Устройство площадки из тротуарной плитки

Содержание

Устройство площадки из тротуарной плитки

Технология укладки тротуарной плитки своими руками

Для устройства дорожек и подъездов к зданию на участках индивидуальной застройки часто используется плитка, что легко объясняется ее доступностью, прекрасным внешним видом и высокими эксплуатационными показателями. Техника укладки тротуарной плитки не особо сложна, а потому такую работу вполне можно осуществить своими силами, в домашних условиях, так сказать.

Сегодня производители строительных материалов выпускают большое количество видов тротуарных плит, отличающихся цветом, формой, сырьем, из которого они изготовлены, а также своими техническими характеристиками. Несложно запутаться в этом разнообразии.

Виды и рекомендации по выбору

Вопрос выбора чаще всего строится лишь на финансовых возможностях владельца участка, поскольку хорошая тротуарная плитка стоит дорого, а дешевая – недолговечна и не слишком красива. Современный рынок строительных материалов предлагает классифицирую ее основные типов по исходному сырью, то есть изготовленную из:

  • натурального природного камня твердых пород;
  • натурального камня мягких пород, таких как песчаник или плитняк;
  • искусственного камня;
  • керамики и других материалов обжига;
  • цветного и монохромного бетона;
  • полимерпесчаных смесей.

Наиболее часто индивидуальные застройщики приобретают плитку, изготовленную из цветных бетонных смесей. Этот материал доступен по цене и продается в практически любом строительном магазине.

Качественная плитка из цветного бетона изготавливается способом вибролитья или вибропрессования. Штучные изделия, сделанные методом вибролитья, отличаются ярким цветом и более гладкой поверхностью. Вибропрессованный материал более прочен и морозостоек, но не такой яркий.

Также иногда предлагают штампованную плитку. С ее покупкой будьте очень осторожны, так как это, скорее всего, материал низкого качества, изготовленный кустарным способом.

Очень важным вопросом является толщина материала, с которой вы должны определиться до того, как укладывать тротуарную плитку своими руками. Для пешеходных дорожек на приусадебном участке рекомендуется толщина 40 мм, а для автомобильной стоянки – не менее 60 мм.

Если вы решили замостить тротуар на улице вдоль своего участка, то используйте плитку 60 мм, а на дорогу (но это уже будет слишком благородно с вашей стороны) нужно брать изделия толщиной 80 мм.

Необходимые для укладки материалы

Перед тем, как уложить тротуарную плитку своими руками, кроме нее необходимо приобрести такие материалы как:

  • каменный или пластиковый бордюр;
  • цемент марки ПЦ400;
  • щебень, фракции не более 40 мм;
  • песок, лучше всего речной или мытый;
  • геотекстиль.

Необходимое количество этих строительных материалов определяется отдельно и напрямую зависит от конструкции основания, вида грунта и предполагаемых эксплуатационных условий.

Разметка будущих дорожек

Рекомендуется взять копию плана участка с нанесенными на него строениями, деревьями, клумбами и другими элементами обустройства. Начертите на ней схему. Это будет инструкция по укладке тротуарной плитки, по которой вы будете далее работать. Во время составления такой схемы следует учитывать направление уклонов для свободного стока воды с дорожек.

При решении вопроса о ширине дорожек необходимо предусмотреть, чтобы на ней могли спокойно разойтись 2 человека. Обычно эта величина составляет 1,0 – 1,2 метра.

В случае проезда автомобиля также учитывается возможность наличия человека, который не должен быть вынужден при этом сходить с мощеной поверхности.

Разметка и выемка грунта.

Разметка производится согласно составленному плану при помощи рулетки и шнура, который натягивают по забитым вдоль планируемой дорожки колышкам. При натягивании шнура, к ширине дорожки необходимо добавлять по 10 см с каждой стороны, с зазором на последующую установку бордюров.

Земляные работы и защитный слой

Объем выполняемых работ зависит от плотности верхнего слоя. В том случае, если поверхностью является плотная глина или любой другой подобный грунт, в связи с чем планируется завоз насыпной почвы, то подготовка дорожки под укладку плитки сводится к простому выравниванию поверхности.

Во всех остальных случаях необходимо снять 30-35 см поверхностного слоя по всему размеченному периметру.

На дно траншеи необходимо подсыпать тонкий выравнивающий слой песка и хорошо утрамбовать его вместе с грунтом. Этот подстилающий слой нужно будет затем покрыть геотекстилем, который предотвратит прорастание сорной травы, позволит отвести воду из дренажного слоя и не допустит проникновения поднимающихся весной грунтовых вод.

Полосы геотекстиля раскладываются таким образом, чтобы соседние полотна перекрывались на 15-20 см, а по краям траншеи был подворот вверх не менее чем на 20 см. В этом случае технология укладки тротуарной плитки своими руками будет полностью соблюдена, а результат ваших трудов будет несоизмеримо качественнее.

Устройство дренажа

На утрамбованное дно траншеи, выстеленной геотекстилем, насыпается слой щебня толщиной 15-18 см. Он будет служить дренажом для сбора и отвода талых и поверхностных вод. Наличие дренажного слоя предотвратит возможное скопление влаги в основе дорожки и последующее вспучивание в случае промерзания грунта.

Щебень следует хорошо утрамбовать и присыпать тонким слоем песка. Поверх дренажа нужно выстелить второй слой геотекстиля. Он будет пропускать влагу вниз, не допуская ее возврата.

Каменные изделия фиксируются на раствор, а пластиковые – с помощью входящих в комплект их поставки клиньев.

Размещение ограждающих бордюров

На следующем этапе работ устанавливают бордюры. Для этого можно использовать практически любые материалы. Внешнее ограждение дорожек делают из камня, бетона, пластика, кирпича, дерева, шифера и любых других плоских материалов.

Традиционным вариантом считается готовый штучный бордюр из бетона. В последнее время производители предложили на рынке несколько видов пластиковых бордюр, которые отличаются долговечностью, невысокой стоимостью и простотой установки.

Бордюр устанавливается после устройства дренажного слоя.

Применяемые виды оснований

Для устройства пешеходных дорожек на участке применяют один из трех возможных типов опорного основания:

  • бетонное;
  • цементно-песчаное;
  • из утрамбованного песка.

Бетонное основание – самое дорогостоящее, а потому целесообразно использовать его только в случае предполагаемых больших нагрузок на поверхность. Цементно-песчаная основа является самой распространенной и универсальной. Песчаное основание можно использовать при малых нагрузках на поверхность и отсутствия пучинистых грунтов и их подвижек.

Схематическое изображение бетонного основания.

Заливка бетонного основания

Работы по бетонированию основания, перед тем как положить тротуарную плитку, начинают с армирования. Для этого лучше всего использовать готовую сварную металлическую сетку с размером ячейки 100х100 мм. Если у вас есть остатки старых металлических труб, проволока, пруток толщиной более 5 мм или другие аналогичные остатки металла, то армирование можно выполнить с их помощью.

Для этого разложите металл в виде решетки и свяжите отдельные его части в местах пересечений проволокой. Арматурную сетку желательно приподнять над поверхностью на 3-5 см, установив ее на металлические или каменные подставки.

Слой бетона должен быть толщиной 10-12 см, а его поверхность – ниже поверхности земли на толщину плитки минус 3 см, так как нам сюда затем предстоит положить тротуарную плитку своими руками.

Если после устройства дренажного слоя глубина рабочей траншеи остается довольно большой, то излишек засыпается песком, который затем трамбуют. Бетонная смесь с использованием цемента ПЦ400 приготавливается в объемном соотношении цемента, песка и щебня как 1:3:5.

Заливка бетона производится за один раз. В том случае, когда объем бетона для заливки очень большой, целесообразно заказать бетонную смесь с доставкой на место. Стоимость бетона в этом случае немного выше, но вы сэкономите массу времени и сил. Укладывают тротуарную плитку уже через 3-5 дней, после первичного схватывания бетона.

Пошаговый процесс укладки ФЭМ.

Основание из песка и цемента

Этот тип основания предусматривает укладку плитки на сухую цементно-песчаную смесь, приготовленную в соотношении 1:5. Толщина такого слоя – 12-15 см. Для выхода на нужный уровень, под цементно-песчаный слой подсыпают чистый песок и тщательно его трамбуют.

Важно, чтобы в момент укладки плитки, материал основы был сухим. Поэтому перед тем, как класть тротуарную плитку, нужно убедиться, что в ближайшие пару дней не будет осадков. Засыпанную смесь нужно хорошо утрамбовать и выровнять.

Для устройства песчаного основания используют речной или карьерный мытый песок. Не допускается присутствие в песке элементов извести или глины. После засыпки песка, его, опять же, необходимо пролить водой, утрамбовать и выровнять. Далее уже кладется тротуарная плитка.

Обработка плитки перед укладкой

Перед тем, как самостоятельно уложить тротуарную плитку, рекомендуется обработать её гидрофобным составом, который в дальнейшем защитит материал от воздействия влаги, повысит ее морозостойкость и долговечность. Кроме этого, гидрофобизаторы придают плитке более привлекательный вид, предотвращают появление грибка, плесени и солевых пятен на поверхности.

Для обработки плитки её окунают в гидрофобный раствор, высушивают и проводят эту операцию повторно. Во время предварительно обработки плитку необходимо тщательно осмотреть и все изделия, содержащие дефекты, отложить в сторону, так как выкладывать мы их будем затем в других, малозаметных участках.

Укладка тротуарной плитки

Технология укладки тротуарной плитки на основание из бетона предусматривает ее закрепление на слой цементного раствора. Класть тротуарную плитку своими на раствор необходимо так, чтобы он максимально заполнял швы, а толщина швов при этом не составляла более 3 мм.

Выравнивание производится резиновым молотком и проверяется строительным уровнем. Продвижение во время кладки происходит «от себя», то есть вы все время находитесь на уже уложенной плитке, а раствор настилаете перед собой. По окончании кладки все швы необходимо заделать раствором для получения сплошного монолитного покрытия.

Этапы укладки тротуарной плитки на цементно-песчаное и чисто песчаное основание одинаковы. Укладчик тротуарной плитки работает методом «на себя», то есть вы двигаетесь по песку и кладете материал перед собой. При необходимости выравнивания поверхности, песок или смесь подсыпают или, наоборот, удаляют.

Каждый камень должен пристукиваться резиновым молотком для его надежной посадки на место.

После окончания укладки, на поверхность насыпается небольшое количество цементно-песчаной смеси, которая затем прометается щеткой, чтобы заполнить швы.

Затем поверхность новоиспеченой дорожки необходимо полить водой и повторить эту процедуру еще через 2-3 дня.

Ниже приводится видеоурок на тему «Укладка тротуарной плитки своими руками: пошаговая инструкция». Процесс укладки тротуарной плитки, рассмотренный в нем пошагово, расскажет про порядок укладки тротуарной плитки, особенности этого процесса и способы дальнейшего ухода за покрытием.

Самостоятельная укладка брусчатки при обустройстве загородного участка

Обустройство приусадебного участка предусматривает мощение дорожек при применении специальной тротуарной плитки. Подобный материал надежный и выглядит привлекательно. Стоимость работ по укладке тротуарной плитки высокая, поэтому многие рассматривают возможность проведения процедуры собственными силами. Подобная задача непростая, выполнима только при соблюдении технологии и наличии требуемых инструментов. Соблюдение пошаговой инструкции позволяет исключить вероятность допущения ошибки.

Преимущества брусчатки

Дорожка может быть создана при применении различных материалов. Выделяют следующие разновидности тротуарной плитки:

Отличие материала может заключаться в форме, цвете, применяемом декоре при изготовлении. Преимуществами укладки брусчатки можно назвать нижеприведенные моменты:

  1. Высокая прочность материала обеспечивает длительный эксплуатационный срок даже при воздействии высокой нагрузки.
  2. Экологическая чистота, т. к. при изготовлении применяются только компоненты природного происхождения.
  3. Большая несущая способность. Некоторые варианты исполнения брусчатки могут применяться для создания парковочных мест.
  4. Устойчивость к воздействию низкой температуры. Заморозки могут стать причиной изменения основных свойств материала, снизив их прочность.
  5. Красивый внешний вид. При этом есть возможность применять различные схемы укладки брусчатки, за счет чего достигаются различные рисунки.
  6. Простота укладки. Работа по укладке тротуарной плитки может быть проведена самостоятельно, для этого нужно иметь только инструменты и материалы, а также соблюдать рекомендации.
  7. Есть возможность повторного использования материала. Часто встречается ситуация, когда после длительного периода владелец участка хочет внести изменения. Ранее созданные дорожки могут быть разобраны, после чего брусчатка применяется повторно.

Необходимые материалы и инструменты

Провести укладку брусчатки своими руками можно только при наличии нужных материалов и инструментов. Кроме самой тротуарной плитки, требуется:

  1. Речной или мытый песок средней и крупной фракции.
  2. Щебень или гравий, фракция которых не более 40 мм.
  3. Цемент марки не ниже ПЦ400.
  4. Бордюр.
  5. Геотекстиль или другой материал с аналогичными свойствами.

Количество требующегося материала во многом зависит от площади покрытия и выбранной технологии подготовки основания. При выполнении работы потребуются нижеприведенные инструменты:

  1. Бетономешалка, предназначенная для создания цементных составов и строительных смесей.
  2. Ручная специальная трамбовка или виброплита.
  3. Болгарка или шлифмашина с алмазным диском.
  4. Совковая и штыковая лопата для работы с грунтом.
  5. Строительный уровень, длина которого составляет не менее 1 метра.
  6. Штукатурное правило.
  7. Металлический или резиновый молоток.
  8. Мастерок каменщика.
  9. Колья и нить.
  10. Мягкая щетка.
  11. Ведра.

Если применяемая технология предусматривает создание бетонного основания, то потребуется мягкая вязальная проволока. Она применяется для создания арматуры, которая повысит прочность дорожки.

Порядок выполнения работ

Класть брусчатку следует в несколько этапов. Основными можно назвать:

  1. Планировку местности, а также разметку. Для этого требуются измерительные приборы, колья и прочная веревка.
  2. Выполняется работа по разработке грунта.
  3. Основание подготавливается путем засыпания дренажного слоя.
  4. Создается основание, которое сможет выдержать оказываемое давление.
  5. Выполняется укладка камня.
  6. Завершающий этап.

Рекомендуется приобретать материалы только после того, как будет разработана схема и точный план дорожек. Наиболее важными параметрами можно назвать площадь и длину сторон, а также тип выбранной технологии укладки.

Составление схемы и разметка дорожки

Правильно создать дорожку можно только при выполнении работы по заранее созданному плану. Рекомендации:

  1. На бумаге наносится план участка с указанием всех построек.
  2. Проводится нанесение на схему расположения будущих дорожек. Расстояние от ствола дерева до дорожки должно быть не менее 1,5 м. В противном случае растущие корни могут стать причиной повреждения основания.
  3. Уклон поверхности должен быть направлен от сооружения. Это исключает вероятность стока осадков к основанию построек.
  4. Ширина дорожки может выбираться произвольно, но она выбирается кратной размеру брусчатки. Это снижает количество проводимых работ.

Разбивка участка проводится при помощи кольев и шнура. При разметке учитывается то, что бордюрный камень имеет ширину 8-10 см. Высота расположения шнура должна соответствовать уровню покрытия, рекомендуемый показатель 5-8 см. Выдержать точные размеры можно при применении строительного уровня.

Работы по разработке грунта

Начальный этап предусматривает снятие верхнего слоя грунта. Особенностями проводимой работы по подготовке участка можно назвать следующее:

  1. Глубина создаваемого земляного лотка зависит от выбранного типа основы, которая может быть представлена песчаной, цементной или бетонной подушкой.
  2. Во всех случаях нижний слой представлен дренажом из щебня и гравия. Рекомендуемая толщина составляет 15 см.
  3. Следующий слой выравнивающий, его рекомендуемая толщина 3-5 см.
  4. Верхний несущий слой будет принимать основную нагрузку. Его рекомендуемая толщина 10-15 см.

Толщина применяемой брусчатки составляет 5-7 см. Приведенная выше информация указывает на то, что создаваемая траншея должна быть глубиной около 35 см.

Устройство дренажно опорного слоя

Правильно созданная подложка залог длительной службы дорожки и площадки. Рекомендации по проведению работы следующие:

  1. После выемки требуемого количества грунта основание хорошо утрамбовывается, после чего расстилается специальное полотно. Оно может пропускать влагу только в одном направлении, что исключает вероятность прорастания сорных растений и нарушения целостности основания.
  2. На расстеленное полотно высыпается щебень и гравий. Толщина этого слоя выбирается в зависимости от того, какова высота бордюрного камня. Этот слой выступает в качестве несущего основания, поэтому следует его тщательно утрамбовать.

В большинстве случаев применяется способ утрамбовки, который предусматривает оказание воздействия на щебень специальным устройством. Подобная подложка отводит влагу от основания.

Установка бордюрного камня

Установка бордюрного камня — достаточно сложная задача, т. к. изделие имеет большой вес. Инструкция по проведению подобной работы следующая:

  1. Снимаются колья с натянутым шнуром и перемещаются внутрь лотка. В этом случае шнур станет ориентиром для установки камня.
  2. Если нужно приподнять камень, то под него насыпается песок. Посадить вниз можно путем осуществления ударов деревянным молотком.
  3. Фиксация тяжелого камня осуществляется за счет бетонной смеси, которая подливается с внутренней и наружной стороны. На момент отвердевания следует подсыпать щебень.
  4. Сверху насыпается речной песок, слой которого должен составлять 3-5 см. Он проливается водой, после чего материал заполняет все щели.

Бордюрный камень выступает в качестве элемента, который будет принимать основную нагрузку от брусчатки.

Выбор типа основания под укладку и его устройство

Для создания основания могут применяться самые различные материалы. Основа для укладки брусчатки создается из:

  1. Крупнозернистого песка без примесей.
  2. Сухой цементно-песчаной смеси.
  3. Цементного раствора и утрамбованного гравия.
  4. Армированного бетона.

Песчаное основание подходит в том случае, когда на дорожку не будет оказываться высокая нагрузка. Если на площадке будет устанавливаться автомобиль, то создается основание из щебенки. Армированное бетонное основание может переносить высокую нагрузку, и оно сможет прослужить в течение длительного периода.

Цементно-песчаное основание

Широкое распространение получило цементно-песчаное основание. Оно характеризуется следующими особенностями:

  1. Смесь создается из цемента марки ПЦ400 в соотношении 1:4.
  2. Для получения однородной смеси следует использовать бетономешалку.
  3. Толщина создаваемого слоя должна быть 10-15 см. Регулировать показатель можно путем подсыпания щебня.

Укладка брусчатки предусматривает совершение несильных ударов резиновым молотком, за счет чего она подгоняется друг к другу.

Основание из гравия

Гравий может применяться для создания подложки с высокой несущей способностью. Рекомендации по созданию подобной подушки следующие:

  1. Поверх щебня засыпается слой гравия, который должен быть тщательно утрамбован.
  2. Укладка штучного материала должна проводиться на цементно-песчаный раствор. Увеличить эксплуатационные характеристики можно за счет добавления различных пластификаторов.

Гравий следует рассыпать по поверхности равномерно. Для утрамбовки требуется специальное оборудование.

Бетонная армированная основа

Более высокими несущими способностями обладает бетонное армированное основание. Этот тип основания не реагирует на воздействие окружающей среды. Создается основание только в том случае, когда на поверхность будет оказываться высокая нагрузка. Рекомендации по созданию бетонной армированной основы следующие:

  1. Внутри образованного рва укладывается стальная арматура. Отдельные прутки связываются между собой вязальной проволокой для повышения жесткости.
  2. Для выставления арматурной сетки используются кирпичи. Она должна возвышаться над слоем щебня на 4-5 см.
  3. Бетонная смесь получается путем смешивания цемента, песка и щебня. Заливка раствора должна проводиться в один этап, т. к. в противном случае могут образоваться различные дефекты.

В рассматриваемом случае укладка штучного материала проводится после прохождения 92 часов, которые требуются для высыхания бетонного состава. Для фиксации брусчатки требуется специальный клей.

Заделка швов

После завершения работы по укладке плитки следует провести заделку швов. Эта технологическая операция требуется для уплотнения плиточной конструкции. Инструкция выглядит следующим образом:

  1. В качестве состава, который будет использоваться для заделки швов, применяется смесь, на которой укладывается плитка.
  2. Смесь рассыпается по поверхности, после чего распределяется щеткой. Излишки удаляются.

Повторно процедура проводится через некоторое время. Если швы не заделать, то дорожка не прослужит в течение длительного периода.

Популярные способы раскладки

Выделяют несколько различных способов расположения плитки. Наиболее популярными считаются следующие:

  1. Классическая схема предусматривает параллельное расположение брусчатки.
  2. Плетенка представлена параллельным и перпендикулярным расположение плитки.
  3. Елочка предусматривает расположение плитки под углом 90° относительно друг друга.

От типа применяемой схемы зависит то, насколько сложна работа. За счет комбинирования плитки различных оттенков можно достигнуть привлекательного результата.

Заключение

Приведенная выше информация определяет то, что провести укладку брусчатки можно самостоятельно. Для этого требуется относительно небольшое количество инструментов, больше всего внимания уделяют подбору материала. При отсутствии требуемого опыта следует начать работу с создания удаленных дорожек, по которым будут ходить редко.

Варианты и технологии правильной укладки плитки для тротуара, необходимые материалы и инструменты

Тротуарная плитка ценится за практичность, высокую прочность, долговечность, устойчивость к влаге и перепадам температуры. Она не выделяет вредные для человека вещества при нагревании, как асфальтовое покрытие. Многообразие форм, размеров, расцветок и фактур дорожно-строительного материала поражает воображение. Комбинируя разные виды изделий, можно создавать красивые покрытия. Укладка тротуарной плитки требует строгого выполнения всех строительных правил. Если технология мощения нарушается, покрытие быстро разрушается.

Виды плитки для тротуара

Она может быть вибролитой и вибропрессованной. Изделия отличаются технологией изготовления. Вибролитые элементы создают, утрамбовывая раствор на вибростоле. При изготовлении вибропрессованного изделия смесь подвергается давлению с вибрацией. Вибропрессованные изделия имеют более высокую прочность. Плитку производят из бетонной смеси и глины. В состав добавляют отсевы гранитных пород и пластификаторы. Самой прочной является гранитная плитка. Ее изготавливают из натурального гранита.

Изделия могут иметь ромбовидную, шестиугольную, прямоугольную, квадратную и клиновидную формы. Пользуется популярностью фигурный материал «Волна» (с волнообразными краями), «Клевер» (с полукруглыми выступами) и «Кость» (напоминает катушку). Существует много способов укладки ромбовидной плитки (шестигранники, снежинки, звезды). Из ромбов можно создать покрытие с эффектом 3D.

Советы по выбору

Для создания садовых дорожек возле коттеджей и загородных домов приобретают вибролитую плитку толщиной 40 мм. Вибропрессованные изделия можно укладывать на дорогах с большой нагрузкой (площадях, тротуарах). Они должны иметь толщину не менее 60 мм. Если планируется укладка на улице на проезжей части, лучше использовать гранитную плитку. Интенсивное движение легкового автотранспорта выдержит материал толщиной 70-80 мм. Если по дороге будут ездить грузовики, толщина покрытия должна составлять 100 мм.

Перед покупкой нужно оценить качество плитки. На ее поверхности не должно быть отверстий, зазубрин и щербин. При постукивании плиток друг о друга должен появляться звонкий звук. Если звук глухой, от покупки товара надо отказаться. Не стоит покупать ярко окрашенные изделия, а также те, в которых есть пустоты. Чтобы оценить плотность материала, нужно попросить его разбить. Необходимо выяснить, насколько ровной является поверхность изделия. Если тротуарная плитка всеми углами на стол легла, ложится ровно и не качается, она качественная.

Варианты укладки

Перед приобретением тротуарной плитки надо выбрать вариант укладки. На прямых и ровных участках проще всего выполнить линейную схему. Такая технология укладки тротуарной плитки является самой простой. Она позволяет экономно расходовать материал.

Линейная раскладка может быть горизонтальной, вертикальной, прямой или со сдвигом. При смещении рядов узор покрытия напоминает кирпичную кладку. Если использовать изделия разных оттенков, можно получить эффект «гусеничного следа». Ряды плитки иногда размещают под углом к линии дорожки. Такая укладка называется диагональной.

Если используется диагонально-угловая схема раскладки, формируется рисунок «елочка» или «плетенка». Чтобы уложить «елочку», ряды плитки располагают под углом 45° к линии дорожки. «Плетенку» мостят, чередуя горизонтальную и вертикальную укладку. Диагонально-угловая схема отличается высокой прочностью. Она зрительно уменьшает пространство.

Плитку можно укладывать модулями из 2-3 элементов. Сочетая 2 цвета, создают шахматный узор. Если использовать элементы разного размера и оттенка, получится оригинальный хаотичный рисунок. На придомовой территории красиво смотрится спиральная раскладка. Чтобы создать декоративные круги, надо приобрести материал с клиновидными элементами. Художественную раскладку выполняют из изделий разных форм и расцветок. Подбирая способы укладки плитки, надо учитывать дизайн архитектурных строений и приусадебной территории.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы выполнить работы по укладке, необходимо приобрести инструменты:

  1. Штыковую и совковую лопаты для выемки грунта.
  2. Грабли, чтобы разравнивать поверхность сыпучих материалов.
  3. Колья и веревку для разметки участка.
  4. Резиновый молоток для выравнивания материала (деревянная киянка с резиновой головной частью).
  5. Строительный уровень (1,5-2 м).
  6. Рулетку.
  7. Щетку или веник.
  8. Штамповку.
  9. Резиновый шпатель.
  10. Ровную планку для выравнивания поверхности слоев.
  11. Болгарку (диск с алмазным напылением).
  12. Лом, чтобы выполнить демонтаж тротуарной плитки.

Нужно приготовить бордюры, песок, щебень (фракции 10-20, 20-50) или гравий, штукатурную смесь или цемент (М400, М500). Чтобы укрепить фундамент покрытия, понадобится арматурная решетка с ячейками 10х10 или 8х8 см. Создать покрытие на большой площади поможет машина для укладки.

Разметка будущих дорожек

Чтобы правильно выложить плитку самому, сначала надо сделать разметку. Начинать работы нужно возле здания, забора или ворот. Возле сооружения надо забить 2 колышка. Расстояние между ними должно соответствовать ширине дорожки. Ширину покрытия лучше подогнать под размер изделия, чтобы не пришлось резать материал. Поскольку конструкция будет поддерживаться бордюрами, необходимо оставлять для них место (10 см с каждой стороны). Другие 2 колышка забивают возле другого строения. Между колышками натягивают 2 веревки.

Укладка уличной плитки на большой территории осуществляется после ее раздела на полосы шириной 1-1,5 м. Если дорога имеет изгибы, ее разделяют на небольшие участки. Разметку каждого участка делают отдельно.

Земляные работы и защитный слой

Объем земляных работ зависит от вида грунта. Если почва плотная и глинистая, достаточно снять слой толщиной 15-20 см, чтобы удалить корни растений. Когда грунт рыхлый, необходимо удалить слой толщиной 30-35 см. Если планируется укладка тротуарной плитки зимой, траншею для мощения нужно подготовить до холодов.

На поверхность траншеи насыпают песок. Песок утрамбовывают вместе с почвой. Чтобы оставшиеся в грунте семена растений не прорастали и не разрушали покрытие, на дно траншеи укладывают нетканое полотно. Полосы материала должны перекрывать друг друга на 15-20 см.

Устройство дренажа

Правильная укладка плитки не является гарантией долговечности покрытия. Грунтовые и дождевые воды постепенно вымывают частицы песка и грунта, разрушая основание дороги. Чтобы влага не испортила покрытие, необходимо сделать дренажный слой.

На дно траншеи нужно насыпать щебенку. Толщина слоя должна составлять 15-18 см. Щебень надо хорошо утрамбовать и разровнять. Сверху насыпается и также разравнивается тонкий слой песка, на который укладывают нетканое полотно. Нужно позаботиться о том, чтобы вода стекала к краям дорожки. Для этого делают поперечные и продольные уклоны. Подушка под тротуарную плитку выполняется на последнем этапе подготовительных работ.

Размещение ограждающих бордюров

Укладка бордюра осуществляется сразу после выполнения работ по устройству дренажа. Лучше использовать готовый штучный бордюр из бетона. Бордюрные блоки устанавливают возле вертикального среза грунта по краям дороги. Желательно, чтобы верхний край бордюра находился на 1-2 см выше уровня почвы. Иначе дорожки будут постоянно грязными.

Бордюрные блоки закрепляют бетонным раствором. После укладки бордюра нужно проверить, насколько он ровный. Для этого используют строительный уровень. Если некоторые блоки установлены неправильно, их положение корректируют деревянной киянкой.

Применяемые виды оснований

Перед тем как выложить площадку плиткой, нужно сделать основание. Подстилающий слой помогает выровнять поверхность участка. Он придает покрытию устойчивость и увеличивает его прочность. Надежное основание не позволяет тротуару разрушаться под весом людей и машин. Оно защищает покрытие от разрушения в осенне-зимний период, когда в его зазорах образуется лед.

Технология укладки тротуарной плитки зависит от способа эксплуатации покрытия. Если нагрузка на его поверхность будет небольшой (пешеходная дорожка), достаточно сделать подстилающий слой, состоящий из песка и цемента. Если мощение осуществляется под автомобиль, необходимо бетонное основание.

Бетонное

Перед бетонированием основания выполняют работы по армированию. Арматурную сетку укладывают на металлические или каменные подставки. Арматура должна находиться на 3-5 см выше поверхности траншеи. Гарцовка для тротуарной плитки готовится из песка и цемента в пропорции 3:1. Лучше использовать речной или карьерный мытый песок. В нем не должно быть частичек глины или извести. Раствор равномерно и тщательно распределяется по участку траншеи, чтобы добиться ровной поверхности.

Лучше сразу залить бетоном всю дорожку. Если часть работ откладывается на следующий день, залитый бетоном участок надо накрыть полиэтиленом. Бетонное основание под тротуарную плитку должно иметь толщину 10-12 см. Чтобы цементная подушка была прочной, ее 3-5 дней увлажняют. После увлажнения бетон накрывают полиэтиленом. Укладывать покрытие можно через 7-12 дней.

Из песка и цемента

Траншея засыпается смесью песка и цемента. Ее готовят в пропорции 3:1. Толщина песочно-цементного основания должна составлять 12-15 см. Подстилающий слой нужно хорошо утрамбовать и выровнять. Если глубина траншеи слишком большая, ее можно уменьшить с помощью песка. Песок насыпают под основание и тщательно трамбуют.

Технология мощения тротуарной плиткой требует, чтобы цементно-песочная смесь была сухой. Поэтому лучше делать основание непосредственно перед мощением в сухую погоду. Цементно-песочный слой нужно укладывать на геотекстиль. Если этого не сделать, песок быстро вымоется, а плитка просядет.

Обработка плитки перед укладкой

Перед монтажом плитку нужно обработать гидрофобным раствором. Средство повысит морозоустойчивость и влагостойкость материала, а также увеличит срок его эксплуатации. Гидрофобизаторы улучшают декоративные качества и защищают от грибковых микроорганизмов. На обработанной гидрофобным раствором поверхности не появляются солевые пятна. Материал погружают в гидрофобный состав, затем высушивают. Процедуру повторяют.

Во время обработки нужно тщательно осматривать все элементы. Изделия с дефектами нужно отложить. Когда понадобится резать тротуарную плитку, чтобы оформить углы, бракованные элементы пригодятся.

Работы по укладке нужно осуществлять при подходящих погодных условиях. Погода должна быть сухой и безветренной. Нельзя укладывать покрытие на песчано-цементное основание при минусовой температуре. При замерзании почва расширяется, а после оттаивания проседает. Если уложить покрытие на замерзший грунт, после его оттаивания оно разрушится. Правила укладки тротуарной плитки позволяют выполнять работы на бетонном основании во время мороза, но делать это нежелательно.

Монтаж

Тротуарную плитку на бетонном основании закрепляют цементным раствором. Швы полностью заполняют смесью. При этом толщина швов не должна превышать 3 мм. Укладывая элементы, нужно находиться на покрытии. Наступать на основание нельзя. После укладки каждого ряда нужно проверять качество выполненных работ строительным уровнем. Элементы, которые уложены неправильно, выравнивают резиновым молотком.

На цементно-песочное основание необходимо укладывать, вбивая каждый элемент деревянной киянкой. Материал должен надежно закрепиться в основании. Если изделие «проваливается», под него нужно насыпать слой песка. Зазоры между плитками заполняют смесью или песком. После выполнения работ покрытие увлажняют из шланга с распылителем. Если в зазорах смесь «просела», нужно насыпать в них еще немного смеси. Пользоваться покрытием можно через 2-3 дня.

Заделка швов тротуарной плитки осуществляется с помощью песка, цементной или бетонной смеси. Если используется песок, его нужно предварительно просеять. Цементную смесь готовят из цемента и песка в соотношении 1:5. При приготовлении бетонной смеси цемент смешивают с песком в пропорции 1:3. Песок и смеси должны быть сухими. Выкладка затирки осуществляется с помощью резинового шпателя. Уровень смеси в зазорах должен составлять от 1/2 до 3/4 высоты плитки. Излишки смеси сметают с покрытия веником.

После этого приступают к заливке швов. Когда смесь застынет (через 1-3 суток), в зазоры насыпают смесь и снова ее увлажняют. После высыхания состава процедуру повторяют в третий раз. Возможно, что придется добавлять смесь в швы еще несколько раз. Заканчивать работу можно тогда, когда смесь в зазорах будет на одном уровне с поверхностью плитки.

Пошаговая технология укладки тротуарной плитки под автомобиль (машину, авто): толщина, какую выбрать

Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль может быть разной, что зависит от интенсивности нагрузки, оказываемой на покрытие, а также от целевого назначения участка дороги.

Для мощения тротуара используют упрощенный вариант: монтаж выполняется поверх щебнево-песчаной подушки. Чтобы повысить надежность дорожного покрытия, используют цемент: между слоями сыпучих материалов формируют цементную прослойку.

Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля

Тротуарная плитка укладывается поверх песчаного слоя. Это главная особенность технологии обустройства дорог, тротуаров с помощью изделий данного вида.

В результате обеспечивается достаточный уровень подвижности покрытия без риска нарушения его целостности. Благодаря этому под воздействием интенсивных нагрузок покрытие не деформируется. Автомобили разного веса проезжают по таким дорогам, но плитка не разрушается.

Используемые при монтаже материалы должны выдерживать эксплуатацию в сложных условиях. К ним предъявляют ряд требований, что позволяет контролировать степень надежности дорожного покрытия:

  • необходимо одновременно обеспечить достаточную подвижность покрытия (на минимальном уровне), за счет чего снижается риск разрушения вследствие пучения грунта, промерзания материала, а также высокую степень надежности, благодаря этому под весом машин плитка не будет смещаться;
  • брусчатку и другие виды таких изделий укладываю вплотную, зазоры между элементами должны быть минимальными, слишком широкие швы поспособствуют повышению подвижности покрытия, что приведет к его смещению под весом авто;
  • дорога, покрытая плиткой, должна быть ровной, не допускаются ухабы, волны, бугры, это приведет к неравномерному воздействию нагрузки и сокращению срока службы брусчатки;
  • слой бетона в основании не должен содержать пустоты, если раствор будет недостаточно плотным, это приведет к разрушению дорожного покрытия;
  • обустраивается дренаж, его главная функция — обеспечение возможности отведения воды, т. к. при постоянном контакте с влагой незащищенный бетон разрушается, что обусловлено его способностью впитывать жидкость (до 2% от общего объема);
  • для обустройства покрытия на участках дорог, где повышена интенсивность движения автомобилей, выбирают высокопрочную плитку с отличными показателями морозоустойчивости, прочности;
  • обязательным является наличие бордюра по краям дороги, что позволит упрочнить покрытие, предотвратить смещение плитки под воздействием нагрузки.

Выбор необходимых материалов

Перед покупкой определяют максимальный уровень нагрузки, оказываемой на дорогу. При обустройстве покрытия автостоянки, парковки на даче или во дворе частного дома, а также для других целей действуют одинаковые правила: толщина плитки определяется с учетом веса машин, которые будут проезжать по данному участку.

Размеры не зависят напрямую от уровня оказываемой нагрузки. Однако для авто большого веса рекомендуется укладывать изделия небольшого или среднего размера. Риск их деформации при этом ниже, чем в случае с крупногабаритной брусчаткой. Это обусловлено повышенной устойчивостью к динамическим нагрузкам.

Если принимается решение, какую тротуарную плитку выбрать под автомобиль, нужно рассмотреть следующие варианты:

Бетонные изделия, произведенные по технологии вибролитья, не подходят. Это обусловлено тем, что на раствор в данном случае оказывает воздействие только вибрация. Для сравнения, вибропрессованная плитка изготавливается по другой технологии: применяют не вязкий раствор, а полусухую цементно-песчаную смесь, которая сначала подвергается влиянию вибрационных волн, а затем — давлению пресса. Такая разновидность отличается более высокой прочностью. В результате покрытие выдерживает давление легковых и грузовых автомобилей.

Вибропрессованная тротуарная плитка для машин используется часто, но ей составляет конкуренцию аналог с таким же уровнем прочности — клинкер. Технология производства (экструзия массы с последующим обжигом) позволяет получить изделия с отличными свойствами. Клинкерная плитка отличается высоким показателем морозоустойчивости, прочности, низкой истираемостью. Поверхность таких изделий нескользкая.

Вспомогательные материалы

Кроме того, если планируется выполнять монтаж своими руками, рекомендуется подготовить другие материалы с подходящими параметрами:

  • песок: используют тщательно очищенный от пыли и сторонних вкраплений материал, наилучший вариант — мытый песок без содержания глины;
  • щебень: рекомендуемый размер фракций — от 30 до 40 мм;
  • гравий: достаточно использовать материал, размер камней которого составляет 25 мм;
  • цемент: он должен быть свежим, наилучший вариант — марка М400/500.

Дополнительно подготавливают геотекстиль. Его укладывают между слоями насыпных материалов. Цель применения такого покрытия — предотвращение смешения щебня, гравия, песка. За счет этого увеличивается срок службы покрытия, т. к. сохраняются параметры и форма каждого слоя сыпучего материала.

При обустройстве дорожного покрытия понадобится бордюрный камень. Его подбирают с учетом параметров материалов. Ключевую роль играет толщина слоев песка, щебня и гравия, бетона. В результате получают общую высоту основания, поверх которого будет укладываться плитка. Нужно учитывать, что бордюр должен несколько превосходить покрытие по высоте.

Толщина

Тротуарная плитка для парковки и дорог должна быть надежной, поэтому не рекомендуется применять тонкие изделия. Чтобы выдержать воздействие автомобиля, брусчатка должна иметь толщину от 60 мм и выше. В данном случае действует правило: чем больше нагрузка, тем сильнее увеличивается высота плитки.

Зависимость данных параметров:

  • для легковых автомобилей толщина изделий составляет 60-70 мм;
  • для грузового транспорта используют плитку толщиной 10-12 см.

Если эти рекомендации не выполняются, изделия могут разрушаться под колесами автомобилей. При выборе плитки нужной толщины следует учитывать, что для машин весом до 1000 кг рекомендуется приобретать брусчатку из клинкера.

Вибропрессованные изделия отличаются более высокой прочностью, поэтому их используют при создании покрытия площадки для стоянки, на участке заезда на дорогу и по всей ее протяженности, где будет двигаться транспорт весом более 1 т.

Размеры

При выборе учитывают уровень оказываемых нагрузок. По этой причине наиболее подходящими являются стандартные варианты брусчатки (ШхДхВ):

  • 160х240х60 мм;
  • 160х160х60 мм;
  • 100х200х60 мм;
  • 100х200х80 мм;
  • 500х500х70 мм.

Последний из них отличается крупными габаритами, но преимуществом таких изделий является существенная толщина. В результате плитку можно укладывать на участке подъезда к объектам и на всей протяженности автомобильных дорог.

Технология укладки

Рекомендуется придерживаться рекомендаций по выбору материалов и формированию основания путем укладки сыпучих материалов послойно. Важна последовательность действий. Благодаря этому повышается срок службы финишного покрытия, обеспечивается достаточная устойчивость воздействию повышенных нагрузок.

Разметка и земляные работы

Необходимо определить размеры участка, покрываемого плиткой. Например, если планируется укладывать брусчатку на автомобильной дороге, рекомендуется высвободить для этого полосу шириной не менее 2,2 м.

Для разметки подготавливают колья в достаточном количестве, веревку или шнур. Измерения делаются с помощью рулетки. Расстояние между кольями определяют так, чтобы можно было обеспечить достаточное натяжение веревки. Поверхность почвы очищается от камней, травы.

Копка котлована производится вручную, только если площадь покрываемого плиткой участка небольшая. В противном случае понадобится специальная техника. Это обусловлено тем, что под автомобильную дорогу или паркинг производится выемка грунта на глубину до 65 см в зависимости от выбранной схемы.

Возможные варианты:

  • для автомобилей весом до 3,5 т: 30 см щебня крупнофракционного, еще 5 см щебня мелкофракционного, 4 см песка, 8 см — тротуарная плитка;
  • для транспорта более 3,5 т: 10 см — песчано-щебневая подушка, 30 см — крупнофракционный щебень, 10 см — мелкофракционный щебень, 4 см — песок, 8 см — брусчатка.

Материалы являются взаимозаменяемыми. Например, вместо чистого песка на начальном этапе формирования дренажа иногда применяют смесь песка и гравия. Мелкофракционный щебень тоже заменяют посредством комбинации этих материалов. По окончании процесса выемки грунта дно котлована трамбуется. Благодаря уплотнению повышается надежность основания.

Засыпка дренажного слоя

Сверху этот слой покрывается геотекстилем внахлест на 8-10 см. Материал должен защищать основу покрытия по периметру. По этой причине геотекстиль заворачивается на стенки котлована по всей высоте. Такая мера позволит предотвратить рост сорной травы и подъем грунтовых вод.

Перед засыпкой дренажного слоя рекомендуется установить бордюрный камень. Если сделать это позднее, нарушится структура основания. Когда высоты бордюра недостаточно, производится подсыпка смеси — песка и гравия.

Можно использовать 2 способа крепления бордюра:

  • заливка цементной смеси по периметру участка тонкой полосой в качестве основания для бордюрного камня;
  • крепление подпорками, с внутренней стороны бордюр удерживается с помощью насыпных материалов дренажного слоя.

Предпочтение отдается второму варианту, т. к. сохраняется минимально допустимая подвижность. За счет этого предотвращается преждевременное разрушение покрытия. Когда бордюрный камень будет установлен, продолжают формирование дренажа: укладывают крупнофракционный щебень, толщина слоя существенная, поверх насыпают мелкофракционный щебень или смесь песка и гравия (готовится в соотношении 1:2).

При укладке каждого из материалов производится трамбовка. Это позволит избежать проседания покрытия в процессе эксплуатации. После формирования третьего слоя сыпучего материала сверху укладывают геотекстиль. Если защищать каждый из слоев щебня и песка таким покрытием, снизится интенсивность оттока воды от бетона.

Укладка на бетонное основание

Такой вариант обустройства основания имеет ряд недостатков, главный из них заключается в сложности организации водоотведения от бетона. Осадки, которые попадают на плитку, достигают непроницаемого слоя, задерживаются на этом этапе.

Для отведения воды на этапе заливки используют отрезки трубок небольшого диаметра. Их устанавливают вертикально в слой бетона. Причем высота трубок должна быть несколько больше толщины слоя бетонного раствора или вровень с поверхностью. Тогда осадки будут входить через эти каналы по направлению к дренажу.

Устройство основания на песчаной подушке

Рассматривают и другой вариант основания. В данном случае поверх дренажа и верхнего покрытия из геотекстиля формируют слой чистого песка. Он будет выступать в качестве основы для цементно-песчаной смеси.

Песок трамбуется, причем наилучший результат обеспечивается после увлажнения материала водой. Затем формируется слой цементно-песчаной смеси. Материал готовят с учетом соотношения — 1:4. Этот слой тоже нужно трамбовать, но без применения воды.

Укладка тротуарной плитки

Монтаж выполняется на сухую поверхность. Важно, чтобы в период укладки не было осадков. Сначала укладывают первый ряд плитки — вдоль бордюра. Устанавливают колья, протягивают шнур на высоте, соответствующей уровню укладки брусчатки.

Регулярно проверяется качество покрытия с помощью строительного уровня. Если некоторые изделия выступают над поверхностью, их положение корректируется киянкой — под давлением его трамбуют сильнее.

Когда плитка, наоборот, несколько утоплена относительно других, ситуацию исправляют путем подсыпки песчано-цементной смеси. Если плитка укладывается на песчаную подушку, можно устанавливать изделия впритык друг к другу. При монтаже покрытия поверх слоя непроницаемого бетона оставляют швы не более 5 мм между плиткой.

Завершающие работы

Через 2-3 дня можно увлажнить цементно-песчаную смесь под плиткой. В результате она затвердеет, обеспечивая при этом прочность покрытию. Неплотности между изделиями заполняют песком. Это позволит улучшить характеристики покрытия, упрочнить его. Начинать эксплуатацию можно через некоторое время, когда цементно-песчаная смесь полностью схватится. Чем дольше покрытие остается в состоянии покоя после увлажнения, тем лучше.

Моя тротуарная дорожка — как сделать самостоятельно, поэтапное руководство

Дорожки на даче из тротуарной плитки не просто красивый и удобный декоративный элемент дизайна нашего участка. Порой это единственный выход, чтобы в непогоду мы могли чувствовать себя комфортно на своей даче. Если вы любите творить и радоваться результатам, то эта статья поможет сделать все грамотно, и без лишних денежных и трудовых затрат.

  • Планируем и разбиваем территорию дачного участка на сектора
  • Приобретаем материалы
  • Некоторые рекомендации и особенности
  • Основные этапы укладки плитки
  • Разметка площадки
  • Выборка земли
  • Установка бордюра
  • Подготовка основы для тротуарной плитки
  • Укладка плитки
  • Весь процесс укладки тротуарной плитки за 5 минут (видео)
  • Затирка швов, заключительные работы
  • Рекомендации по укладке плитки (видео)

Показать все содержание

Существует большое разнообразие покрытий: бетонные, кирпичные, дорожки из дерева, гальки, щебня, керамики, природного и искусственного камня, тротуарной или гранитной брусчатки, песочные дорожки и другие.

Дорожки из тротуарной плитки — всегда чисто и красиво!

В данном случае мы рассмотрим устройство дорожек одним из самых простых видов дорожного покрытия — тротуарной плиткой.

возможность ремонта и демонтажа (даже спустя какое-то время),

не плавится как асфальт под солнцем,

не лопается от холода как бетон (морозоустойчивая)

не требовательна в уходе,

имеет огромное разнообразие цвета и формы.

Все это поможет сделать наш садовый участок неповторимым!

Планируем и разбиваем территорию дачного участка на сектора

Дорожка на даче своими руками – это увлекательная работа. А приступая к любым строительным работам необходимо тщательное планирование. Составляем на миллиметровой бумаге схему нашего участка. Учитываем постройки, площадки, насаждения, места парковки и так далее. От ворот к входу в постройки — дорожка обязательна. Остальные направления выбираем согласно авторскому замыслу.

Простой способ планирования дорожек на дачном участке – по протоптанным ранее тропинкам. Как правило, наша дорожка должна быть на расстоянии не меньше чем на 0.6-0.8‐м от деревьев (из-за разрастания корневой системы, которая со временем может деформировать нашу тропинку).

Важно помнить! Проход для одного человека в среднем составляет 0.75м. Поэтому ширина тропинки будет 0.75-0.80см, а в местах постоянного движения 1-1.5‐м. Площадки будут различной величины в соответствии с назначением.

Разметка дорожек

Если вы не часто работаете с болгаркой, то выбирайте плитку, которая требует меньше подрезки — это прямоугольная или квадратная тротуарная плитка. Её можно уложить оригинально, если выбрать хороший узор и цветовую палитру. Ширину тротуара подбирайте так, чтобы брусчатка ложилась в него без обрезки – так вы экономите время и материал.

Приобретаем материалы

Чтобы тротуар не нуждался в постоянном ремонте нужно правильно подбирать плитку в зависимости от нагрузок. Например, для строительства пешеходной дорожки используем фибролиту толщиной 25-40 мм. В местах парковки авто используем вибролитую плитку большей толщины (40-60 мм). Дорожки промышленного значения покрывают вибропресованной плиткой толщина, которой 60-80 мм (такую плитку изготавливают только на специализированных предприятиях).

Некоторые рекомендации и особенности

Для того чтобы ориентироваться в видах и размерах плитки, обратите внимание на следующую статистику. Тротуарная плитка для дорожек на даче чаще всего используются прямоугольной формы 20х10 см. Также широкое применение получила плитка квадратной формы самых разных размеров от 10х10 см до 50х50 см. Так как большая плитка тяжелая сама по себе, её используют довольно редко. Тем более, если речь идет о дачном участке в несколько соток, где тропинки по большей части около 70-80 см. Поэтому большинство предпочитает плитку размером 30х30. Но если вам достаточно в каких-то местах проложить тропинку в 0.5 м — это идеальный вариант: плитку в один ряд укладывают между бордюров.

Вариантов брусчатки не счесть, поэтому можно угодить даже самому изысканному вкусу

Кроме традиционных видов, плитки бывают в виде шестигранника, ромба, бабочек, волны, мозаики, веера, и т. д. Толщина такой плитки может быть от 2.5-6 см. Можно делать тротуарные тропинки без бордюра. Но если вы живете в зоне, где выпадение осадков часто и обильно, то это плохой вариант. Бордюр делает дорожку не только эстетично завершенным, но и более крепким.

  • При выборе бордюрного камня следует учитывать цвет тротуарной плитки. Иногда для бордюра используют прямоугольную плитку, ставя её на ребро.
  • Щебень или гравий выбираем средний или мелкий. Предпочтительнее щебень. С помощью него создаем основу менее текучую и более крепкую.
  • Песок нужен чистый, без примесей глины, камней или корней растений.
  • Геотекстильный материал послужит хорошей защитой от прорастания травы, укрепит основу и поспособствует отводу скопившейся воды. Одной из основных характеристик её является исключение проседания тротуара.
  • Цемент используем М-400 или М-500 для приготовления смеси верхнего слоя основания и затирки швов.

Основные этапы укладки плитки

Разметка площадки

По всему периметру планируемой дорожки вбиваем колышки на расстоянии 1-3м. Натягиваем шнур по высоте будущего бордюра. Если много изгибов, то ставим колышки точно по намеченному контуру тротуарной дорожки. В готовом виде она должна быть выше грунта, на достаточной высоте, чтобы во время дождей вода не скапливалась на тротуаре. Для этого поверхность будущей дорожки строиться с небольшим поперечным уклоном. Разметка одного бордюра делается на 5 градусов выше другого для свободного стека воды. Уклон может быть и продольным и продольно-поперечным.

Разметка площадки под дорожки осуществляется с помощью шнура

Если укладка дорожки выполняется без уклона, используем желоба для отвода воды. В некоторых случаях оставляют грунт. Дорожка получается намного выше земельного участка. Есть опасность что талая и дождевая вода намного быстрее приведут к деформации нашу дорожку.

Выборка земли

Точно по намеченным меткам выбираем грунт на глубину 20-30 см. Глубина зависит от толщины основания, которое мы будем формировать под плитку. Колышки должны быть вбиты в землю глубже намеченной выборки, чтобы не нарушить намеченной разметки. Выбираем грунт по всей площади, где будет формироваться основание под плитку. Проводя земельные работы, постоянно проверяем уровень грунта, чтобы было равномерно.

Установка бордюра

Высота бортов больше, чем плитки, поэтому по краям очищенного участка прокапываем канавки на 15 см ниже уже выкопанной поверхности. Шириной также 15 см. Этого достаточно для укрепления бордюр. Утрамбовываем основу для дорожки ручной или механической трамбовкой.

Для этого в вырытые канавки вдоль всей тропинки засыпаем гравий на 5-8 см. Намачиваем его и утрамбовываем до уплотнения и выравнивания поверхности. Затем по маякам устанавливаем бордюр. Закрепляем установленный бордюр на цементный раствор(1:5 одна часть цемента 5 песка). Проверяем правилом и уровнем наклон будущей дорожки (5 градусов). Даем застыть раствору не меньше суток. Только потом приступаем к формированию основания.

Если Ваша тропинка с бордюром, то начинать тогда нужно именно с бордюра

Подготовка основы для тротуарной плитки

Делаем подсыпку гравия или щебенки (5-15 см), смачиваем и утрамбовываем. По всей площади раскатываем геотекстиль, который предохраняет наш тротуар от прорастания травы, а также от просыпания песка в щебень и улучшает дренаж. Затем слой песка (5-10 см). Уплотняем. Перед самой укладкой песок смачиваем и даём подсохнуть. Песок должен быть влажным, но не мокрым.

Геотекстиль необходимо прокладывать и под щебенку, если нестабильный грунт. Он задержит проседание гравия или щебенки в землю. Это поможет ещё больше укрепить основание тротуарной дорожки.

Пока песок просыхает, готовим цементно-песчаную смесь.

В песок добавляем цемент с расчетом 1 часть цемента и 5 песка. Песок при этом должен быть без примесей глины, земли, корней или камней. Тщательно перемешиваем. Высыпаем готовую смесь на слой подсохшего песка и утрамбовываем. Этот слой должен быть 4-5 см.

Для того чтобы этот слой был равномерным по всей площади тротуарной дорожки при помощи правила или обычной доски с прорезанными буквой «Г» краями выравниваем смесь. При этом бордюры по оба конца такого самодельного правила будут служить маяками.

Если же площадь выравнивания велика, трубы укладываем на расстоянии 1‐м параллельно друг друг. Замешиваем цементно-песчаный раствор, а затем утрамбовываем этот слой и излишки стягиваем правилом. Трубы служат маяками. Вытянув трубы, аккуратно подсыпаем в образовавшиеся углубления смесь цемента и песка.

Укладка плитки

Укладка тротуарной плитки на даче потребует от нас киянки, уровня и правила. Ещё мастерок или кельма.
В результате всех наших приготовлений расстояние от верхнего слоя до верха бордюра должно составлять толщину плитки минус 1 см. При мощении тротуарная плитка должна быть выше бордюра на 1 см. После усадки она опустится почти вровень.

Укладка плитки

Укладываем плитку от себя, чтобы не наступать на подготовленное основание. Можно приложить правило с торца, чтобы выровнять первый ряд. Следующие ряды тогда будут ложиться согласно рапорту или выбранному узору. Если какая-то брусчатка выступает или проваливается, нужно снять ее мастерком и подсыпать или убрать лишнее, и снова положить на место, обстучав резиновой или деревянной киянкой. Прикладываем уровень и проверяем плоскость. Все время нужно проверять высоту плитки правилом по крайним плиткам, учитывая небольшой уклон для стека воды.

Если плитка неправильной формы или мы выбрали узор с большим количеством подрезки, то вначале укладываем целые плитки по всей дорожке согласно рисунку и только потом заполняем подрезанные части. Так по краям может использоваться некондиционная плитка, которую мы отложили ранее.

Для этого берем болгарку и к ней круг по бетону, строительный карандаш. Размечаем плитки. Отчерчиваем необходимый размер. Режем по стороне которая идет в отходы.

Работа эта очень пыльная. Помним о средствах защиты: очки, беруши, перчатки и, конечно же, респиратор. Ни в коем случае не снимайте кожух с болгарки! Возьмите просто болгарку нужного диаметра.

Весь процесс укладки тротуарной плитки за 5 минут (видео)

Затирка швов, заключительные работы

Оставшуюся цементно-песчаную смесь используют для затирки плиточных швов. Подсыпаем смесь по всей площади и затираем шваброй с жестким ворсом. Лишнее убираем той же шваброй. Затем с помощью садовой лейки или поливочного шланга с разбрызгивателем намачиваем нашу дорожку. Оставляем так на 3-4 дня. Смесь схватывается и набирает прочности. Поэтому важно не ходить по уложенной брусчатке в это время.

Уход за плиткой в эксплуатационный период не сложный, но имеет свои особенности. В зимний период нельзя чистить снег металлическими предметами. Также для плитки вредна соль и солесодержащие смеси от обледенения. Для безопасности лучше посыпать снег или лед песком.

Вид садовых дорожек из брусчатки может радовать вас не один десяток лет. И неважно сделаете вы это сами или обратитесь к профессионалам.

Admin
Оцените автора
Строительный портал
Добавить комментарий

шестнадцать + девятнадцать =

Для вашего удобства сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами
Принять
Политика конфиденциальности
Adblock
detector