Устройство пешеходных дорожек и тротуаров

Устройство пешеходных дорожек и тротуаров

Устройство пешеходных дорожек и тротуаров

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ И ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК ИЗ БРУСЧАТКИ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на устройство дорожного покрытия (брусчатки).

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Устройство тротуаров и пешеходных дорожек

Устройство покрытий тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, посадочных площадок общественного транспорта, укрепление откосов является неотъемлемой частью благоустройства территорий и относится к дорожному строительству. В связи с тем, что эти работы, как правило, производятся в стесненных условиях и малыми объемами, широкое распространение получили сборные покрытия. Применение мелкоразмерных плит различной конфигурации позволяет придавать индивидуальность и архитектурную выразительность объектам строительства.

Устройство различных типов покрытий внутриквартальных проездов, тротуаров и площадок допускается на любых устойчивых подстилающих грунтах, несущая способность которых изменяется под воздействием природных факторов не более чем на 20%.

В качестве подстилающих грунтов допускается использовать дренирующие и недренирующие песчаные, супесчаные и глинистые грунты всех разновидностей, а также шлаки, золошлаковые смеси и неорганический строительный мусор. Возможность использования грунтов в качестве подстилающих указывают в проекте и подтверждают строительной лабораторией.

Ширина тротуаров обычно устанавливается с учетом категории и назначения улицы и дороги (табл.1) в зависимости от характера пешеходного движения, а также размещения в пределах тротуаров опор, деревьев и т.п. Ширина пешеходной части тротуаров принимается кратной ширине одной полосы пешеходного движения, равной 0,75 м.

Ширина пешеходной части тротуаров

Категория улиц и дорог

на первую очередь

на расчетный срок

Улицы и дороги местного значения (жилые улицы)

Дорога промышленных и коммунально-складских районов

Предусматривают следующий порядок работ: устройство ливнеприемников, ливнеотводящего заглубленного коллектора, подсоединение их к ливневой канализации, устройство колодцев (без установки чугунного кольца и водоприемной решетки), укладку бортового камня, монтаж на проектную отметку горловин колодцев, подготовку основания и устройство покрытий дорог и пешеходных зон.

Трассу ливнестоков прокладывают вне проездов и тротуаров в полосе зеленых насаждений и газонов. Решетки ливнеприемных колодцев устраивают заподлицо с поверхностью дорожного покрытия и ориентируют поперек люка.

Сброс воды с крыш из наружных водостоков в ливневую канализацию организуют через закрытые ливнестоки или по углублениям в тротуарном покрытии, устраиваемым из специальных элементов (рис.1).

Рис.1. Линейная водоотводная система из сточных желобов

Места примыкания тротуаров к проезжей части ограждают бортовыми камнями. При поперечном профиле дороги с боковыми канавами тротуар размещают за канавой. При устройстве покрытий дорог переходного типа тротуары ограждают отмостками (рис.2).

Рис.2. Конструкции лотков, кюветов и сопряжений парковых дорожек и площадок с газоном и бортами:

а — бортовое ограждение дороги; б — то же проезда; в — примыкание площадки к газону; г — кювет, облицованный кирпичом; д — то же, бетонными бортами; е — лоток бетонный; ж — то же из асбестоцементной трубы; з — лоток вдоль борта дороги; 1 — газон; 2 — покрытие дороги или тротуара; 3 — бетонное основание; 4 — бетонный или гранитный борт сечением 150×300 мм; 5 — бетонный борт 100×200 мм; 6 — кирпич; 7 — цементный раствор; 8 — бетонный лоток; 9 — асбестоцементная труба, распиленная пополам

На примыкании тротуаров и пешеходных дорожек к газонам или к зеленым полосам на главнейших магистральных дорогах устанавливают облегченный бортовой бетонный камень.

Односкатные внутриквартальные проезды около тротуара оборудуют ливнеприемными воронками или ливнеприемными колодцами, откуда вода отводится в систему закрытых ливнестоков (ливневую канализацию). Ливнеприемные колодцы располагают в нижнем лотке проезда, а также во всех пониженных точках дворовой территории без свободного стока.

В настоящее время для устройства покрытий наибольшее распространение получили плиты и камни с вертикальными боковыми гранями. Типоразмеры, номенклатура и рекомендуемые области применения определены ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные». Стыковка таких плит осуществляется при помощи монтажных петель или простым примыканием друг к другу.

Перспективным является применение конструкций тротуарных плит, у которых в нижней части боковых граней сделаны соответствующие друг другу выступы и углубления, ограничивающие возможные перемещения плит (рис.3). Покрытия из таких плит лучше воспринимают вертикальную нагрузку за счет возможности ее перераспределения между смежными плитами, не «расползаются», так как в них ограничены горизонтальные смещения рядов. Кроме того, они позволяют снизить металлоемкость за счет возможности отказа от стыковых петель, повысить общую ровность всего покрытия и устранить необходимость перекладки плит для ликвидации уступов между плитами после завершения процесса консолидации грунта.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Устройство пешеходных дорожек

Проведение работ по благоустройству непременно сопровождается возведением тротуаров, пешеходных дорожек, отмосток, различных площадок.

Виды покрытий определяются в зависимости от пожеланий Заказчика, но с учетом особенностей благоустраиваемой территории. Для тротуара это твердые покрытия: бетонное, асфальтовое, деревянное покрытие или каменное — брусчатка, тротуарная плитка. Для пешеходных дорожек – мягкое: мраморная или гранитная крошка. мелкая галька, иные виды посыпки.

Вне зависимости от выбранного вида покрытия, результат работы существенно зависит от правильно выбранного состава основания и тщательности его подготовки.

Классически в качестве основания для тротуара используется трехслойный пирог из щебня или гравия разных фракций и песка. Самый нижний, морозозащитный слой, состоит из мелкого щебня фракции 5-20 толщиной около 10 см. Толщина среднего, несущего слоя из более крупного, фракции 20-40, щебня, составляет от 15 до 30 см, в зависимости от планируемых нагрузок. Завершают эту конструкцию 5-7 см подстилающего слоя из крупного песка. Независимо от применяемого материала, основание должно быть тщательно провибрировано.

При подготовке основания под брусчатку или тротуарную плитку придерживаются общего правила: чем сильнее предполагаются будущие нагрузки, тем более плотный и крепкий материал используется для его устройства.

Так, для возведения пешеходных дорожек из тротуарной плитки можно ограничиться основанием из песка. Площадки. допускающие стоянку легкового транспорта, требуют более крепкой — щебеночной – подушки. Щебеночно-песчаное основание необходимо также тротуарам с умеренной нагрузкой, но расположенным на проблемных грунтах. Отмостки. площадки с большой нагрузкой, возводимые из брусчатки или тротуарной плитки. как правило, устраиваются на бетонное основание.

Для соблюдения длительных сроков эксплуатации рекомендуется тщательно соблюдать правильный уровень поверхности, устраивать сливы, ограничивать тротуары бордюрным камнем. Надлежащие долговечные результаты может обеспечить укладка брусчатки и тротуарной плитки специально подготовленными профессионалами.

Устройство садовых пешеходных дорожек

Когда строительство дома завершено, проложены необходимые подземные коммуникации, начинают ландшафтные работы. Устройство садовых пешеходных дорожек является важным этапом таких работ, без садовых дорожек представить себе завершенный ландшафт загородного участка невозможно.

Устройство дорожек – это финишный этап ландшафтных работ, предназначенный для создания гармонии дома и сада, по таким дорожкам можно быстро и удобно дойти до самого отдаленного уголка участка или сада. Дорожки отделяют сад от уличного пространства, по ним можно увидеть, где проходит граница того или иного участка сада.

Дорожки могут быть из разнообразных материалов:

  • из тротуарной плитки;
  • из натурального камня;
  • из деревянных настилов;
  • из декоративного бетона и других материалов.

Специалисты компании «Гранд Парк» оказывают услуги по обустройству садовых дорожек из любого вида материалов, осуществляют полный цикл работ по обустройству дорожек – от консультаций до полной готовности дорожек. При вызове специалиста компании на участок, где планируется устроить пешеходные дорожки, сотрудник компании «Гранд Парк» выполнит необходимые замеры, даст рекомендации по используемому материалу и предварительный расчет стоимости работ.

Садовые дорожки по своему назначению могут быть главными, второстепенными и соединительными. Дорожка состоит из земляного полотна и основания. Если участок имеет сложный рельеф, необходимо устройство лестничных спусков. Специалисты компании «Гранд Парк» имеют большой опыт подобных работ, поэтому предложат оптимальный вариант проекта и монтажа лестничных спусков любой сложности. При выборе покрытия лестничных дорожек необходимо учитывать сложность конструкции и планируемую нагрузку.

При обустройстве дорожек сотрудники «Гранд Парк» учитывают следующие факторы:

  • рельеф земельного участка, имеющиеся в его пределах зеленые насаждения;
  • архитектурное строение дома, а также других построек;
  • предназначение пешеходных дорожек;
  • климатические условия;
  • особенности грунта.

Также наши специалисты готовы разработать несколько вариантов устройства садовых дорожек, рассчитанных на разный уровень затрат. Следует особо отметить, что на стоимость работ главным образом влияет цена строительных материалов, качество работ специалистов компании «Гранд Парк» всегда остается на самом высоком уровне.

Вы будете довольны нашим сервисом и сроками выполнения работ.

Устройство пешеходных дорожек с различным типом покрытия

Устройство пешеходных дорожек из асфальта, бетонной плитки или гранотсева повысит уровень благоустройства участка, а также будет способствовать быстрому отводу дождевых вод за счет правильного уклона. В Москве и Московской области наша компания выполняет работы по благоустройству территории уже много лет, и свой накопленный опыт предлагает для решения ваших проблем.

Как известно пешеходная дорожка это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов. Каждый из нас является пешеходом и всем нам знакомы весенне-осенние дорожные проблемы когда невозможно выйти из подъезда не промочив или запачкав ног.

Несомненно, Вы как руководитель многоквартирного дома сталкивались с такой проблемой. А мы, как строительная фирма, несомненно, находим и реализуем индивидуальные решения.

Покрытие подъездных дорог, пешеходных дорожек должно обеспечивать при их устройстве комфортное передвижение в любое время года. Для устройства дорожек традиционно применяют асфальтовое покрытие, выполняют укладку бетонного покрытия или уплотняют грунт щебнем, гранитным песком. Профиль подъездных дорог или пешеходных дорожек должен соответствовать рельефу местности, учитывая все его характерные изменения. Как правило, при устройстве применяют односкатные или двухскатные профили дорог или дорожек, обеспечивающие сток воды в одну или обе стороны дороги.

В двухскатном профиле средняя часть дороги возвышается над ливнеотводящими лотками, поэтому вода на дорожке не задерживается.

В односкатном профиле дорожки одна сторона выше, а другая находится на уровне ливнестоков, в результате чего поперек полотна дороги во время дождя постоянно текут ручьи от высокой стороны к низкой.

На местности со сложным рельефом подъездные дороги или садовые пешеходные дорожки вдоль своей осевой линии при укладке повторяют изменения рельефа в несколько сглаженном виде. Для этого у подъездных дорог, дорожек в местах больших выемок делают подсыпку, а высокие места срезают. Пешеходные дорожки при этом не должны иметь большой уклон.

Предлагаем Вашему вниманию пешеходные дорожки с различными видами покрытия.

— Традиционное асфальтовое покрытие, наиболее распространенный вид покрытия, подходит для любых нагрузок.

Устройство тротуаров, отмосток и пешеходных дорожек из тротуарной плитки

Тротуарная плитка дает возможность декоративного оформления и благоустройства покрытий различных площадок от морских причалов до площадей, тротуаров и железнодорожных перронов. Устройство покрытий из тротуарной плитки позволяет придать любому участку приятный цивилизованный вид. Кроме всего они требуют меньших трудозатрат по сравнению с другими видами покрытий. Разнообразие цветов и форм выпускаемой плитки позволяет подобрать и создать рисунок под любой вкус.

Существуют три основные технологии изготовления:

  • Технология вибролитья
  • Вибропрессование
  • Гиперпрессование

Надо отметить, что два первых способа на западе практически не используются. Обусловлено это тем, что только гиперпресование позволяет получать высочайшее качество и при этом существенно экономить материал, главным образом влияющий на стоимость плитки — цемент.

Устройство покрытий из тротуарной плитки

Устройство отмостки из тротуарной плитки

В силу того, покрытие из тротуарной плитки имеет большое количество швов сквозь которые может проникать вода, его устройство имеет некоторые особенности:

  • Вдоль фундамента на ширину отмостки делается углубление 25-30 см в зависимости от грунта
  • На дно такой траншеи укладывается глина слоем 10-15см с обязательным уклоном от здания и тщательной трамбовкой
  • Слой глины покрывается гидроизоляционным материалом
  • Далее укладывается слой песка до уровня укладки плитки
  • Поверх такого пирога укладывается тротуарная плитка обычным способом.

Глина и пленка позволяют надежно защитить фундамент или цокольный этаж от попадания влаги, а прослойка песка исключает появление луж на поверхности отмостки.

Устройство тротуаров из плитки

Еще несколько десятков лет тому назад основным материалом для покрытия тротуарных дорожек служил исключительно асфальт. На сегодня устройство дорожек, покрытие площадей и тротуаров плиткой стало обычным делом.

  • Смета на устройство тротуарной плитки соизмерима со сметой на асфальтное покрытие
  • Большие возможности в выборе цветов и форм для конкретных целей
  • Способность выдерживать большие нагрузки и долговечность
  • Возможность выполнять работы без применения дорогостоящей техники и механизмов
  • Возможность внесения коррективов и легкость ремонта, в процессе эксплуатации

При всех достоинствах устройство покрытий из тротуарной плитки требует тщательного и кропотливого труда, качественной подготовки основания, учета особенностей рельефа и условий отведения ливневых вод.

Справочник строителя | Устройство внутриквартальных проездов и тротуаров

ПЕШЕХОДНЫЕ ДОРОЖКИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАСТРОЙКИ

Сеть пешеходных дорожек должна соединять кратчайшими расстояниями наиболее притягательные для населения пункты. Поэтому при их проектировании надо учитывать наиболее целесообразные направления движения пешеходных потоков и рациональную их организацию. Они должны обеспечивать удобные подходы от любого подъезда к остановкам общественного транспорта, учебным, детским, торговым зданиям, пунктам культурно-бытового обслуживания.

В жилых группах должны быть проложены дорожки к спортивным и хозяйственным площадкам, а также к площадкам отдыха. Ширина дорожек должна быть постоянной на всем их протяжении, и для транзитных дорожек она составляет 2,5. 3,0 м, для прогулочных — 1,5 и для тропинок — 0,75 м.

Для установки скамеек отдыха на дорожках можно сделать уширение на 1,5 м.

Для пешеходных дорожек и тропинок допускаются следующие максимальные продольные уклоны: для дорожек шириной 3. 2,5 м — 6. 8%, шириной 1,5 м — 8. 10%, для тропинок — 10. 12%. Если рельеф превышает эти уклоны, необходимо устраивать ступени, пандусы, серпантинные спуски.

Поперечные уклоны, допускаемые при устройстве дорожек, тропинок и площадок. следующие: для двускатных дорожек шириной 3 м — 2. 3 %, для односкатных шириной 3 м — 3 %, для дорожек шириной 2,25 м — 3. 4%, для прогулочных дорожек — 4. 5%, для площадок разного назначения — 2. 3%. Площадки разного назначения следует проектировать с устройством дренажей мелкого заложения.

Виды дорожных покрытий. Поверхность проездов должна иметь специальное покрытие, которое облегчает проезд автотранспорта. Дорожная одежда должна быть достаточно прочной и долговечной, водонепроницаемой, соответствовать характеру движения, обеспечивать сцепление колес с дорожным покрытием, т. е. быть шероховатой. К дорожной одежде предъявляются, кроме того, требования индустриализации и механизации производства работ, санитарно-гигиенические требования эксплуатации и уборки .

В кварталах и микрорайонах используют следующие схемы конструкций дорожных одежд для проезжей части: асфальтовые; щебеночные и гравийные, обработанные вяжущими материалами; сборные из цементно-бетонных плит.

Глава 15. Создание и благоустройство пешеходных коммуникаций (тротуаров, аллей, дорожек, тропинок), обеспечивающих пешеходные связи и передвижения

Глава 15. Создание и благоустройство пешеходных коммуникаций (тротуаров, аллей, дорожек, тропинок), обеспечивающих пешеходные связи и передвижения

15.1. При создании и благоустройстве пешеходных коммуникаций на территории населенного пункта рекомендуется обеспечивать: минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями, непрерывность системы пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы населения, высокий уровень благоустройства и озеленения. В системе пешеходных коммуникаций рекомендуется выделять основные и второстепенные пешеходные связи.

15.2. Перед проектированием пешеходных тротуаров рекомендуется составить карту фактических пешеходных маршрутов со схемами движения пешеходных маршрутов, соединяющих основные точки притяжения людей. По результатам анализа состояния открытых территорий в местах концентрации пешеходных потоков рекомендуется выявить ключевые проблемы состояния городской среды, в т.ч. старые деревья, куски арматуры, лестницы, заброшенные малые архитектурные формы. При необходимости рекомендуется организовать общественное обсуждение.

15.3. При планировочной организации пешеходных тротуаров рекомендуется предусматривать беспрепятственный доступ к зданиям и сооружениям инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения и их сопровождающих, а также специально оборудованные места для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СП 59.13330.

15.4. Исходя из схемы движения пешеходных потоков по маршрутам рекомендуется выделить участки по следующим типам:

1) образованные при проектировании микрорайона и созданные в том числе застройщиком;

2) стихийно образованные вследствие движения пешеходов по оптимальным для них маршрутам и используемые постоянно;

3) стихийно образованные вследствие движения пешеходов по оптимальным для них маршрутам и неиспользуемые в настоящее время.

15.5. В составе комплекса работ по благоустройству рекомендуется провести осмотр действующих и заброшенных пешеходных маршрутов, провести инвентаризацию бесхозных объектов.

15.6. Третий тип участков рекомендуется проверить на предмет наличия опасных и (или) бесхозных объектов, по возможности очистить территорию от них, закрыть доступ населения к ним при необходимости. По второму типу участков также рекомендуется провести осмотр, после чего осуществить комфортное для населения сопряжение с первым типом участков.

15.7. Рекомендуется учитывать интенсивность пешеходных потоков в различное время суток, особенно в зонах, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры, где целесообразно организовать разделение пешеходных потоков.

15.8. В случае выявления потребности в более высоком уровне безопасности и комфорта для пешеходов на уже сложившихся пешеходных маршрутах возможно, с учетом общественного мнения и согласовывая с органами власти, организовывать перенос пешеходных переходов и создавать искусственные препятствия для использования пешеходами опасных маршрутов.

15.9. При создании пешеходных тротуаров рекомендуется учитывать следующее:

1) пешеходные тротуары обеспечивают непрерывность связей пешеходных и транспортных путей, а также свободный доступ к объектам массового притяжения, в том числе объектам транспортной инфраструктуры;

2) исходя из текущих планировочных решений по транспортным путям рекомендуется осуществлять проектирование пешеходных тротуаров с минимальным числом пересечений с проезжей частью дорог и пересечений массовых пешеходных потоков.

15.10. Покрытие пешеходных дорожек рекомендуется предусматривать удобным при ходьбе и устойчивым к износу.

15.11. Пешеходные дорожки и тротуары в составе активно используемых общественных пространств рекомендуется предусматривать шириной, позволяющей избежать образования толпы.

15.12. Пешеходные маршруты в составе общественных и полуприватных пространств рекомендуется предусмотреть хорошо просматриваемыми на всем протяжении из окон жилых домов.

15.13. Пешеходные маршруты рекомендуется обеспечить освещением.

15.14. Пешеходные маршруты целесообразно выполнять не прямолинейными и монотонными. Сеть пешеходных дорожек может предусматривать возможности для альтернативных пешеходных маршрутов между двумя любыми точками муниципального образования.

15.15. При планировании пешеходных маршрутов рекомендуется создание мест для кратковременного отдыха (скамейки и пр.) для маломобильных групп населения.

15.16. Рекомендуется определять количество элементов благоустройства пешеходных маршрутов (скамейки, урны, малые архитектурные формы) с учетом интенсивности пешеходного движения.

15.17. Пешеходные маршруты рекомендуется озеленять.

15.18. Основные пешеходные коммуникации направлены на обеспечение связи жилых, общественных, производственных и иных зданий с остановками общественного транспорта, учреждениями культурно-бытового обслуживания, рекреационными территориями, а также связь между основными пунктами тяготения в составе общественных зон и объектов рекреации.

15.19. Трассировка основных пешеходных коммуникаций может осуществляться вдоль улиц и дорог (тротуары) или независимо от них.

15.20. Рекомендуется оснащение устройствами бордюрных пандусов всех точек пересечения основных пешеходных коммуникаций с транспортными проездами, в том числе некапитальных нестационарных сооружений, при создании пешеходных коммуникаций лестниц, пандусов, мостиков рекомендуется соблюдение равновеликой пропускной способности указанных элементов.

15.21. Как правило, перечень элементов благоустройства территории на территории основных пешеходных коммуникаций включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, урны или малые контейнеры для мусора, осветительное оборудование, скамьи (на территории рекреаций).

15.22. Второстепенные пешеходные коммуникации обеспечивают связь между застройкой и элементами благоустройства (площадками) в пределах участка территории, а также передвижения на территории объектов рекреации (сквер, бульвар, парк, лесопарк).

15.23. Перечень элементов благоустройства на территории второстепенных пешеходных коммуникаций обычно включает различные виды покрытия.

15.24. На дорожках скверов, бульваров, садов населенного пункта рекомендуется предусматривать твердые виды покрытия с элементами сопряжения.

15.25. На дорожках крупных рекреационных объектов (парков, лесопарков) рекомендуется предусматривать различные виды мягкого или комбинированных покрытий, пешеходные тропы с естественным грунтовым покрытием.

15.26. Режим разрешения либо запрета на парковку на элементах улично-дорожной сети рекомендуется определять с учетом их пропускной способности с применением методов транспортного моделирования.

15.27. При планировании протяженных пешеходных зон целесообразно оценить возможность сохранения движения автомобильного транспорта при условии исключения транзитного движения и постоянной парковки.

15.28. Рекомендации по организации транзитных зон:

на тротуарах с активным потоком пешеходов городскую мебель рекомендуется располагать в порядке, способствующем свободному движению пешеходов.

15.29. Рекомендации по организации пешеходных зон:

1) пешеходные зоны необходимо располагать в основном в центре города, в парках и скверах. Эти зоны являются не только пешеходными коммуникациями, но также общественными пространствами, что определяет режим их использования;

2) благоустроенная пешеходная зона обеспечивает комфорт и безопасность пребывания населения в ней. Для ее формирования рекомендуется произвести осмотр территории, выявить основные точки притяжения людей. В группу осмотра рекомендуется включать лиц из числа проживающих и (или) работающих в данном микрорайоне. Состав лиц может быть различным, чтобы в итогах осмотра могли быть учтены интересы людей с ограниченными возможностями здоровья, детей школьного возраста, родителей детей дошкольного возраста, пенсионеров и т.д;

3) благоустройство пешеходной зоны (пешеходных тротуаров и велосипедных дорожек) рекомендуется осуществлять с учетом комфортности пребывания в ней и доступности для маломобильных пешеходов;

4) при создании велосипедных путей рекомендуется связывать все части муниципального образования, создавая условия для беспрепятственного передвижения на велосипеде;

5) типология объектов велосипедной инфраструктуры зависит от их функции (транспортная или рекреационная), роли в масштабе муниципального образования и характеристик автомобильного и пешеходного трафика пространств, в которые интегрируется велодвижение. В зависимости от этих факторов могут применяться различные решения — от организации полностью изолированной велодорожки, например, связывающей периферийные районы с центром муниципального образования, до полного отсутствия выделенных велодорожек или велополос на местных улицах и проездах, где скоростной режим не превышает 30 км/ч;

6) при организации объектов велосипедной инфраструктуры рекомендуется создавать условия для обеспечения безопасности, связности, прямолинейности, комфортности;

7) перечень элементов комплексного благоустройства велодорожек включает: твердый тип покрытия, элементы сопряжения поверхности велодорожки с прилегающими территориями;

8) на велодорожках, размещаемых вдоль улиц и дорог, целесообразно предусматривать освещение, на рекреационных территориях — озеленение вдоль велодорожек;

9) для эффективного использования велосипедного передвижения рекомендуется применить следующие меры:

а) маршруты велодорожек, интегрированные в единую замкнутую систему;

б) комфортные и безопасные пересечения веломаршрутов на перекрестках пешеходного и автомобильного движения (например, проезды под интенсивными автомобильными перекрестками);

в) снижение общей скорости движения автомобильного транспорта в районе, чтобы велосипедисты могли безопасно пользоваться проезжей частью;

г) организация безбарьерной среды в зонах перепада высот на маршруте;

д) организация велодорожек не только в прогулочных зонах, но и на маршрутах, ведущих к зонам транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и остановках внеуличного транспорта;

е) безопасные велопарковки с ответственным хранением в зонах ТПУ и остановок внеуличного транспорта, а также в районных центрах активности.

>
Содержание зданий и сооружений
Содержание
Решение Думы городского округа Красноуфимск Свердловской области от 3 мая 2018 г. N 27/6 «Об утверждении Правил благоустройства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Устройство проездов, пешеходных дорожек и плошадок

Устройство проездов, пешеходных дорожек и плошадок

При строительстве проездов, тротуаров, площадок и дорожек на участке необходимо соблюдать требования СНиП «Автомобильные дороги». Ниже рассматриваются особенности устройства проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, пандусов, отмосток и бордюров (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Дорожка на участке

Необходимо, чтобы покрытия, пригодные для сооружения проездов, дорожек и т. д., обеспечивали отвод поверхностных вод. Эти покрытия не должны удерживать пыль в сухую погоду и грязь во влажную. Для нижних и средних слоев оснований и покрытий под проезды, дорожки и т. д. используются щебень и гравий (табл. 3.8, 3.9).

Таблица 3.8. Использование щебня для покрытий и оснований под проезды, дорожки

Таблица 3.9. Использование гравия для покрытий и оснований под проезды, дорожки

Применение щебня и гравия требует трехкратного уплотнения каждого слоя. Первая укатка обеспечивает обжимку россыпи и устойчивое положение материала. При второй укатке достигается жесткость основания за счет того, что фракции взаимно заклиниваются. В результате последней укатки образуется плотная кора в верхней части слоя из-за расклинивания поверхности мелкими зернами. Признаками того, что слой укатан достаточно, служат неподвижность материала, исчезновение волны перед катком, отсутствие следа за катком и раздавливание отдельных фракций вальцами катка (не вдавливание их в верхний слой). Эти признаки характерны для второй и третьей укаток.

Использование шлака для устройства покрытий и оснований требует соблюдения нескольких правил. Во-первых, толщина одного уплотненного слоя не должна превышать 15 см. Во-вторых, перед распределением на поверхности шлак необходимо полить (30 л воды на 1 м 3 неуплотненного шлака). В-третьих, уплотнение шлака выполняется в два этапа: сначала легким катком без полива, затем тяжелым – с поливом небольшими дозами (до 60 л/м 3 ).

Уплотненное покрытие из шлака поливают на протяжении полутора недель (2,5 л/м 3 ).

Щебень, песок и гравий, используемые для оснований под покрытия и для покрытий, укладываемых на подготовленную (переувлажненную, заранее уплотненную, отпрофилированную) поверхность земляного полотна или корыта, следует распределять только в направлении от себя.

Подготовка переувлажненной поверхности к распределению материала заключается в следующем: на поверхности нарезаются желобки для отвода воды за 3 м от границ покрытия. Ширина желобков может колебаться в пределах 20-25 см, а глубина должна составлять не менее 1/2 толщины переувлажненного слоя. Желобки нарезают на расстоянии 3 м друг от друга, располагая по уклону или под углом 30-60° к направлению уклона. Грунт из желобков удаляют за пределы покрытия. Уклон желобков должен или повторять уклон засыпаемой поверхности, или быть не менее 2 %. Толщина распределяемого по поверхности материала должна быть достаточной для того, чтобы исключить выдавливание нижележащего грунта сквозь поры этого материала. Распределяя материал по поверхности, следует двигаться от высших отметок к низшим. В первую очередь нужно засыпать водоотводные желобки. Во время работ по распределению и уплотнению материалов оснований и покрытий недопустимо движение по засыпаемой поверхности транспорта (не считая катков) и людей.

Укладка оснований и покрытий из щебня, шлака, гравия иногда проводится в холодное время года. Это вполне возможно, но возникают определенные трудности, связанные с защитой оснований и покрытий от воздействия снега и льда.

Основания и покрытия, выполняемые из щебня высокопрочных пород, необходимо расклинивать известковым щебнем. Перед началом работ поверхность земляного полотна полностью очищается от снега и наледи. Материал основания или покрытия уплотняется и расклинивается без полива до начала смерзания. Максимальная толщина уплотняемого слоя материала – 15 см (в плотном состоянии). Основания и покрытия из активных доменных шлаков следует устраивать из частиц шлака менее 70 мм и для нижнего, и для верхнего слоя.

Во время оттепелей и перед весенним таянием снега уложенный слой необходимо очищать от снега и льда. Коррекция деформаций должна производиться только после стабилизации и просыхания грунта земляного полотна и всех слоев основания и покрытия, а также после контроля степени их уплотнения. Кроме того, возможно устройство бетонных оснований и покрытий с добавками хлористых солей.

Важными параметрами, требующими проверки при устройстве оснований и покрытий из щебня, шлака и гравия, являются качество используемых материалов, точность планировки обрабатываемой поверхности, степень уплотнения. Толщина слоя основания или покрытия определяется из расчета один промер на 2000 м 2 , но не менее пяти промеров на любой площади.

Покрытие садовых дорожек и площадок выполняется в четыре слоя (табл. 3.10).

Таблица 3.10. Устройство покрытий садовых дорожек и площадок

Каждый из укладываемых слоев равномерно распределяется по поверхности и уплотняется с поливом водой.

Иногда для покрытия дорожек и площадок применяется асфальтобетон. Такие покрытия допускается укладывать лишь в сухую погоду на сухие и чистые основания. Асфальтобетонные покрытия из горячих и холодных смесей укладывают при температуре воздуха не ниже +5 °С весной и летом и не ниже +10 °С осенью, а из теплых смесей – не ниже -10 °С.

Перед укладкой каждого слоя асфальтобетонной смеси необходимо обработать нижележащий слой или основание разжиженным или жидким битумом либо битумной эмульсией из расчета 0,5 л/м 2 . Обработка проводится за 3-5 ч до укладки слоя. Она не требуется в тех случаях, когда слой кладется на основание, обработанное органическими вяжущими материалами, или по свежеуложенному нижнему асфальтобетонному слою.

Чтобы при укладке смежных полос асфальтобетона не образовывались швы, применяются асфальтоукладочные машины, имеющие оборудование для разогрева кромок ранее уложенных полос асфальтобетона, или же стыки устраиваются путем укладки кромки по доске.

Асфальтобетонные покрытия из горячих и теплых смесей уплотняются в два этапа. Первый этап – предварительное уплотнение легкими катками в пять-шесть проходов по одному месту со скоростью 2 км/ч, причем после двух-трех проходов осуществляется контроль ровности покрытия при помощи трехметровой рейки и шаблона поперечного уклона. На втором этапе смеси доуплотняются тяжелыми катками в четыре-пять проходов по одному месту со скоростью 5 км/ч. Показателем того, что укатка завершена, считается отсутствие волны на покрытии и следа от вальца. Необходимое количество проходов катка по одному месту устанавливается пробной укаткой. В местах, где работа катка затруднена, смесь уплотняют горячими металлическими трамбовками и заглаживают горячими металлическими утюгами. В этом случае показателем качественной укладки является отсутствие следов от ударов трамбовки на поверхности покрытия.

При устройстве асфальтобетонных покрытий необходимо контролировать температуру смеси при укладке и уплотнении, ровность и толщину уложенного слоя, достаточность уплотнения смеси, качество сопряжения кромок полос, соблюдение проектных параметров. Для определения физико-механических свойств уложенного асфальтобетонного покрытия отбираются керны или вырубки не менее одной пробы с площади не более 2000 м 2 .

Коэффициент уплотнения покрытия, выполненного из горячей или теплой асфальтобетонной смеси, через 10 суток после уплотнения должен быть не менее 0,93 %, а водонасыщение – не более 5 %.

Монолитные бетонные покрытия укладывают на песчаные основания, предварительно уплотненные до коэффициента плотности не ниже 0,98. Максимальная разница в отметках смежных элементов опалубки (рельс-форм) – 5 мм. Каркасы деформационных швов и прокладки устанавливают после подготовки основания, установки и выверки опалубки покрытия. Зазор между опалубкой, каркасом и прокладками должен быть не более 5 мм. Зазоры под трехметровой рейкой на поверхности спланированного основания не должны превышать 10 мм.

Ширина одной ленты неармированного бетонного покрытия допускается не более 4,5 м, расстояния между швами сжатия – не более 7 м и между швами расширения – не более 42 м. Устраивая швы, расширенные концы штырей подвижной части шва устанавливают не далее середины трубок, надетых на эти штыри. Воду и цементное молоко, которые выступают на поверхности бетона при его уплотнении, удаляют за пределы плиты покрытия. Важным моментом устройства бетонных покрытий является качественное уплотнение бетона у деформационных швов и в местах примыкания к опалубке.

Уложенный бетон укрывают и предохраняют от обезвоживания не позже 4 часов с момента укладки, после исчезновения излишков влаги с его поверхности. Защитными покрытиями могут служить пленкообразующие материалы, битумные и дегтевые эмульсии или слой песка. Если используется именно песок, толщина слоя должна быть не менее 10 см. При этом песок рассыпается поверх одного слоя битумизированной бумаги. Песок выдерживают во влажном состоянии минимум в течение двух недель.

Если деформационные швы наносятся нарезчиками с алмазными дисками, прочность бетона покрытия должна быть не менее 100 кгс/см 2 . Глубина нанесения швов – не менее 1/4 толщины покрытия. Деревянные рейки из швов сжатия и расширения извлекаются не ранее чем через две недели после устройства покрытия. При изъятии реек нельзя допускать поломки кромок швов.

Швы заполняются мастиками после расчистки и просыхания бетона шва. Для этого следует применять горячие мастики следующего состава: 80 % битума (марок БНД-90/130 и БНД-60/90) и 20 % минерального порошка-заполнителя, который вводится в разогретый битум при приготовлении мастики. Мастики приготавливают централизованно и транспортируют к месту использования в утепленной таре. Температура разогрева битума для приготовления мастик, а также мастик во время их укладки должна составлять +160-180 °С.

Согласно требованиям СНиП при среднесуточной температуре воздуха ниже +5 °С и минимальной суточной температуре воздуха ниже 0 °С бетонирование покрытия и основания следует выполнять по монолитным и железобетонным конструкциям. По покрытию, уложенному в зимнее время, недопустимо движение транспорта весной в течение месяца после оттаивания покрытия, если бетон не подвергался искусственному подогреву до полного набора прочности.

Покрытия из сборных бетонных и железобетонных плиток для проездов, тротуаров и площадок укладывают под уклон на подготовленное заранее основание. Начинают укладку с маячного ряда, располагаемого по оси покрытия или по его краю в зависимости от направления стока вод. Укладку следует вести от себя, перемещая плитоукладочные машины по уложенному покрытию. Посадка плиток на песчаное основание выполняется при помощи вибропосадочных машин, а прикатка – транспортными средствами до исчезновения видимой осадки плиток. Уступы в стыках смежных плиток не должны превышать 5 мм. Швы между плитками заполняют герметизирующими материалами непосредственно после окончания посадки плит.

Дорожки и тротуары не шире 2 м, не рассчитанные на воздействие восьмитонной осевой нагрузки от транспортных средств, могут покрываться сборными бетонными и железобетонными плитками (рис. 3.5), которые укладываются на песчаное основание, имеющее боковой упор из грунта и уплотненное до коэффициента плотности не ниже 0,98. Минимальная толщина песчаного покрытия под сборные плитки из бетона и железобетона – 3 см. Необходимо контролировать полное прилегание плиток при их укладке и отсутствие просветов основания при проверке его шаблоном или контрольной рейкой.

Рис. 3.5. Дорожка из бетонных плиток

Плотное прилегание плиток к основанию обеспечивается осадкой их при укладке и погружением плитки в песок основания на глубину до 2 мм. Швы между плитками должны быть не более 15 мм, а вертикальные смещения в швах между плитками – не более 2 мм.

Качество укладки цементобетонных покрытий оценивается с помощью следующих критериев:

? плотность и ровность основания;

? правильность установки опалубки и устройства швов;

? толщина покрытия (путем взятия одного керна с площадки не более 2000 м 2 );

? режим ухода за бетоном;

? ровность покрытия и отсутствие на его поверхности пленок цементного молока.

Бортовые камни устанавливаются на грунтовом основании, уплотненном до коэффициента плотности не ниже 0,98, или на бетонном основании. Для бетонного основания требуется присыпка грунтом с наружной стороны или укрепление бетоном. Борт должен повторять проектный профиль покрытия. Недопустимы уступы в стыках бортовых камней в плане и профиле. В местах пересечения проездов и садовых дорожек устанавливаются криволинейные бортовые камни. Устройство криволинейного борта радиусом 15 м и менее из прямолинейных камней не допускается. Швы между камнями не должны превышать 10 мм. Раствор для заполнения швов должен приготовляться на портландцементе марки не ниже 400 и иметь подвижность, соответствующую 5-6 см погружения стандартного конуса.

Отмостки по периметру зданий должны плотно примыкать к цоколю здания. Уклон отмосток должен быть не менее 1 % и не более 10 %.

В местах, где применение механизмов затруднительно, основание под отмостки уплотняется вручную. Работа продолжается до исчезновения отпечатков от ударов трамбовки и прекращения подвижек уплотняемого материала. Наружная кромка отмосток в пределах прямолинейных участков не должна иметь искривлений по горизонтали и вертикали более 10 мм. Бетон, применяемый для отмосток, по морозостойкости должен отвечать требованиям, предъявляемым к дорожному бетону.

Ступени наружных лестниц должны изготавливаться из бетона марки не ниже 300 и с морозостойкостью не менее 150 циклов, а также иметь уклон не менее 1 % в сторону вышележащей ступени и вдоль ступени.

Admin
Оцените автора
Строительный портал
Добавить комментарий

4 × 1 =

Для вашего удобства сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами
Принять
Политика конфиденциальности
Adblock
detector