скола камня, дикой горной породы и т. д. Отличаются изделия также размерами и формой.

Способы выкладки

Кирпич подходит и для обычной облицовки без усложнений, и для выкладки разных архитектурных элементов, для этого используются обычные декоративные или фигурные камни:

  • Полукруглые и прямоугольные эркеры;

Пилястры (имитация полувыступающих колонн);

  • Ниши;
  • Необычные обрамления оконных и дверных проёмов (сандрики).

    Сделать необычную облицовку можно даже обычным рядовым декоративным кирпичом. Для этого достаточно расположить камни в кладке нестандартным образом по заранее продуманной схеме, чтобы перевязка не пострадала.

    Варьировать можно кладкой кирпича разных текстур и цветов на поверхности одного фасада. Для этого важно сочетать оттенки и в целом виды декоративного камня.

    Варианты перевязок

    Существует множество способов укладки кирпича, отличаются они преимущественно рисунком шва с видимой стороны стены.

    • Чередование порядно, перевязка осуществляется на половину кирпича. Чтобы «оживить» такую стену, можно сочетать кирпичи разных цветов.
    • Чередование ложковых и тычковых сторон в разном порядке и сочетание цветов.

    Варианты сочетаний цветов и порядка укладки кирпича приведены на схеме:

    Эти последовательности продуманы с точки зрения эстетики и надёжности. Но это не предел, профессиональные каменщики используют множество других способов монтажа облицовки, в том числе авторских, уникальных, созданных архитекторами.

    Облицовка кирпичом дополняется правильным оформлением швов. Обычный раствор для кладки серого цвета целесообразно закрыть цветной мастикой гармоничного оттенка, также существует вариант добавления в раствор пигмента, но этот способ обойдётся в круглую сумму.

    Кому доверить строительные работы

    Кажется, что рекомендация обратиться к специалистам – это способ опустошить кошелёк хозяина дома в пользу бизнесменов. На самом деле за советом стоит как раз защита нервов и денег обывателя. Почему:

    • Кладка должна осуществляться по правилам с учётом перевязки для прочности;
    • Важно установить облицовку на основание таким образом, чтобы не пострадала ни новая кладка, ни основная стена, ни сам фундамент, для этого требуется рассмотрение проекта;
    • Перевязка с несущей стеной должна проводиться с определённой частотой установки анкеров и правильным их монтажом;
    • Важно помнить о необходимости воздушного зазора и его оформления, при необходимости провести утепление.

    При отсутствии знаний этих тонкостей проведение самостоятельных работ с большей вероятностью не закончится благополучно, поэтому к специалистам обратиться всё же придётся. Выбор за вами, будет ли это изначальный профессиональный монтаж или устранение недочётов самостоятельной кладки, приведшей в неожиданным последствиям.

    Кирпич в архитектуре

    Отделка лицевым кирпичом, узоры декоративной кирпичной кладки

    Малый перечень строительных материалов могут похвастаться и сравниться своей древней историей с глиной. Возраст использования ее уходит глубоко в древнюю историю материальной культуры человечества и продолжается по сегодняшний день. Самое яркое изобретение рук человеческих из этого материала — это кирпич. На протяжении всей истории совершенствовался «рецепт» «теста» этого уникального материала, его форма, его цвет и область применения. История знает множество выдающихся архитектурных построек из кирпича с самой глубокой древности до сегодняшних дней, его разновидности применяли почти все народы, населяющие нашу планету. Он использовался как в жилых постройках так и в зданиях и сооружениях общественного назначения, его обжигали огнем или сушили на солнце , формовали в ручную , а так же использовали различные приспособления для формовки, добавляли красители или использовали натуральный цвет, который становился цветом архитектуры данного региона, формируя особый колорит данной местности. Его применение было показателем материальной культуры того или иного государства, показателем искусности и таланта его мастеров .

    Одним словом — этот материал по истине- уникален. Уникален по составу, т.к. является изначально экологически «чистым» материалом. Уникален по своей форме- по-настоящему является «штучным» материалом, т.к. из него возможно сооружение почти любой формы. Уникален по своему цветовому диапазону, т.к. в него возможно добавить при «замесе» пигмент, а на современный момент почти не имеет цветовых ограничений. К тому же материал один из самых долговечных и не «скучных». Его выразительные свойства кроются в самой кладке, в его фактуре, способе перевязок придающих объем и рельеф строению.

    Для архитектора или зодчего этот материал уникален еще тем, что позволяет , благодаря своей «штучной» форме , воплощать в реальность интересные идеи декорирования фасадов, можно сказать — плести узор кружевницы в архитектуре, быть олицетворением настоящего рукоделия в зодчестве.

    Кирпич широко используется и во внутренней отделке, особым шармом отличаются интерьеры в стиле «лофт». Различные варианты кирпичного декорирования, как вариант оформления, придают эксклюзивность интерьеру. Используется как естественная стена, оставаясь открытой, без оштукатуривания, так же и различные варианты имитации кирпичной кладки. Для такого решения достаточно оголить обычную кирпичную стену и обработать ее специальным составом, в случае если кирпичная стена существует как данность. В случае, когда хочется видеть кирпич в интерьере, а реально такая стена отсутствует в помещении, можно прибегнуть к облицовочному кирпичу или керамической плитке под кирпич. В любом из вариантов интерьер приобретет особые нотки естественности и натуральности, такой интерьер понравится любителям как стиля Прованс, Шале , так людям склонным к стилю модерн в своих вкусовых предпочтениях.

    Во внешней отделке кирпич используется повсеместно.

    Способ отделки фасадов из кирпича многообразный. Чаще всего в наружной части кладки используют лицевой кирпич. Лицевой кирпич выпускается, как правило пустотелым, благодаря чему он обладает повышенными теплотехническими характеристиками.

    Популярными видами облицовочного кирпича являются:

    Обычный глиняный кирпич:

    Широкий выбор цветовой гаммы предлагают класс глазурованных и ангобированных облицовочных кирпичей. Цветное покрытие нанесено сверху, это факт может в некоторых случаях является недостатком такого вида продукции. Такой вид отделки применяют выборочно, для создания мозаичных фасадов и панно.

    Для отделки цоколя или мощения тротуаров чаще всего используют материал из тугоплавких глин, обжиг изделий происходит при более высоких температурах, чем обжиг изделий из обычного кирпича (красного или силикатного), что значительно повышает эксплуатационные качества изделия.

    На сегодняшний день существуют 3 типа способа кладки лицевого кирпича:

    1. Прямая кладка. Рисунок образует разнообразные, равномерные перевязки швов кирпича в одной плоскости. Прямая кладка широко применяется архитекторами, в сочетании с другими декоративными отделками фасада.

    Порядок укладки кирпичей, называют перевязкой. Существуют множество видов перевязок швов, традиционными считаются :

    Ложковая(Американская) перевязка, Английская перевязка, Фламандская перевязка:

    2. Декоративная кладка. Оригинальный фасад создается путем чередования разных по цвету кирпичей при использовании прямой кладки. Этот прием позволяет внести цвет в архитектуру фасада дома, создать узор, не прибегая к пластическому решению стены. Большие возможности такого приема традиционно использовалось в народной архитектуре, т.к. простой в исполнении прием чередования цвета позволяет создавать интересные архитектурные решения, обогащая плоскость текстурой , придавая простой плоской стене необходимое визуальное богатство.

    3. Узорно-рельефная кладка. Название говорит само за себя. Сочетание узора и рельефа. Рельефную кладку стоит выделить особо, именно она позволяет создавать необычные по красоте фасады домов. Применялась такая кладка с древнейших времен, она до сегодняшних дней хранит тепло человеческих рук, рассказывает нам о мастерстве зодчих прошлого. В этом приеме есть возможность ввести пластику в архитектуру в первоначально плоский фасад, обогатить его рельефом , путем чередования выступающих и плоских частей штучного материала. В целом прием более сложный, богатый , требующий мастерства кадочника. Архитектура фасада такого дома складывается из сочетания текстуры и фактуры стены, чередования объемных деталей, образующихся пустот, создающих «кружево» из твердого камня. Возможности данной кладки безграничны в своем применении, большое количество малых архитектурных форм , таких как различные ограждения, стеночки, декоративные элементы цоколя, карнизы — нашли свое воплощение , благодаря этому приему. Одним словом, узорно- рельефная кладка является самых полным выражением такого штучного материала, как кирпич, его наивысшим уровнем раскрытия всех возможностей кирпича.

    Римская архитектура

    Многие, хотя и не все монументальные сооружения из обожжённого кирпича, сохранившиеся из периода Римской империи, изначально снабжались штукатуркой или облицовывались мрамором. Во время правления Августа почти не было декоративной кладки. Как это часто бывает с инновациями, и здесь прошло какое-то время, пока обожжённый кирпич был принят без штукатурки и пока не претворились в жизнь новые технологии. Во 2-м тысячелетии после Р.Х., однако, в Риме возникли сооружения с изысканной декоративной кладкой из керамического кирпича.

    Самый простой тип стены из обожжённого кирпича – массивная стена из кирпича. Этот тип был сравнительно редким в римской архитектуре и встречался при тонких стенах в толщину обожжённого кирпича (45 см и меньше), а также при кладке оконных и дверных проемов. Массивные стены из обожжённого кирпича встречаются так редко, что для этого способа не использовалось правильное латинское название. Опус тестацеум, что озвучит приблизительно как «стенная кладка из обожжённого кирпича», представляет собой в действительности бетонную стену, всего лишь облицованную обожжённым кирпичом. Этот способ строительства, а именно: кирпичная кладка с заполнением из литого бетона и последующей облицовкой обожжёнными кирпичами был самой широко распространенной техникой в Римской империи. С наружной стороны обожжённые кирпичи кажутся прямоугольными, но для облицовки фасадов они специально обтесывались. Сначала кирпичи разделяли на половинки, при этом они оставались более или менее прямоугольными, позднее перешли к разделению более крупных кирпичей на треугольники и укладыванию их в стену длинной стороной наружу. Бессалис, например, как правило, разделялся на половинки. В стенной кладке, таким образом, видимая сторона кирпича была длиной 282 мм. Из сесквипедалиса получалось четыре кирпича с длиной 443 мм, а из бипедалиса удавалось получить до восьми кирпичей длиной 425 мм. Чтобы края кирпичей были ровными, их обрабатывали пилой.

    Опус цементициум, так называлась изобретенная римлянами бетонная кирпичная кладка. Бетон – смесь из сухого строительного раствора и вяжущих материалов (песка, гравия, крошки и шлаков). Римляне использовали известковый раствор. Известь получалась из известняка, пережигалась в печи при температуре около 1000 градусов Цельсия, затем смешивалась на строительной площадке с водой и гасилась. Витрувий и Плиний оставили нам довольно подробные описания. Хотя римляне были не первыми, кто начал использовать известковый раствор, но они уже тогда поняли, что он обладает свойством связывания щебня, что позволяло получать хороший строительный материал, а именно бетон.

    Вторым крупным новшеством римлян была добавка в раствор пуццолана. Пуццолан – типичное гидравлическое вяжущее, схватывающееся и твердеющее под водой, тем самым, хорошо подходящее для строительства мостов и портовых сооружений. В смеси с известковым раствором оно делает его более стойким. Римляне открыли, что вулканический пепел из региона Поццуоли обладал именно таким воздействием. Пуццолан получил свое название по этому региону. Этим понятием называются с тех пор все гидравлические вяжущие средства. Таким же образом можно использовать кирпичную пыль, и римляне часто добавляли ее в раствор.

    Стены, наполненные бетоном и обломками камней, возводились очень быстро. Часто применялась деревянная опалубка, которая удалялась после высыхания бетона. Технику опалубки римляне применяли, главным образом, при строительстве сводов и куполов , а стены все чаще облицовывались строительными кирпичами. Облицовка делалась чаще всего блоками из туфа, располагавшимися узором (опус ретикулатум), похожим на алмазную огранку. Туф, легкая вулканическая порода, очень похож на кирпичи, то есть, хотя можно было бы использовать и обожжённые глиняные блоки, нет никаких свидетельств тому, что они использовались для опуса ретикулатум.

    Последний тип римской стенной кладки – опус максимум (слоистая кладка), понятие, не означающее ничего другого, кроме того, что стена складывалась из слоев разных материалов, обычно чередовались слои кирпича и камня. Каменный фасад включал в себя полосы из обожжённых кирпичей, идущие на всю глубину стены. При всех этих видах стенной кладки необходимо подчеркнуть, что кирпичи, как правило, резались, то есть с ними обращались как с камнями. Поставляемые на строительную площадку из обжиговой печи кирпичи рассматривались просто как блоки, которые перед укладкой в стену можно было делать более маленькими на строительной площадке.

    Прекрасно сложенную кладку из обожжённого кирпича римляне украшали всевозможными маленькими фигурами. Иногда они использовали – как вавилоняне — сужающиеся к одному концу кирпичи, в результате чего видимая сторона шва выглядела тоньше. Много внимания они также уделяли конечной обработке швов. После завершения кладки наносился еще один слой раствора, техника, которую мы называем дополнительным заполнением швов. Сетка швов должны была выглядеть по возможности плоской, но иногда делались скошенные швы и вогнутые.

    Наиболее впечатлительным, сохранившимся до наших дней примером декоративной архитектуры из обожжённого кирпича является рынок Траяна, построенный в период правления кесаря Траяна (98-117 гг. после Р.Х.), то есть почти сто лет спустя после Августа и Витрувия, он был построен около западного крыла Квиринала. Он соответствовал современному торговому центру с сотнями лавок на нескольких уровнях, до которых можно было добраться по аркадам и переходам. Весь комплекс походил на большой полукруг, который зеркальным образом замыкал расположенный на противолежащей стороне форум Траяна. В смотрящем в сторону форума фасаде на первом этаже находились лавки и аркадный ход на верхний этаж, где можно было попасть в другие лавки. Фасад был украшен пилястрами и фронтонами из обтесанного обожжённого кирпича, а также капителями и оконными проемами из мрамора.

    Становление портового города Остия приходится на эпоху расцвета архитектуры из обожжённого кирпича. Почти все здания Остии были из обожжённого кирпича, на многих были изысканные орнаменты из обтесанных кирпичей, но, к сожалению, сохранилась всего лишь незначительная часть таких украшений. Наиболее впечатлительные примеры декоративной архитектуры из обожжённого кирпича остались на нескольких сохранившихся фасада лавок, главным образом на фасадах универсальных магазинов Хорреа Эпагатиана и Эпафродитиана, построенных Эпагатом и Эпафродитом, отпущенными на свободу рабами с Востока. Их имена нацарапаны на таблице над входом. Фасад состоит из тщательно обрезанных обожжённых кирпичей, соединенных между собой тонкими швами раствора. Когда-то на этом здании были еще два этажа, которые, скорее всего, были украшены таким же образом.

    Зодчий Хорреа Эпагатиана был членом фабри тигуарии, гильдии плотников, насчитывавшей около 350 членов, главным образом, отпущенных на свободу рабов. Гильдии давали определенную защиту и безопасность. Но главнее было то, что коллегия осуществляла контроль за проведением строительных работ. В каждой гильдии господствовала строгая, почти военная дисциплина и были строгие правила. При помощи гильдий легче удавалось организовать рабочих, которые требовались для большой строительной площадки.

    Эпоха расцвета декоративной римской архитектуры пришлась на второй век после Р.Х. Универсальные магазины в ости были построены именно в эту эпоху, равно как и сооружение, получившее в 17 веке название «храм Редикула». В новейшие времена его стали называть «Гробницей Аннии Региллы» (супруги Ирода Аттика), так как он находился рядом с виллой Ирода на Аппиевой дороге. Но и это можно оспорить. Строение, находящееся сегодня в частном саду, расположенном в боковой улочке, сложено очень интересным образом: там тщательно комбинировались обожжённые кирпичи двух цветов. Фасад сложен из светло-желтого обожжённого кирпича, в то время как декоративные детали сложены из красного кирпича. Римская кирпичная промышленность производила в то время специально изготовленные декоративные элементы.

    Кирпичные дома в современном стиле

    Строительный рынок радует разнообразием предлагаемых материалов для возведения домов и коттеджей. Среди них такие открытия века как: блоки из ячеистого бетона, сендвич-панели, деревянный брус особой обработки – однако, наши современники по прежнему предпочитают использовать в загородном строительстве старый, проверенный веками и милый сердцу кирпич.

    И объяснение этому – отличные качественные характеристики материала. Кирпичный дом – это все также престижно и не менее дорого. Тем не менее, кирпичные особняки никогда не перестанут пользоваться спросом, так как отличаются просторностью, уютом и готовы веками, верно, защищать своих владельцев от природных катаклизмов.

    Дома из кирпича: хорошо или плохо?

    «Последним, но не самым незначительным недостатком, остается высокая стоимость работ по реализации идей возведения кирпичных домов»

    Список достоинств кирпича открывают архитектурные возможности материала. Из него можно строить дома любой стилистической направленности, архитектурной сложности и этажности. При аккуратной работе и качественно выполненной кладке фасад дома не будет нуждаться в дополнительных отделочных работах.

    Далее идет долговечность. Кирпич относится к чрезвычайно износостойким материалам. Его высокая прочность обеспечивается стойким противостоянием к любым негативным воздействиям, в том числе:

    1. Высокой влажности.

    2. Температурным перепадам.

    5. Поражению плесенью и грибками.

    Кирпичный дом отличается своей долговечностью

    Благодаря этому, дом не будет многие десятилетия нуждаться в ремонте. Боле того, отстроив его в оригинальном проекте, вы получите настоящее наследственное владение, которое не стыдно будет оставить своим потомкам.

    Экологичность объекта также на высоте. Кирпич производится только из природных компонентов, что гарантирует дому отличный микроклимат, а жильцам – полную безопасность.

    Кирпич обеспечивает дому отличный микроклимат

    Если посмотреть проекты кирпичных домов, то невозможно будет не отметить толщину стен в них. Мощность несущих конструкций станет залогом великолепной звукоизоляции, что даст возможность отгораживаться от мира и наслаждаться тишиной, даже живя в зоне оживленных автотрасс.

    Поскольку речь идет о загородных домах, то актуальными вопросом будет биологическая устойчивость материала. Кирпич не боится зубов грызунов, коварства грибков и атак насекомых.

    Кирпичный дом пожаробезопасен. Материал не горит и отлично выдерживает высокие температуры. Исключением в этом правиле является его газосиликатный вариант.

    Кирпичный дом полностью пожаробезопасен

    Говоря о недостатках кирпича, нужно отметить его мелкокалиберность, что порождает высокую трудоёмкость работ по кладке. Это бич не всех типов материала. Существуют его типоразмеры аналогичные параметрам пеноблоков. Ярким представителем можно считать блок теплой керамики.

    Кирпичное строительство – это работа «мокрая», требующая использования цементного раствора и, как следствие, подачи воды в строительную зону. Это порождает сезонное ограничение на проведение работ. В морозную погоду они просто прекращаются.

    Большой вес штучного изделия влечет за собой неудобства при транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах. На строительстве солидных объектов для последних придется привлекать автопогрузчик или кран. Этот же недостаток потребует обустройства внушительного, обязательно армированного, фундамента.

    Высокая температурная инерционность станет причиной длительного прогрева стен, что повлечет существенные затраты на отопление.

    Кое-кого может пугать продолжительная усадка дома из кирпича. Она может занять около года. Поскольку кирпич – материал достаточной жесткости, то усадка стен будет не слишком значительной. Тем не менее, начинать в этот период оформлять интерьер не рационально. Если откладывать новоселье в ваши планы не входит, тогда ведите отделку специфическими, не реагирующими на усадочные процессы материалами:

    3. Стеновыми панелями.

    Ну и последним, но не самым незначительным недостатком, остается высокая стоимость работ по реализации идей возведения кирпичных домов. Причем дорого стоит не только труд рабочих, но и сам строительный материал.

    Выбираем проекты кирпичных домов

    Строительство любого объекта, а тем более собственного дома, должно начинаться с поиска подходящего проекта. Что в нем должно быть отражено?

    1. Количество этажей.

    2. Число и расположение комнат.

    3. Число и расположение подсобных помещений.

    4. Тип фундамента.

    5. Способ выгонки стен.

    6. Вариант монтажа кровли.

    7. Схемы разводки водопроводной, газовой системы.

  • Admin
    Оцените автора
    Строительный портал
    Добавить комментарий

    17 − 15 =

    Для вашего удобства сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами
    Принять
    Политика конфиденциальности
    Adblock
    detector