Устройство пандуса на лестнице

Устройство пандуса на лестнице

Пандусы для инвалидов

10 минут Татьяна Григорьева 4128

Пандусы для инвалидов и остальных маломобильных граждан являются важной составляющей их самостоятельного передвижения или транспортировки. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и так имеют достаточно много различных препятствий, которые снижают качество жизни, и государство должно по максимуму обеспечить им комфортное существование.

Обустройство общественных и жилых помещений пандусами для инвалидов – одно из немаловажных направлений государственной программы, разработанной для создания доступной, так называемой безбарьерной среды для людей с ОВЗ. Такие объекты должны проектироваться с учетом правил ГОСТа, иначе маломобильные граждане попросту не смогут ими воспользоваться.

Основные характеристики пандуса

Под пандусом подразумевается наклонная плоскость, позволяющая соединить горизонтальные поверхности, расположенные на разной высоте. Иными словами, это пологая дорожка без ступеней, предоставляющая возможность маломобильному человеку, который перемещается на инвалидной коляске, подняться вверх либо опуститься вниз.

Стационарные, то есть несъемные варианты данных приспособлений, которые устанавливаются на крыльце различных помещений, планируются на начальных этапах проектирования различного вида архитектурных построек.

Такие пандусы считаются наиболее надежными сооружениями, так как в основном производятся из бетона или металла. Стационарные приспособления чаще всего проектируются однопролетными, но в отдельных случаях их бывает несколько. Последние конструкции подразделяются на винтовые и П-образные.

Правила установки и размеры

Данными приспособлениями для инвалидов и прочих маломобильных граждан оборудуются участки, где людям, перемещающимся на коляске, требуется спуск либо подъем на различную высоту. Сюда относятся переходы в подземный тоннель, спуски с тротуара, входы в общественные здания и прочие объекты.

Для комфортного пользования пандусы для инвалидов-колясочников должны удовлетворять большое количество требований. К примеру, иметь определенный уклон и ширину конструкции, а также быть оснащены перилами, выполненными согласно установленным нормативам. Эти и остальные важные аспекты регламентируются общепринятыми строительными нормами и правилами – СНиП.

Минимальная разница высот, при которой необходим монтаж пандуса, – 4 см. При этом ГОСТом установлены и размеры, запрещающие его обустройство. В случае если расчетная длина пологой дорожки больше 36 м, то от сооружения пандуса придется отказаться. В такой ситуации для маломобильных людей нужно возводить не пологую площадку, а подъемник.

Это правило относится также к ситуации, если перепад высот, который планируется преодолевать при помощи пандуса, выше 3 м. При расчете ширины пологой дорожки необходимо учитывать количество людей, которые по ней одновременно смогут перемещаться.

Если планируется передвижение инвалидов-колясочников в обе стороны, то ширина лестничного марша (дистанции между двумя горизонтальными площадками) проектируется не менее 1,8 м. Если же планируется только одностороннее движение, то хватит 1,5 м.

Высота одного марша пандуса для людей с ОВЗ не должна превышать 0, 8 м. Длина его тоже имеет рекомендуемое ограничение – максимально 9 м. В отдельных ситуациях, когда не представляется возможным оборудовать прямую пологую дорожку, руководствуясь правилами, прописанными в ГОСТе, сооружают ее винтовой аналог. Данный пандус требуется конструировать так, чтобы его ширина при полном повороте составляла не менее 2 м.

Вдоль края наклонной дорожки необходимо сделать бортик высотой не меньше 5 см или оснастить ее тонкой металлической трубкой, располагающейся на высоте 10-15 см. Расстояние от потолка до пандуса, то есть так называемая минимальная высота проема, равно 2 м, а максимальная длина сооружения, которое не оборудовано специальной площадкой, не более 10 м.

Существуют такие понятия, как «чистая» и «общая» ширина. Первое означает дистанцию между двумя бортами пандуса. Второе – указывает отрезок между наиболее выступающими участками сооружения. Поэтому при создании проекта спуска всегда необходимо учитывать «общую» ширину.

Угол наклона

Основополагающим параметром, на котором базируется проектировка сооружения пологих дорожек для инвалидов, является уклон пандуса. Поверхности, имеющие наклон, необходимо конструировать под углом определенной величины, которая указана в ГОСТе. При несоблюдении требований ГОСТа приспособление становится опасным и некомфортным для людей с физическими отклонениями здоровья.

Расчет уклона пандуса производится путем соотношения его высоты к длине, то есть проецированием на горизонтальную ось, и выражается чаще всего в процентах, хотя иногда его определяют и в градусах. При обустройстве пандусов для инвалидных колясок ГОСТ рекомендует делать угол наклона не более 5 %. Если данную величину вычислять в градусах, то она будет немного меньше 3°, а конкретнее – 2,86°.

Максимальный уклон иногда разрешается увеличить, если пологая дорожка обустраивается на короткое время. Пределом в данном случае является 8 % или 4,8°. Кроме этого, обязательно должны соблюдаться два требования – перепад высот не превышает 0,5 м, а пологая дорожка не длиннее 6 м.

Кроме того, требования СНиП содержат параметры допустимого поперечного уклона, который не должен быть свыше 2 %. Необходимо добавить, что лестницы в большинстве помещений, а также у входов в них, имеют довольно значительный наклон, из чего следует: оборудование их пандусами абсолютно нецелесообразно. Во-первых, подобная конструкция не будет отвечать вышеупомянутым правилам, а во-вторых – подниматься или опускаться по наклонной с углом 30-40° не представляется возможным.

Поручни и перила

Для обустройства безопасного перемещения людей с ОВЗ пологие площадки оснащают поручнями или перилами. Правила, прописанные в нормативных документах, обязывают делать поручни по обеим сторонам лестничного марша, которым пользуются инвалиды. Если сооружение подразумевает двухстороннее движение малоподвижных граждан, то перила следует устанавливать дополнительно и вдоль средней линии пологой дорожки.

Однако если угол наклона не выше 5 %, то присутствие поручней не является обязательным. Нормы ГОСТа предусматривают монтаж поручней с двумя уровнями высоты. Первый уровень должен располагаться на высоте 0,7 м, а если подразумевается, что пандусом будут пользоваться дети-инвалиды, то он может уменьшаться до 0,5 м.

Второй уровень равен 0,9 м, но во время проектирования разрешается подбирать его высоту в интервале 0,85-0,92 м. Данные рекомендации не выходят из рамок СП. Согласно ГОСТу Р51261-99 поручни необходимо устанавливать, если высота подъема имеет размер 150 мм и выше либо горизонтальная проекция наклонной дорожки равна 1800 мм и более.

Также в данном документе немного по-другому указывается первый уровень высоты перил – 0,7-0,75 м. Окончания поручней, то есть участки, которые выходят за границы самой площадки, должны иметь размеры не менее 0,3 м (нормальной считается длина в интервале 0,27-0,33 м). Окончания перил должны быть гладкими и без острых зазубрин, чтобы человек не мог о них пораниться.

Дополнительные требования к установке перил включают в себя следующее:

  • неразрывность их по всей длине дорожки;
  • параллельность друг другу;
  • круглое сечение размером 4-6 см;
  • отступ от шероховатых стен – 6 см, от гладких – 4,5 см.

Бортики и горизонтальные площадки

Верно сконструированный и установленный пандус для людей с ОВЗ должен быть оснащен специальными ограничителями, которые имеют вид бортиков. Данное дополнение предоставит возможность больным людям безопасно передвигаться по наклонной дорожке. По ГОСТу необходимо устанавливать ограждения, имеющие размеры в высоту 5 и более сантиметров.

В местах, где пандус ограничен сплошными перилами либо близкорасположенной стеной, правила по установке бортиков не являются актуальными. Все наклонные поверхности для людей с ОВЗ оснащаются горизонтальными площадками, расположенными в начале подъема и спуска. Их минимальные габариты, согласно нормативу, равны 1,5×1,5 м.

Если наклонная дорожка слишком длинная, то есть превышает 9 метров, то ее необходимо разделить на несколько лестничных маршей так, чтобы между ними были обустроены горизонтальные площадки. Последние обязательно создаются при каждом изменении направления наклонной линии, которой пользуются инвалиды.

Аппарель и виды пандусов

Аппарели по своей сути представляют то же самое, что и пандус, то есть наклонные площадки, платформы или рампы, соединяющие две горизонтальные поверхности, находящиеся на различной высоте. Тогда как термин пандус, применяемый для детских и инвалидных колясок, зачастую относится к конструкции, состоящей из двух металлических полозьев.

Аппарелью в большинстве случаев называют одну или две широкие площадки, но принципиальной разницы между этими приспособлениями не существует. Любой из обустроенных видов данных конструкций, предназначенных для детей или инвалидов, обязан отвечать основным предписаниям ГОСТа и СНиПа РФ.

Благодаря такому соответствию, сооружения будут абсолютно безопасными для здоровья, жизни, а также имущества окружающих граждан, особенно пожилых, которые тоже относятся к маломобильным. В настоящее время существует множество вариаций пандусов и аппарелей, что позволяет подобрать подходящий для каждого конкретного здания, участка дороги или человека.

Несъемные устройства

Стационарные пандусы – фиксированные конструкции, которые обустраиваются на ступенях с максимальным учетом условий местности и архитектурных особенностей строения. Используемый для их изготовления строительный материал является очень прочным и долговечным и, как правило, достаточно тяжелым.

Данные конструкции бывают как однопролетными, так и многопролетными и обязательно должны дополняться перилами, в противном случае не будут отвечать существующим правилам. Откидные пандусы бывают при необходимости складные, в результате чего не располагаются на лестничной клетке все время.

Это жесткое приспособление поднимается вертикально с помощью специальных петель и закрепляется у стены или стандартных перил защелками. Откидной пандус, стоящий в подъезде многоквартирного здания, обеспечивает свободный проход по ступенькам лестницы и доступ к перилам всем жильцам. Подобные виды конструкций зачастую устанавливаются в общественном транспорте.

Но, к огромному сожалению, легкие и в то же время прочные модели, изготовленные из алюминия, нередко становятся приманкой для охотников за цветными металлами. Выдвижные приспособления устанавливаются в современном общественном транспорте и имеют автоматизированное управление, благодаря чему инвалидам не приходится его самостоятельно разбирать.

Съемные пологие дорожки

Раздвижные телескопические пандусы – это переносные, облегченные универсальные приспособления, созданные из двух отдельных аппарелей. Габариты и вес в разобранном и собранном состоянии для различных моделей отличаются, но все они изготовлены из прочного материала, чаще всего алюминия, имеют противоскользящее покрытие и способны выдержать 200-400 кг.

Переносной телескопический пандус для инвалидов идеально подходит для заезда в транспорт, по лестницам и прочим труднодоступным для коляски подъемам. Его можно раздвинуть на требуемую длину или, наоборот, к примеру, при преодолении порогов, пользоваться в сложенном состоянии. Средняя длина составляет 1,5 м, поэтому такое устройство компактно, но в раздвинутом виде оно достигает 3,5 м.

Рулонные (ролл) пандусы последнее время приобретают популярность, так в рабочее положение они приводятся достаточно легко. А когда в них нет потребности, их можно свернуть в рулон, максимально удобный для хранения. Они могут состоять из одной сплошной аппарели либо из двух отдельных. Такие устройства сверхпрочные, легкие и доступны для использования в любые погодные условия.

Эти конструкции собираются из отдельных модулей, ввиду чего бывают различных габаритов, которые можно изменять по необходимости. На текущий момент это наиболее простая и удобная разновидность съемных приспособлений для инвалидных колясок, которая зачастую используется при проведении публичных мероприятий.

Пандусы для порогов – достаточно небольшие сооружения, которые зачастую изготавливаются из листа металла и могут быть предназначены для конкретного порога либо делаются разборными, подходящими для нескольких незначительных возвышений. Их еще называют перекатные пандусы.

Читать еще:  Несъемная опалубка для колонн

Рампы – это наиболее мобильные сооружения, предоставляющие возможность преодолевать небольшие преграды на пути. Основными их преимуществами являются компактные размеры, малый вес и нестандартное строение.

Заключение

Людям с ОВЗ недоступны многие блага. Свободное и комфортное перемещение – это самое банальное, что они могут себе позволить. Поэтому оснащение лестничных конструкций и входов в большинство зданий должны быть оборудованы пандусами и прочими приспособлениями для удобного передвижения. Не менее важным моментом является строгое следование нормам СНиПа, чтобы инвалиды могли не только беспрепятственно перемещаться, но и были в абсолютной безопасности.

Устройство пандуса для инвалидов

В обустройстве городской инфраструктуры потребности инвалидов всегда были больной темой. Потребности инвалидов, или как модно стало именовать, часть общества с ограниченными возможностями, – маломобильной группы населения, только сейчас начинают по-настоящему учитывать при определении параметров общественных зданий, пешеходных зон и транспорта.

В ходе подготовительных работ к Олимпиаде и Параолимпийским играм в Сочи 2014 года в 2011 году Министерство регионального развития решило пересмотреть старый СНиП 35-01-200, регламентирующий нормы устройства с целью обеспечить возможность инвалидов нормально перемещаться в любой части общественных зон городской инфраструктуры.

Пандус в трактовке нормативных положений СП 59.13330.2012

Основная часть проблемы заключалась в модификации устройства ступенчатых лестниц таким образом, чтобы стандартные выход зданий, пешеходные переходы, тротуары и сервисные площадки общественного транспорта стали доступными для перемещения на коляске или с любыми другими вспомогательными устройствами. Новый СНиП добавил дополнительных забот и работ хозяевам всех общественных заведений, теперь пандус для инвалидов стал рассматриваться обязательным устройством входа любого магазина или гостиницы.

Устройство пандуса для коляски инвалида всегда состоит минимум из трех основных элементов:

  • Пологого бесступенчатого марша, установленного параллельно лестничному пролету на входе в здание;
  • Вспомогательной системы поручней и ограждений;
  • Информационной разметки и предупредительных знаков, дающих возможность лицам с плохим зрением ориентироваться в пространстве пандуса.

.

Пандус в 8 случаях из 10 делают стационарным, с отдельным сектором движения для инвалидов. Во-первых, это гарантирует прочность и надежность устройства, обеспечивающего нормальное пользование лестницей инвалидами. Во-вторых, безопасность движения по стационарному маршу на порядок выше разборного или съемного устройства. Только в случае, когда размеры площадки крыльца не позволяют установить стационарное устройство, применяют съемный или откидной вариант пандуса.

Норма подъема в 5 см высоты на каждый метр пройденного пути означает, что на человека массой в 100 кг действует сила сопротивления в 50Н. Примерно такое же усилие необходимо приложить для того, чтобы открыть входную дверь. Суммарное разгибающее усилие рук у взрослого человека, даже инвалида, составляет не менее 100Н, или 10 кг. Это минимум, гарантирующий возможность самостоятельного управления инвалидной коляской.

Существующие в Европе нормы уклона в подобных устройствах 1,5% ориентированы на лиц, находящихся под опекой в медицинских учреждениях и не способных самостоятельно перемещаться на улице.

Среднее время преодоления инвалидом марша длиной в 9 метров составляет не более 4мин.

Кроме ограничения курсового наклона в 5%, СНиП вводит ограничение бокового или поперечного наклона поверхности устройства не более 2%. Даже такая незначительная величина приведет к отклонению от курса движения минимум на 15 см на каждые 10 м пролета. Это значит, что длинные пролеты пандуса должны особо тщательно контролироваться по параметру поперечного уклона.

Требования к обустройству маршевых склонов

В требованиях СНиП есть четкие указания на устройство и размеры пролетов. Общая суммарная протяженность маршей не должна превысить 36м. На самом деле это очень много для входной группы здания.

Например, если взглянуть на чертеж, становится ясно, что при максимальном 10% наклоне, на каждый метр высоты инвалиду необходимо преодолеть десять метров подъема, соответственно, при норме в 5% потребуется не менее двадцати метров длины пролета. При этом высота одного пролета ограничена величиной в 80 см. При среднестатистической высоте крыльца в 1,2 м потребуется три марша по 7 метров и две площадки размером длиной 130-150 см и шириной в размер марша. В этом случае размеры устройства пандуса вдвое превысят размеры лестницы крыльца. Объем работ по обустройству пандуса будет больше, чем стоимость постройки отдельного входа.

Подобный вариант устройства пандуса, скорее всего, не подойдет для входа в офис или общественное заведение, расположенные на оживленной улице со стандартным 3-х метровым тротуаром. Небольшая территория крыльца не позволит выполнить необходимый объем работ по устройству полноразмерных пролетов. В этом случае вход в здание приходится делать с боковой стороны с обязательной разметкой и указателями для инвалидов на возможность воспользоваться альтернативным входом. Такие варианты устройства входа для инвалидов не противоречат нормативным документам.

СНиП прямо указывает на необходимость обеспечить устройство пандуса:

  • Прочным ограждением и перилами, обеспечивающими безопасное перемещение без риска сваливания с пролета при непредвиденных обстоятельствах;
  • Начальной и оконечной площадками, размером не менее 150х150см;
  • Специальным покрытием, предупреждающим проскальзывание колес или подошв обуви сопровождающего;
  • Разметкой на площадках, позволяющей достаточно свободно ориентироваться в направлении движения по пандусу;
  • Навесом, закрывающим пролеты от снега и дождя.

    Все площадки пандуса должны иметь твердое покрытие и систему водоотвода, позволяющую максимально эффективно предупреждать возникновение грязевых, ледяных и снежных наносов на поверхности маршей. Большинство работ, связанных с обслуживанием пролетов, направлено на очистку системы противоскольжения от загрязнений.

    Ширина пролета, согласно СНиП, может быть от 90 до 100 см, при соблюдении правил обустройства поручней бокового ограждения.

    Требования к ограждению и перилам

    Норма безопасности СНиП требует наличия ограждения на устройстве в виде двух рядов поручней на высоте 70 и 90 см. Для детских учреждений обязательно наличие поручней на высоте 50 см. Такое положение поручней позволяет без риска опрокидывания перемещаться вверх или вниз, используя перехваты рук как непосредственно инвалиду-колясочнику, так и лицу, сопровождающему его. Кроме того, такое расположение позволяет инвалиду самостоятельно корректировать направление движения коляски.

    Пандус обязательно оборудуется дополнительным ограничительным ограждением, если ширина лестницы составляет четыре и более метров. Жесткость и прочность устройства поручней должна быть достаточной для обеспечения вертикальной и горизонтальной нагрузки в 500Н.

    В рекомендациях свода правил определено устройство поручней пандуса. Сечение поручня, желательно круглое, должно обеспечивать удобный, полный хват кистью руки. В верхней части ограждение может быть меньше по ширине, чем в основании или в срединной части. Главное – необходимо правильно рассчитать ширину по средней высоте, чтобы обеспечить удобство работы руками для инвалида в коляске при движении по пролету.

    В большинстве описанных конструкций пандуса рекомендуется устанавливать дополнительные вертикальные стойки. Они улучшают поперечную жесткость устройства и создают дополнительные удобства инвалидам при поворотах на угловых или промежуточных площадках.

    Особенности обустройства и эксплуатации

    Зачастую практичность устройства пандуса мало интересует владельцев здания. При проведении работ проектирования и «привязки» устройства к реальному крыльцу чаще всего допускают следующие недоработки:

  • Угол наклона пролета заведомо велик для нормального самостоятельного пользования инвалидом устройством пандуса;
  • Размеры верхней площадки необходимо рассчитать на нахождение на крыльце одновременно инвалидной коляски и обычных посетителей;
  • Самым критичным местом, из-за которого инвалиду сложно воспользоваться пандусом, является устройство площадки, с которой начинается подъем по пролету. Высота и устройство бордюра перед въездом на пандус превышает возможности инвалида самостоятельно начать движение по маршу.

    Информация и разметка перемещения

    Большинство построенных пандусов в городских офисах имеют прекрасную механическую конструкцию, красивое оформление и дизайн, но при этом они очень ограничены в информационном обеспечении, и практически всегда отсутствует разметка на тротуаре и въездной площадке. Даже здоровый человек не всегда правильно сообразит траекторию и маршрут перемещения по конструкции из бетона или стали, а инвалиду намного сложнее.

    Кроме основных размерных и конструкционных требований, в СНиПе практически нет ни слова о контроле над движением человека в инвалидной коляске по маршу пандуса. Если в процессе движения коляска застряла, опрокинулась, случился приступ, или произошла любая другая экстренная ситуация, оказать инвалиду помощь могут только случайные люди, оказавшиеся поблизости. Мировые стандарты оснащения пандусов требуют как минимум наличия камер наблюдения, охватывающих все устройство пандуса. И делают их хозяева, в большей части, не ради заботы, а прежде всего, из-за необходимости иметь документальное подтверждение своей непричастности к любым ситуациям, связанным с получением инвалидами травм при пользовании устройством пандуса.

    Заключение

    Хорошим способом избавить себя от проблем со стороны контролирующих органов и разного рода организаций, в чьи обязанности входит работа по развитию и строительству специальных условий для инвалидов, является проведение сертификации конструкции пандуса. Даже простое общение с представителем органов сертификации позволит вам узнать много полезного, что поможет в выполнении подобных устройств для инвалидов.

    Все об откидных пандусах в подъезд для детских колясок

    Пандус – сооружение, позволяющее соединять две горизонтальные площадки, которые находятся в разных уровнях. Место установки пандусов – лестничные марши. Необходимо давать себе отчет в том и понимать, что данное сооружение не просто удобный спуск, а сложная конструкция. К такому элементу архитектуры предъявляются высокие требования эргономичности и безопасности. Применяются такие приспособления для небольшого колесного транспорта, такого как инвалидные коляски, коляски для перевозки детей.

    В общественных местах законодательно предусмотрена при строительстве, реконструкции или ремонте, установка пандусов. Проблемными остаются места в жилых домах, особенно в тех, которые сданы были десятилетия назад. Выходом из этой ситуации и решением проблемы могут служить откидные пандусы. Например, для перемещения детских колясок.

    Читать еще:  Щитовая опалубка для колонн

    Почему откидной

    Ширина лестничных маршей в существующих жилых зданиях не позволяет устанавливать стационарные пандусы. Так как ширина ступеней не превышает 160 см. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации может послужить устройство в жилых многоквартирных домах откидных пандусов.

    В сложенном (не рабочем) состоянии приспособление не мешает перемещению жильцов по лестнице. В открытом состоянии обеспечивает удобное перемещение колясок между этажами.

    ГОСТ на откидные пандусы

    Устройство пандусов в зданиях регламентировано Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Отдельных требований и норм на откидные пандусы не существует. Также отсутствуют требования для устройства приспособлений под перемещение детских колясок. Эта категория малогабаритных транспортных средств в нормативных документах отсутствует вовсе.

    Виды пандусов для подъездов

    Существуют два вида пандусов:

    • стационарные
    • аппарели (переносные, откидные и пр.).

    Стационарные представляют собой монолитные наклонные плоскости из бетона, металла. Монтируются в тех местах, где есть достаточно места для прохода рядом. Установка таких элементов строительства закладывается на стадии проектирования здания.

    Мобильные пандусы или аппарели могут быть приставными (съемными), откидными, телескопическими, складными секционными.

    1. Съёмная аппарель может применяться в тех случаях, где есть на входе в подъезд максимум 2-3 ступени и эту площадку можно оставлять в самом подъезде.
    2. Откидной устанавливают в тех пространствах, где ограничена ширина лестничного марша и есть ограждения, куда можно смонтировать устройство.
    3. Телескопические элементы, как один из вариантов съемного пандуса, применяется при большом значении угла подъема. Также как и съемный, может временно храниться в подъезде.
    4. Двухсекционный складной – одна из разновидностей откидного пандуса. Применяется в случае обеспечения проезда широких колясок. Превышает по компактности обычный, откидной. Устанавливается со стороны перилл на лестничном марше.

    ВАЖНО! При устройстве пандуса необходимо учитывать ширину колеи колесного транспорта. Ширина между полозьями должна быть универсальной и подходить абсолютно для всех типов колясок.

    Материал для пандуса

    В процессе изготовления откидного пандуса могут использоваться:

    Пандус из дерева может быть скорее временным, чем постоянным. К тому же такой вид устройства можно изготовить и установить самостоятельно. При изготовлении устройства из такого материала, необходимо не забывать про безопасность перемещения по нему и закрепить ограничительные бруски по краям устройства. Высота брусков не должна отличаться от высоты бортов металлических полозьев.

    ВАЖНО! При выборе такой конструкции необходимо рассчитывать толщину досок так, чтобы они могли выдерживать значительный вес.

    Аппарель из стали представляет собой два скрепленных между собой швеллера. Для нормального использования устройства необходимо выбирать швеллер не меньше №14 (ширина 140 мм). При этом получается очень громоздкая и тяжелая конструкция. Родителям с колясками или инвалидам в одиночку с таким оборудованием не справиться.

    Алюминиевый пандус – самый технологичный. За счет своей легкости и прочности, мог бы занять место самой используемой аппарели. Как и стальной, он изготавливается из алюминиевых швеллеров, где вертикальная стенка служит отбойником для колес. Наличие этого элемента является составляющим элементом безопасности при изготовлении откидного пандуса. Недостатком таких аппарелей является их высокая стоимость.

    Пандус из оцинкованной стали самый популярный вид. Невысокая стоимость, устойчивость к коррозии делает эти устройства лидером среди прочих видов мобильных пандусов. Внешний вид, способы изготовления аналогичны стальным и алюминиевым.

    Плюсом является низкая стоимость, а минусом острый край отбортовки полозьев. Так как для необходимой легкости конструкции применяется сталь толщиной 1 мм.

    ВАЖНО! Полозья пандусов могут быть снабжены противоскользящими устройствами. Это могут быть как противоскользящая лента, так и специальные рифленые поверхности. Они могут быть образованы за счет нанесения рисок на металлические полосы, служащие направляющими.

    Размеры

    ГОСТами и СНиПами регламентированы только размеры пандусов для инвалидных колясок. Для детских колясок таких правил не существует.

    Максимальная длина наклонной части не должна превышать 9 метров. Если больше, то необходимо устраивать горизонтальные площадки. Уклон составляет 1/12. Т.е если перепад по высоте составляет 1 м, то длина наклонной части пандуса должна быть 12 м.

    Нормативная ширина пандуса составляет 0,9 -1,0 метра. Это расстояние от поручня до поручня. Размеры полозьев с учетом бортов 40*200*20 мм, расстояние между полозьями 250-300 мм. Внутренняя высота бортов составляет 20 мм, а наружная – 40 мм. Такие размеры позволяют комфортно использовать коляски с маленькими колесами, а борт в 40 мм обеспечивает безопасность передвижения.

    Откидные устройства для детских колясок могут не различаться размерами от пандусов для инвалидов. Однако, на практике пандусы для детских колясок изготавливаются по следующему чертежу или схеме:

    Изготовление и установка

    Используя знания в монтаже, пандус можно сделать самостоятельно. Для этого нужно:

    • снять размеры лестничного марша (длина, ширина, высота перил);
    • согнуть полозья из оцинковки или алюминия на специальном прессе;
    • согнуть уголки распорки;
    • приобрести петли для крепления устройства к стене;
    • приобрести крепежный материал (саморезы, болты, анкера, заклёпки).

    Подготавливая полозья нужно учесть, что их длина должна быть равна длине лестничного марша. В качестве полозьев можно использовать оцинкованные профили. Профиль должет быть тонкостенным, потому что он опирается на каждую ступеньку лестничного марша. Если при изготовлении использовался гладкий профиль, то на каждую полосу полозьев можно наклеить противоскользящую ленту.

    Толщина распорок колеблется в диапазоне 1-2 мм, а ширина – 40 мм. Длина распорок должна соответствовать среднему расстоянию между колесами колясок. Крепить полосы и полозья между собой необходимо заклёпками с круглой головкой. Болты и гайки могут мешать проезду коляски.

    Петли для откидного пандуса должны быть крепкими, так как несут на себе всю нагрузку конструкции. Для установки петель на стену используются распорные анкера. Эти крепления важны, так как постоянное открывание и закрывание пандуса может привести к расшатыванию.

    Установку конструкции необходимо проводить со стороны стены. Если это не возможно, то крепление можно провести на противоположной стене.

    ВАЖНО! Тонкостенный легкий откидной пандус опирающийся на каждую ступень в жилом многоквартирном доме не подходит для перемещения инвалидов-колясочников. Так как угол наклона лестничных маршей во всех жилых домах советской постройки очень крутой.

    Кто должен устанавливать пандус

    Установка пандусов в многоквартирных домах без согласования с ТСЖ – запрещена. Статья 19 Конституции РФ говорит о равенстве прав и свобод всех граждан. Для обоснования монтажа устройств есть закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статьи этого закона, а именно 15 и 16 устанавливают право инвалидов на доступ в общественные места, здания и сооружения наравне со всеми.

    ТСЖ отвечают за эксплуатацию входов в подъезд и самих подъездов. Это значит, что без их согласования монтаж каких-либо устройств на подведомственной им территории невозможен.

    После вступления в силу Жилищного Кодекса, перестала существовать норма, когда необходимо было получать согласие 2/3 количества жильцов подъезда для установки дополнительных устройств.

    Это облегчает работу по получению согласований, и обратиться с просьбой об установке пандуса может один человек. Для получения разрешения нужно написать заявление в местный ЖЭК и оформить необходимые документы. При подаче заявления необходимо указать ссылки на законы и предоставить фотографию лестничного марша, где планируется установка оборудования. На рассмотрение заявления у чиновников есть 30 дней. После согласования ЖЭК силами своих рабочих проводит установку съезда — выезда.

    Возможен ли монтаж своими руками, нужно уточнять в ТСЖ.

    Установка всех элементов проводится по утвержденным техническим регламентам. Неправильно или самовольно установленные устройства подлежат демонтажу, а на виновных накладывается штраф.

    ВАЖНО! Двери в подъезд после установки устройства должны открываться и закрываться. Проход по лестнице для жильцов не должен быть ограничен после монтажа устройств.

    Складной пандус для инвалидных колясок

    Складные устройства для инвалидных колясок используются в случаях, где отсутствуют стационарные аппарели. Типов складных пандусов несколько:

    • телескопические;
    • рулонные (ролл — пандусы);
    • складные;
    • рампа.

    Телескопические применяются на входах в подъезд и на лестничных маршах, где угол наклона лестничного марша не удовлетворяет ГОСТ 51261-99. Такие элементы удобны, так как в сложенном состоянии занимает немного места и может храниться либо дома, либо в технических помещениях подъезда на первом этаже.

    Ролл – пандусы – новинка в группе мобильных устройств. Это одна из разновидностей сплошных пандусов. Изготавливается из авиационного алюминия, а потому имеет небольшой вес. А за счет оригинальности конструкции ещё имеет небольшие габариты в сложенном состоянии. Может перемещаться прямо на коляске и использоваться в необходимых для этого местах.

    Непосредственно складные аппарели, раскладываются как книжка. За счет материала, из которого они изготовлены, они не тяжелые и могут так же, как и телескопические, храниться в квартире и использоваться непосредственно по назначению в то время, когда этого требует ситуация. В особенности на коротких и крутых лестничных маршах.

    Рампа – небольшая площадка размером 85 см. Изготовлена из резины и металла и предназначена для преодоления небольших препятствий.

    Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

    Вы здесь

    Лестницы и пандусы в парковом и городском ландшафте

    Для осуществления пешеходных связей между поверхностями в разных уровнях при продольном уклоне дорожек более 60 % следует предусматривать устройство лестниц и пандусов.

    Лестницы. Лестницы — это специальные устройства для перехода с одного уровня рельефа на другой. Они играют важную архитектурно-художественную роль в парковом и городском ландшафте. По своему назначению и оформлению парковые лестницы подразделяют:

    • на главные — на основных пешеходных дорожках и аллеях — шириной 10 м и более. Они имеют парадное оформление с использованием скульптуры, светильников, цветочниц, фонтанов и других элементов декора, обычно оборудованы декоративными перилами;
    • второстепенные — на боковых (второстепенных) аллеях и дорожках — шириной от 2,5 до 10 м, более простые в оформлении бортов и перил;
    • тропиночные — на дополнительных пешеходных дорожках до 2,5 м шириной, или тропах с отдельными ступенями.

    Размещение лестниц на склонах может быть выполнено в различных вариантах: в сочетании с подпорной стенкой, на газоне с перилами, без боковых ограничителей (рис. 5.1). Повороты, изгибы лестниц усиливают впечатление от окружающего пространства, изменяют углы, под которыми рассматриваются наиболее интересные объекты.

    Рис. 5.1. Размещение лестниц на склоне: I — лестницы с подпорными стенками: а — в насыпи; б — в выемке; в — в полунасыпи-полувыемке; II — лестницы без подпорных стенок: а — ступени-плиты, лежащие на поверхности откоса; б — ступени, врезанные в склон; в — ступени, сформированные локальной подсыпкой грунта

    Рис. 5.2. Параметры ступеней (а) и визуальное восприятие лестницы (б): 1 — проступь; 2 — подступенок; 3 — человек; h — высота подступенка; b — ширина проступи

    Однако несмотря на важность эстетических качеств лестницы главным при проектировании и строительстве лестницы являются ее безопасность и удобство передвижения пешеходов. Создание лестницы, максимально удобной для движения, основано на расчете соотношения между размерами ее основных элементов: проступи и подступенка.

    Читать еще:  Масло для смазки опалубки

    Проступь (горизонтальная поверхность ступени) характеризуется шириной b и поперечным уклоном i, подступенок (вертикальная плоскость ступени) характеризуется высотой h (рис. 5.2, а). При изучении особенностей движения пешехода по лестнице было установлено, что двойная высота подступенка и ширина проступи в сумме должны соответствовать средней длине шага человека:

    2h + b = 0,58. 0,65 м.

    В связи с тем что движение пешеходов по дорожкам парков и садов в основном связано с прогулками и отдыхом, для удобства перемещения создают лестницы со ступенями высотой 10. 12 см и шириной 38. 40 см. Стандартную крутизну откоса парковых лестниц принимают 1 : 4. Такие лестницы значительно облегчают подъем по сравнению с типовыми лестницами в жилых и общественных зданиях, где высота и ширина ступеней равна соответственно 15 и 30 см.

    В остальных случаях в зависимости от перепада рельефа и крутизны откоса размеры проступи и подступенка рассчитывают, используя приведенную формулу, методом подбора значений. Это позволяет обеспечить точное сопряжение первой и последней ступеней лестницы с покрытиями примыкающих площадок. Примерные размеры ступеней в зависимости от крутизны склона приведены в табл. 5.1.

    Таблица 5.1. Размеры ступеней в зависимости от крутизны склона

    Крутизна участка, % Высота подступенка, см Ширина проступи, см
    200 9 45
    400 14 35
    600 17 28
    800 19 24
    1000 21 21

    Таким образом, критичными размерами ступени являются 21 x 21 см, что позволяет размещать лестницу на откосе с максимальной крутизной 1 : 1 под углом 45°. Дальнейшее сокращение ширины проступи недопустимо. Однако при проектировании следует избегать таких крутых лестниц в целях обеспечения безопасного движения, особенно в зимний период. Не рекомендуется использовать лестницы с шириной проступи менее 35 см. Если же такие лестницы необходимы, то их обязательно нужно оборудовать перилами. При необходимости сопряжения участков с резкими перепадами рельефа рекомендуется использовать лестницы с поворотами.

    Важными параметрами лестниц являются число ступеней и общая высота лестницы. Одиночные ступени представляют повышенную опасность для пешеходов, они мало заметны, на них легко споткнуться или оступиться. В связи с этим они не должны использоваться. В крайнем случае можно применять лестницы с двумя, а лучше — с тремя ступенями. Для акцентирования внимания пешехода на препятствии такие лестницы должны быть обозначены светом, посадками растений, перилами и др.

    Лестницы на объектах ландшафтной архитектуры важно проектировать с учетом особенности психологии посетителей и их физической выносливости. Невысокие спуски и подъемы высотой 0,3. 0,5 м, рассчитанные с определенным ритмом, могут стимулировать перемещение по объекту, в то время как перепады 1,8 м и более не заинтересовывают и воспринимаются посетителями как требующие значительных усилий для подъема, что может существенно ограничить движение. Отсутствие интереса к высоким подъемам также связано с особенностями визуального восприятия. Так, посетителю важно видеть, куда он движется, что его ожидает при подъеме (рис. 5.2, б). Средний уровень линии взгляда человека находится на высоте 1,5 м. В связи с этим максимум через каждые 1,5 м по высоте, что соответствует 10. 12 ступеням, называемым маршем, необходимо устраивать площадки. Длина площадки должна быть не менее 1,5 м, что соответствует длине двух шагов и позволяет пешеходу не сбиваясь с ритма продолжать движение по лестнице. Если необходимо разместить площадку большей длины, то ее следует рассчитывать, каждый раз прибавляя к минимальному размеру (1,5 м) расстояние, кратное длине двух шагов.

    Лестница с разгрузочными площадками в зависимости от числа маршей называется двухмаршевой или многомаршевой. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по высоте подступенка и ширине проступи.

    Для организации поверхностного стока дождевых вод на лестницах предусматривают уклоны и дождеприемные устройства (лотки, колодцы), связанные с ливневой сетью. Ступени должны иметь поперечный уклон 10. 20% и продольный уклон 5. 10%, что позволит избежать беспорядочного стока воды с одной ступени на другую и образования наледи в холодное время года. При проектировании многомаршевых лестниц в расчетах также нужно учитывать продольный и поперечный уклоны площадок, необходимые для обеспечения поверхностного стока — 5. 20%.

    Для удобства передвижения по лестнице важна также ее ширина. На городских территориях она не должна быть меньше 1,5 м, что позволяет разойтись двум человекам, идущим в противоположных направлениях; в частных садах ширина лестницы может быть уменьшена до 1,05 м.

    Для строительства лестниц используют различные конструкции, выбор которых тесно связан с интенсивностью пешеходных нагрузок, архитектурно-художественным обликом объекта и объемом финансирования.

    Наиболее широко применяют бетонные конструкции с использованием металлической арматуры, которые позволяют создавать лестницы непосредственно на объекте. Такие конструкции практически универсальны, но только в том случае, если мы имеем дело со стабильными грунтовыми основаниями, не подверженными каким-либо деформациям. Максимальной устойчивостью будут обладать лестницы, ограниченные боковыми стенами (см. рис. 5.1, а, б). Особенно это важно на насыпных склонах, где есть опасность смещения грунта, например в результате его просадки.

    Рис. 5.3. Конструкции лестниц: а — на свайном железобетонном фундаменте: 1 — щебень; 2 — фундамент из армированного бетона; 3 — уровень промерзания грунта; 4 — подготовленное грунтовое основание; б — расположенная между боковыми подпорными стенками: 1 — боковая подпорная стенка; 2 — бетонная конструкция лестницы; 3 — металлическая сетка (15 х 15 см); в — с укреплением отдельных ступеней: 1 — каменные плиты; 2 — цементно-песчаная смесь; 3 — щебень; 4 — бетон; 5 — растительная земля, смешанная с семенами столонообразующих трав, или покрытие из каменных высевок; 6 — деревянный брус, обработанный защитным составом; 7 — дерево

    Конструкции садово-парковых (наружных) лестниц по способу их укрепления можно подразделить на три основных типа (рис. 5.3):

    • на свайном железобетонном фундаменте;
    • расположенная между боковыми подпорными стенами;
    • с укреплением отдельных ступеней.

    При строительстве фундамента необходимо учитывать глубину промерзания грунта, которая зависит от климатического района. Устройство монолитных конструкций требует проектирования швов расширения с обеспечением их защиты от проникновения влаги с помощью гидроизоляционных материалов.

    При строительстве лестниц необходимо предусматривать их защиту от подтопления (дренажные устройства), которое может спровоцировать разрушение конструкции.

    Для создания ступеней используют материалы природного и искусственного происхождения: камень различных видов, дерево в виде бруса и бревен небольшого диаметра, клинкерный кирпич, бетонную плитку и другие, а также готовые лестницы или отдельные ступени, отлитые из бетона, или конструкции из металла.

    Верхнее покрытие ступеней должно быть устойчиво к пешеходным нагрузкам и обладать нескользкой поверхностью. На территории общественных пространств города в целях безопасности пешеходов край первых ступеней лестниц рекомендуется выделять полосами яркой контрастной окраски, а также использовать тактильное покрытие — покрытие с ощутимым изменением фактуры поверхностного слоя, на расстоянии не менее 0,8 м от ступеней.

    Пандусы. Пандусы также предназначены для передвижения транспорта и пешеходов с одного уровня поверхности на другой. Они представляют собой наклонные поверхности без ступеней. Пандус при одинаковой высоте обычно бывает в 3 — 4 раза длиннее лестницы. Пандус характеризуется крутизной, выраженной в отношении его высоты к длине заложения.

    Пандусы устраивают параллельно или под небольшим углом к линии бровки откоса. При отсутствии ограничений планировочного решения территории пандус может быть врезан в откос в направлении, перпендикулярном бровке откоса, и продолжаться в выемке в пределах верхней спланированной площадки до совпадения его отметок с спланированной поверхностью.

    В зависимости от функционального назначения различают три категории пандусов:

    1) пандусы для передвижения пешеходов и инвалидов на колясках;
    2) пандусы вдоль лестниц для перемещения ручной клади на колесиках, детских колясок и велосипедов;
    3) бордюрные пандусы для обеспечения спуска с тротуара на уровень проезжей части.

    К пандусам первой категории предъявляются наиболее жесткие требования. Рекомендуемая крутизна пандуса для передвижения пешеходов — 1 :10 (100 %о); для передвижения инвалидов на колясках — не более 1 : 12 (83 %). Минимальная ширина пандуса, рассчитанная на движение одного человека, — 0,9 м, для двух человек — 1,8 м. Если длина пандуса превышает 9 м, то необходимо предусматривать горизонтальные площадки длиной 1,5 м; при повороте пандуса размер площадки должен быть не менее 1,5 х 1,5 м (рис. 5.4).

    Рис. 5.4. Типовые конфигурации и размеры пандусов: а — для движения одного человека; б — для двух человек; в — пандус с поворотом; 1 — площадка; 2 — пандус; 3 — поручень

    Наиболее широко распространены пандусы второй категории, расположенные параллельно лестнице (рис. 5.5). Ими пользуются пешеходы с колясками или велосипедами. Такие пандусы обычно имеют большую крутизну. Они должны быть оборудованы поручнями и иметь рельефную поверхность для их безопасного использования.

    Рис. 5.5. Пандус вдоль лестницы

    Рис. 5.6. Бордюрный пандус: а — разрез: 1 — вертикальный гранитный борт; 2 — утопленный гранитный борт; 3 — дорожное покрытие; 4 — пониженный гранитный борт; б — план: 1 — наклонный борт для прохода; 2 — утопленный гранитный борт

    Бордюрные пандусы (рис. 5.6) также являются исключением. Для них допускается крутизна 1:8(120 %) при условии, что длина спуска не превышает 0, 9 м; рекомендуемая ширина таких пандусов — 1,2 м.

    Все пандусы должны иметь неразмокаемое, твердое, нескользкое покрытие, удобное для пешеходов. Для строительства пандусов можно использовать бетонные и другие монолитные твердые покрытия с выраженной шероховатой фактурой верхнего слоя за счет отливки или включения обнаженного заполнителя. При использовании наборных покрытий нужно обеспечивать высокое качество стыковки элементов друг с другом.

    Переходной конструкцией между пандусом и лестницей является ступопандус, имеющий широкие низкие ступени с наклонной поверхностью (рис. 5.7).

    Рис. 5.7. Конструкция ступопандуса: а — разрез: 1 — бетонный брус на цементном растворе; 2 — галька, утопленная в цементный раствор; 3 — бетонное основание; 4 — уплотненный песок; 5 — щебень; 6 — подготовленное грунтовое основание; б — план

    Ступопандусы значительно облегчают спуск и подъем по крутым протяженным склонам, на которых невозможно установить лестницы. Их размещают на склонах с крутизной 25. 83%.

    Проектируемая крутизна ступеней ступопандуса — 1 : 12, а высота подступенка зависит от первоначальной крутизны склона. Для удобного передвижения высота подступенка не должна превышать 10 см, а ширина проступи не должна быть меньше 90 см (предпочтительно — 150 см). Допускается ширина проступи — до трех шагов.

    Для обеспечения безопасного движения покрытие ступеней ступопандуса не должно быть скользким, края проступи могут быть выделены другим по цвету или текстуре покрытием для того, чтобы быть более заметными. Наиболее часто для ступеней ступопандусов используют наборные покрытия из мелких элементов (брусчатка из колотого камня), а также монолитные покрытия с обнаженным заполнителем. В качестве подступенка укладывают брус с прямоугольным сечением или поребрик из бетона или природного камня (см. рис. 5.7).

    Ступопандус иногда называют итальянским пандусом, так как он широко представлен на многочисленных итальянских виллах эпохи Возрождения, расположенных на сложном рельефе.

    Источник: Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Теодоронский В.С.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector