Элементы монолитного железобетонного каркаса
Каркас из железобетона
Строительство — сложный и долгий процесс. Есть много методик, материалов и техник, которые используются в таком виде работ. Они отличаются в зависимости от того, будет ли сооружение жилым помещением, или строением для промышленных целей. Среди них – использование железобетонных каркасов. Это не новый и распространенный вид строительства, особенно часто применяемый для сооружения многоэтажных конструкций. Правильная техника строительства и качественные материалы обеспечат максимально возможную стойкость. Прочность и надежность таких строений доказана годами.
Преимущества и недостатки
Железобетонные каркасы применяется в строительстве как многоэтажных, в том числе высотных, конструкций, так и в сооружении небольших частных домов. В первом случае это техническая необходимость в силу прочности такого вида материала, во втором – экономично не обосновано, так как можно использовать более дешевые составляющие. К плюсам использования железобетонного каркаса в строительстве можно отнести:
- хорошие несущие данные;
- большой эксплуатационный период;
- большую длину пролетов (6 м);
- качественное изготовление составляющих каркаса полностью проводится на производствах, что обосновывает их надежность.
Из-за того, что железобетонными каркасами можно создавать большие площадки, расширяется возможность в планировании внутреннего пространства. Среди недостатков можно назвать только большой вес конструкций.
Виды. Где используется в строительстве?
Каркасные железобетонные конструкции можно разделить на:
Каждый из этих видов лучше всего подходит для своего типа строительства и схема их установки полностью разные. Использование сборного железобетонного каркаса (серия 1.020) раньше ограничивалось только сооружениями для промышленных или административных целей, сейчас этот материал широко применяется для жилых помещений, так как удалось ввести в такую конструкцию гибкую внутреннюю планировку. Использование этого вида имеет свои плюсы:
- применение небольшого количества материалов (как, например, в монолитном);
- возможность работать при низких температурах.
Особенностью этого вида является то, что таким железобетонным каркасом обеспечивается невысокая несущая способность и в нем используются жесткие узлы. К минусам этого вида относиться:
- рама каркаса не сопротивляется горизонтальному движению, отчего неизменяемость пространства зависит только от вертикальных элементов;
- ограниченность в выборе формы конструкции из-за заводских стандартов.
Сборный железобетонный каркас составляют три элемента:
- колоны;
- ригели;
- основы лестничных проемов.
Схема сборного железобетонного каркаса.
Эти элементы изготавливаются на производстве, после чего привозятся на строительство и собираются в единую конструкцию. Монолитные каркасы делают на строительной площадке путем заполнения опалубки конструкции бетонной смесью нужной марки. Преимущества использования:
- нет ограничения по форме, местонахождению элементов в конструкции, сечению колонн;
- прочность – способны выдержать любую нагрузку и количество этажей;
- нагрузки между элементами в железобетонном каркасе рассредоточиваются, что дает возможность экономить используемые материалы (жесткие составляющие часть нагрузки с колон переносят на балки и перекрытия);
- при возведении стен и перегородок используются материалы с высокими теплоизоляционными свойствами.
Для сооружения монолитной конструкции используют съемную опалубку, которая заливается бетоном. Это ускоряет строительные работы.
Технология строительства железобетонных каркасных конструкций
Есть разные типы сооружения помещений в зависимости от вида каркаса и этажности.
Сборные конструкции
При расчете каркаса многоэтажного сооружения используется расчетная схема с жесткими связями сдвига. Типы каркасов для высоких сооружений: рамные, связевые, комбинированные. Для перемещения составляющих каркаса при изготовлении в них закладывают монтажные петли или оставляют небольшие отверстия. Железобетонные каркасы сооружают, сваривая стальные детали.
Для сборных каркасов делают железобетонные фундаменты, в которые устанавливают колонны, расстояние между которыми 6 и 12 м. Балки для фундамента делают из бетонов марок 200-400. На укладываемые балки (длинна равняется шагу колонн) опираются несущие стены. Балки укладывают на ступенчатый фундамент таким образом, чтоб верхний уровень на 3 см был ниже уровня пола. Проемы между балками и колонами заливают бетоном. Заполнение проводят бетоном марки 100.
Колонны серии 1.020-1/87.
После фундамента делают гидроизоляцию (защита пола от промерзания и влияния грунтов на балки фундамента). При сооружении больших конструкций необходимо использовать колонны 1.020. Они способны выдержать нагрузку до 500 т (примерно 10 этажей при усилении в стыке). Чтоб изготовить жесткий диск перекрытия, необходимо установить приваренные ригели в одну, которые направлены в одну сторону, и связанные плиты по колонных рядах.
Ячеисто-бетонные блоки лучше всего подходят для наружного стенового ограждения железобетонных каркасных сооружений. Их выкладывают одним рядом, с нулевой жесткостью, что помогает сохранить пластичность фасадов. Наружные стены устанавливают на плиту перекрытия или ригели. Таким образом, нет ограничения по количеству этажей здания.
Если внешние стены сооружаются из мелких блоков, то они могут выкладываться как в один слой, так и многослойно. При конструировании таких строений необходимо следить, чтоб кладка не была опорой для каркаса. Толщину стен выбирают, учитывая теплоизоляционные требования: для жилых домов толщина наружной стены должна быть 50 см (прочность В 2.5, морозостойкость F 25).
Для кладки внутренних стен и перегородок между квартирами и других внутренних элементов также используют ячеисто-бетонные блоки. Эти перегородки проектируются для каждого этажа самонесущими. При планировании толщины стен и перекрытий основным требованием является звукоизоляция (больше 50 дБ), которая определяется согласно нормативным документам. Этот параметр зависит от блоков, раствора, бетона и т. д. Для улучшения звукоизоляции могут использовать заполнение промежутков минплитой (плотность 80-100 кг /м3).
Перегородки между комнатами выполняют толщиной 12 см из ячеистых блоков (звукоизоляция не меньше 43 дБ).
При кладке стен в комнатах, где предполагаемая влажность повышена (например, ванная комната), необходимо использовать защиту для ячеистых блоков от влаги и пара. Отделочные наружные работы необходимо проводить после полного естественного высыхания здания, иначе влажность с блоков будет выходить внутрь помещения.
Расчетной схемой одноэтажного железобетонного каркасного промышленного здания является рама, в которой ригели и колонны скрепляются при помощи шарнирного соединения. При строительстве монолитного каркасного здания в первую очередь делают опалубку, потом делают необходимый раствор и делают заполнения опалубки бетононасосом.
Сборно-монолитные каркасы
Колонны ставятся в отверстие в железобетонной плите. На плиту ставятся многопустотные панели, на них – пролетные панели. Арматурная сетка межколонных панелей сваривается с армопрутьями пролетных панелей, после чего происходит заполнение бетонной смесью.
Повышение эффективности монолитного каркасного жилья
Не смотря на то, что монолитный каркас уже широко используется в строительстве, его функциональные свойства стараются постоянно повысить. Строители пытаются сделать его более прочным, уменьшить расход материалов. Одним из способов достижения такой цели является использование бетона более высокой марки. Это уменьшает расход арматуры в каркасах, отчего расход на материалы уменьшается. Эффективность каркаса достигается, если армирование составляет больше 3%. Оптимизация монолитного железобетонного каркаса происходит по:
- марке бетона;
- сечению ж/б составляющих;
- количеству арматуры в бетоне.
В сооружении монолитных каркасных зданий используют метод, при котором коробку конструкции заглубляют в землю на глубину до 2 этажей. При этом все здание замоноличено. Такая техника позволяет упрочнить конструкцию, так как нагрузки передаются пластовым грунтам (они высокопрочные).
Стоимость такого здания очень большая (опалубка, техника и т. д.), отчего при строительстве одноэтажных (2-3) сооружений используется редко. Для таких конструкций чаще используют сборные железобетонные каркасы, что дешевле и они достаточно прочны для такой высоты.
Заключение
Железобетонные каркасы — наиболее подходящий материал для возведения многоэтажных зданий. Такая конструкция является прочной и выдерживает большой вес и этажность. Каркасы бывают сборными, сборно-монолитными и монолитными, каждый из них подходит для конкретного вида строительства. Не так давно сборные каркасы использовались только для промышленных или административных целей.
Использование такого материала для небольших, например, одноэтажных, сооружений нецелесообразно из-за большой стоимости материалов и работ. Техника конструирования железобетонных каркасных зданий проектируется до каждой мелочи, что обеспечивает надежность и стойкость таким сооружениям. При возведении таких зданий необходимо учитывать нормативы, которые законом установлены для разных помещений.
Монолитный железобетонный каркас — залог прочности постройки
Чтобы построить многоэтажную конструкцию или индивидуальную частную усадьбу, в качестве основы можно использовать железобетонный монолитный каркас. Этот вариант строительства не новый, его действенность подтверждена десятилетиями практического применения. Жилые постройки из такого материала суперпрочны и надежны. Правильное применение технологии гарантирует эффективность сооружений этого типа.
Железобетонный каркас зданий: сборный, металлический и деревянный (основные элементы)
Железобетонный каркас применяют в процессе возведения многоэтажных зданий и частных домов. Соблюдение техники строительства и использование надежных материалов придаст прочности сооружению.
Преимущества и недостатки
Железобетонные каркасы незаменимы при сооружении высотных зданий, т.к. обладают отличной прочностью. При частном строительстве допустимо выбирать материалы с менее хорошими характеристиками. В связи с этим использование стального каркаса железобетонного при частном строительстве является экономически необоснованным.
Основные преимущества применения материала:
- высокая несущая способность;
- огнестойкость;
- длительная эксплуатация;
- малые эксплуатационные расходы;
- надежность конструкции;
- затраты на производство таких изделий намного ниже, чем на конструкции из камня или металла;
- длина пролетов позволяет создавать большие помещения без дополнительных опор (перегородок, колонн).
Недостатки материала:
- большая плотность;
- необходимость выдержки до приобретения прочности;
- высокая звуко- и теплопроводность;
- трудоемкость ремонтных работ, усиления конструкции;
- материал может покрыться трещинами из-за усадки и силовых воздействий.
Виды, где используется в строительстве
Технология строительства железобетонных каркасных конструкций
От типа металлической конструкции и количества этажей зависит способ возведения здания. Различают сборные, монолитные и комбинированные конструкции.
Первый вариант имеет ряд преимуществ:
- Отсутствие необходимости подогрева рабочего места зимой, что существенно экономит затраты на энергоресурсы.
- Возможность оставлять железобетонные материалы на стройке, что обеспечивает непрерывность процесса сборки конструкции.
- Уменьшение необходимости непрофессиональной рабочей силы.
- Наличие дополнительного пространства, которое отсутствует при монолитном строительстве.
- Элементы каркаса изготовляются на заводе, что позволяет обойтись без сварочных работ.
- Быстрота сооружения здания.
- Достижение прочности сразу после установки.
Сборные конструкции
Конструкция таких каркасов предполагает наличие железобетонного фундамента. На нем монтируют колонны с промежутками 6-12 м. Для фундаментных балок применяют бетон марок 200-400. Эти элементы будут служить опорой несущим стенам. Балки размещают так, чтобы уровень пола был на 3 см выше их верхней стороны. Пустое пространство заливается бетоном. Для этого подходит марка 100.
Для того чтобы пол был защищен от промерзания, а также, чтобы на нем не сказывалось влияние почвы на балки, производят гидроизоляцию. Большие конструкции возводятся при помощи колонн 1.020, приспособленных к нагрузке до 500 т, что равняется 10 этажам. Наружные стены возводят из ячеисто-бетонных блоков, уложенных в 1 ряд. Благодаря нулевой жесткости сохраняется пластичность фасада. Блоки укладывают на балки или плиту перекрытия.
При строительстве несущей конструкции из блоков маленького размера кладку можно производить в 1 или несколько слоев. На этапе конструирования подобного строения нужно убедиться, что кладка не служит опорой каркаса. Толщина стен подбирается с учетом теплоизоляционных требований. В жилых домах этот параметр должен быть равен 50 см.
Ячеисто-бетонные блоки подходят и для внутренних перегородок (между комнатами, квартирами). Эти стены являются для каждого этажа самостоящими. Во время планирования толщины перегородок и перекрытий в первую очередь учитываются требования звукоизоляции (больше 50 дБ).
Существуют нормативные документы для расчета параметра. Он зависит от используемых блоков, раствора, бетона и пр. Избавиться от посторонних звуков поможет минплита, которой заполняются пустоты. Плотность материала должна находиться в пределах 80-100 кг/м³.
Рекомендуемая толщина межкомнатных стен — 12 см, звукоизоляционный параметр — минимум 43 дБ.
Сборный каркас чаще всего применяется при возведении 2-5-этажных промышленных построек. Если строится более высокое здание, требующее больших крановых нагрузок, то целесообразно использовать стальное основание. Его составляющие (колонны, ригели и связующие элементы) бывают сплошные или решетчатые. Их изготавливают из швеллеров, уголков и прочих профилей, скрепленных при помощи сварочного аппарата.
Сборно-монолитные каркасы
При применении таких каркасов можно снизить трудоемкость работ и уменьшить их срок, сохранив основные достоинства монолитных конструкций.
В этом варианте колонны и балки бетонируются в опалубке с тонкими стенками и квадратным сечением. Стыки арматуры и опалубки замоноличиваются, когда колонны и балки заливаются бетоном.
Монолитный каркас
Монолитный каркас можно соорудить при помощи как съемной, так и несъемной опалубки. Второй тип чаще применяется для возведения невысоких частных домов. После того как опалубку заливают бетоном, она соединяется с другими элементами и выполняет роль несущей конструкции. В современном строительстве ее изготавливают из разных материалов, в т.ч. из пенопласта.
В зависимости от конструкции опалубки бывают 2 видов:
- Щитовой. Опалубку такого типа создают из отдельных деталей, которые соединяются специальными крепежными элементами. Таким образом формируют емкость для заливки бетона, который станет основанием будущей постройки.
- Туннельный. Опалубку приобретают в собранном виде, из-за чего такой тип конструкции подойдет не для всех монтажных работ. Купленные изделия не подлежат изменениям. Их заполняют раствором сразу после установки.
После завершения работ по укладке бетона необходимо перейти к его уплотнению: это убережет конструкцию от образования пустот. Для выполнения задачи подойдут специальные инструменты (глубинный, а также поверхностный вибратор и пр.).
При помощи уплотнения монолитный каркас станет максимально прочным. После завершения процесса переходят к армированию конструкции. Особенности технологии позволяют реализовывать различные дизайнерские идеи.
Повышение эффективности монолитного каркасного жилья
Несмотря на то что монолитный каркас приобрел доверие строителей, его свойства постоянно улучшают: повышают прочность, снижают расход материалов. Для достижения этих целей применяют бетоны более высоких марок. Благодаря этому удается снизить расход арматуры и стоимость постройки. Каркас здания считается эффективным, если армирование превышает 3%.
Монолитную конструкцию оптимизируют следующими способами:
- по марке бетона;
- по сечению железобетонных компонентов;
- по проценту армирования в бетоне.
При возведении монолитного здания руководствуются способом, который предполагает заглубление коробки сооружения на 2 этажа. При помощи этого метода удается сделать конструкцию максимально надежной, т.к. нагрузки передаются высокопрочным пластовым почвам.
Несмотря на эффективность, эта технология редко применяется при возведении домов высотой до 3 этажей включительно. Причина заключается в высокой стоимости такого строения (сооружение деревянной опалубки, применение дорогостоящей техники и пр.). При обустройстве невысоких зданий чаще применяют сборные каркасы, которые обладают достаточной прочностью, при этом стоят намного дешевле.
Особенности возведения монолитных железобетонных конструкций
Монолитный железобетон используется многими строительными компаниями для возведения и небольших зданий, и многоэтажных сооружений.
Монолитное строительство здания
В этой статье мы предлагаем нашим читателям узнать, из чего состоит сборный и монолитный бетон, как возводятся перекрытия и стены в грунте, обустраивается ленточный фундамент и каркас и расскажем о преимуществах и недостатках данного материала.
1 Состав стройматериала и виды
Монолитный бетон представляет собой материал, состоящий из бетона и стали. Сталь выполняет очень важную функцию – бетон хоть и прочный, но он не может выдерживать огромные нагрузки. Сталь позволяет улучшить характеристики силы растяжения и сжатия, соответственно, она способствует предотвращению разрушения материала. Сборный или напряженный монолит будет более прочным.
Сцепление арматуры и бетона достигается путем застывания материалов. Набор показателя прочности осуществляется не один год, но когда ленточный фундамент или каркас застывает, сцепление компонентов монолитного железобетона постоянно растет.
Строительство фундаментов или стен является также популярным потому, что элементы материала одинаково реагируют на температурные перепады. Когда температура увеличивается, и сталь, и бетон одинаково расширяются, а при снижении температурного режима элементы сжимаются практически одинаково.
Монолитный железобетонный каркас многоэтажного здания
Немаловажной характеристикой является возможность компонентов состава работать синхронно без потери сцепления.
Подпорные стены, перекрытия, каркас или ленточный фундамент для домов согласно ГЭСН и СП могут использовать один из двух видов стали. Армирование элементов монолитных железобетонных зданий осуществляется с применение стали, которая может быть обычной либо заранее напряженной. По ГЭСН и СП обычная арматура перед заливкой бетона натягивается и надежно крепится.
Когда после залива смесь застывает, крепления убираются, в результате чего металл будет стремиться к начальному состоянию.
В результате перекрытия, плита, подпорные стены, каркас или ленточный фундамент для домов, собранные по СП и ГЭСН, будут обладать характеристиками, исключающими возможность возникновения растягивающих нагрузок.
Что касается напряженного металла, то в заготовке изделия, будь то обычная плита, подпорные стены, перекрытия, каркас или ленточный фундамент, по СП и ГЭСН оставляется специальный канал.
В него устанавливается арматура, которую необходимо зафиксировать с применением специальных растворов. Один из данных способов выбирается инженерами железобетонных предприятий в зависимости от того, какие цели должно преследовать то или иное изделие.
Заливка монолитного ленточного фундамента в опалубку
1.1 Преимущества и недостатки
Сборный и монолитный цельный железобетон обладает рядом преимуществ и недостатков. Строения, выполненные из монолитного железобетона, являются более прочными и устойчивыми, а также характеризуются долгим сроком службы, то есть долговечностью.
Основные преимущества приведены ниже:
- Данный стройматериал, будь то стены в грунте, плита, ленточный фундамент, каркас либо перекрытия для домов, обладает отличными физико-механическими характеристиками. Кроме того, технология монолитного бетона и железобетона имеет высокую сейсмическую и оползневую устойчивость строений. Поэтому возведение многоэтажных зданий часто осуществляется с применением именно этого материала.
- Процедура проведения работ является аналогичной для любого цикла.
- Для бетонирования здания отпадает необходимость использования специализированной техники.
- У строительной бригады также отпадает необходимость поиска места для хранения плит, а также техники, такой как кран.
- С выполнением задачи строительство и возведение стен в грунте или укладка фундамента может быть осуществлено бригадой бетонщиков.
- Стоимость элементов для производства стройматериала значительно ниже, чем покупка готовых плит, а изготовить их своими руками не так сложно.
Возведение монолитных стен на половину в грунте
Что касается недостатков, то бетонные и железобетонные конструкции монолитные обладают рядом минусов, которые обусловлены сложность бетонирования:
- Чтобы построить перекрытия, стены в грунте, каркас или ленточный фундамент для домов, вам потребуется нанять квалифицированных специалистов. Также строительство и возведение здания подразумевает использование услуг сварщика, причем все специалисты должны иметь допуски для работы на высоте.
- Каркас и опалубка должны собираться под контролем специалистов ГИПа, технического надзора, а также руководителя бригады.
- Если вы планируете изготовить стройматериал самостоятельно, то для этого необходимо снять специальное помещение, поскольку хранение цемента в обычных домашних условиях не допускается. В данном случае свойства стройматериала ухудшатся.
- Если вы планируете заказывать бетоновозы, то необходимо учесть, что скорость доставки смеси до объекта должна быть наиболее быстрой. Специалисты утверждают, что бетон должен поступать на участок не более чем через 20 минут после его приготовления.
- Забетонировать каркас, ленточный фундамент или стены перекрытия домов нужно на протяжении двух часов с момента замеса стройматериала.
к меню ↑
2 Возведение домов
В соответствии с ГЭСН и СП строительство и возведение фундамента, будь то плитный или ленточный, должно осуществляться с соблюдением стандартов. Залив смеси осуществляется с установкой опалубки. Устройство последней должно быть деревянным или металлическим, в частности – съемным.
Но строительство домов может производиться с обустройством скользящей или несъемной опалубки. Устройство несъемной опалубки подразумевает использование пенополистирольных секций, каждая плита может не только удержать бетон до того момента, как он окончательно застынет, но и будет исполнять утеплительную роль.
В том случае, если согласно СП и ГЭСН возведение здания осуществляется с применением скользящей опалубки, она должна перемещаться в соответствии с тем, как бетон будет становиться более прочным.
Процесс монолитного строительства частного дома
Если вы не хотите, чтобы впоследствии из бетона получилась одна плита с деревянными элементами опалубки, ее устройство должно быть дополнено полиэтиленом, который прокладывается на дерево изнутри.
Строительство фундамента по СП и ГЭСН начинается с обустройства армированного скелета. Прочность, которым будет обладать монолитный железобетонный фундамент или стены из монолитного бетона в грунте, перекрытия, каркас, во многом зависит от толщины арматуры. Выбор толщины металлических прутьев с учетом СП и ГЭСН определяется на стадии проектировки.
Технология монолитного бетона из железобетона подразумевает правильный выбор цемента, поскольку следующим этапом станет заливка бетона.
Здесь основную роль играет марка стройматериала. Марка определяется в соответствии с тем, строительство и возведение какого здания происходит. Чтобы плита получилась прочной, обычно бригады используют цемент М300, в некоторых случаях допускается использование марки М400.
По ГЭСН и СП строительство фундамента, перекрытия или стен в грунте для коттеджей осуществляется по аналогичной технологии с некоторыми изменениями. К примеру, вместо традиционной опалубки возводятся кирпичные стены, а уже между ними заливается состав бетона.
Благодаря этому строительство стен перекрытия и каркасов и других элементов позволяет создать не менее надежную монолитную конструкцию, а проектировщику не придется ломать голову над тем, как дополнительно отделать фасад.
Монолитное строительство позволяет воплощать в жизнь любые архитектурные идеи
2.1 Строительство стен в грунте
Строительство стен в грунте в соответствии ГЭСН и СП осуществляется поэтапно:
- Сначала готовится площадка.
- Затем для установки стен в грунте монтируются форшахты по всей оси будущей конструкции. Эти оси будут направляющими для землеройного оборудования. Кроме того, эти форшахты позволят сделать стены траншеи более устойчивыми.
- После этого для возведения стен в грунте разрываются траншеи.
- Далее, в траншею монтируется арматура вместе с ограничителями.
- Затем в траншею укладывается сама бетонная смесь.
Что касается подготовительных работ по возведению стен в грунте:
- Сначала планируется площадка так, чтобы по ней беспрепятственно могла проходить техника.
- Делается геодезическая разбивка траншей и стенок.
- После того нужно выровнять основание котлована.
- Технологическая схема выбирается в зависимости от имеющейся техники.
к меню ↑
2.2 Расчет монолитного перекрытия на изгиб (видео)
Технологии каркасно-монолитного строительства, плюсы и минусы
Принцип возведения монолитно-каркасных сооружений заключается в создании железобетонной конструкции, состоящей из колонн, опирающихся на несущий фундамент, и горизонтальных плит перекрытий, связывающих все вертикальные опоры в единый прочный остов здания. После возведения каркасной системы наружные стены и внутренние перегородки можно сделать практически из любых материалов, способных удержать тепло внутри здания и противостоять негативным воздействиям внешней среды.
Основное понятие каркастно-монолитной технологии
Как уже можно понять из термина, несущей основой будущего здания, возводимого по этой технологии, будет монолитный каркас. Состоит он из железобетонных колонн и перекрытий, залитых единым цельным элементом. Наружные и внутренние стены могут быть выполнены из любых материалов: кирпича, различных блоком, панелей и тд.
Далее производятся наружные и внутренние отделочные работы, для которых можно применять любые материалы.
Достоинства и недостатки
Возведение зданий с применением каркасного метода широко используется строителями по всему миру благодаря возможности:
- быстрой и менее дорогой реализации любого проекта;
- непрерывного выполнения строительных работ, исключающего технологические простои;
- повысить надежность и увеличить долговечность построенных зданий;
- уменьшения расходов на возведение наружных стен и внутренних перегородок;
- выполнения любой перепланировки помещений, так как стены не являются несущими элементами;
- производства строительных работ в любое время года;
- снизить транспортные расходы по доставке строительных материалов на объект.
В числе значимых недостатков специалисты отмечают необходимость утепления внешней стороны колонн и торцов плит перекрытия для ликвидации мостиков перехода холода при отрицательной температуре наружного воздуха. Кроме этого следует сказать о достаточно сложной технологии сборки опалубочной конструкции.
Этапы возведения каркасно-монолитных конструкций
Соединение всех элементов несущей конструкции между собой обеспечено единым арматурным каркасом внутри железобетонного монолита. В ходе монтажа по монолитно каркасной технологии образуется жесткая система, не имеющая шарнирных или условно подвижных соединительных узлов. Однако такой способ строительства требует сложной расчетной части проекта с обеспечение специальных технологических приемов, уменьшающих возможные риски деформационных изменений при усадке и тепловых расширениях.
Качество строительства во многом зависит от фундамента
Единая работа всех несущих элементов каркаса и отсутствие напряжений при возникновении смещений, обеспечивается надежностью фундаментного основания. В зависимости от типа грунтов, этажности здания, общего веса строительных материалов, снегового покрова, внутренней обстановки помещений и других факторов в качестве несущей основы выбирают ленточную, свайную или плитную конструкцию.
Монолитно каркасная технология возведения небольших объектов индивидуального строительства без подвалов и технического подполья, на устойчивых плотных грунтах с глубоким залеганием грунтовых вод, может применяться на ленточных фундаментах небольшого заглубления. При необходимости устройства подвальных помещений приходится строить классический вариант основания из фундаментных блоков или заливать железобетонный монолит с опорой на грунт ниже нормативной точки промерзания.
Плитные конструкции применяют для малоэтажных зданий на пучинистых и неустойчивых почвах при высоком уровне грунтовых вод. В случае смещения основания происходит одновременная подвижка всего плитного блока. В результате перекосы и возможные напряжения в элементах каркаса полностью отсутствуют.
Фундаменты свайного типа являются самыми надежными для каркасно монолитного строительства, поскольку опираются на твердые глубинные слои грунта. Для равномерного распределения весовых нагрузок на фундамент необходимо обязательное устройство ленточного железобетонного ростверка, который объединит все свайные опоры в единую несущую конструкцию.
Важно! Расчет фундамента под каркасно-монолитное здание должен выполнять специалист. Принятие самостоятельных неквалифицированных решений недопустимо.
Монтаж колонн и перекрытий
Установка опалубки колонн
После готовности фундаментного основания, приступают к возведению монолитного каркаса. Основной несущей конструкцией является система вертикальных колонн, связанных между собой горизонтальными плитами перекрытий и перемычками. При этом каждый элемент системы состоит из стального арматурного каркаса, залитого бетонной смесью. Для ускорения процесса возведения здания и применения единой технологии на всех этапах строительства многие компании и индивидуальные застройщики и стены делают в виде бетонных монолитных конструкций, уменьшая при этом металлоемкость арматурного каркаса.
Установка опалубки перекрытий
При монтаже перекрытий на пол нижнего этажа или подвала устанавливают вертикальные опорные стойки. На них сверху укладывают опалубочные щиты, соединяя их друг с другом без щелей и зазоров. Для обеспечения полной герметичности палубы поверхность можно накрыть полиэтиленовой пленкой. При укладке собранного арматурного каркаса его пруты обязательно соединяют с выступающими из нижних колонн стальными стержнями. Заливка бетонной смеси производится за один раз бесперерывно.
Виды опалубки для заливки бетона
Монолитно каркасная технология предусматривает применение в качестве основной монтажной оснастки штатной съемной опалубки многоразового использования. В классическом варианте ее ограждающие элементы представляет собой прямоугольные щиты из ламинированной влагостойкой фанеры, закрепленной на металлических рамах из профильных труб.
Для плотного и надежного соединения щитов между собой используют специальные замки клинового и зажимного типа. Устойчивость собранной щитовой панели обеспечивается установкой боковых откосов и упоров. Обеспечение точных монтажных расстояний между противоположными палубными поверхностями осуществляется при помощи специальных стяжных винтов. Для сборки опалубки перекрытий устанавливают вертикальные раздвижные стойки изменяемой высоты с возможностью жесткой фиксации необходимого размера.
Средний вес 1м 3 бетонной смеси в среднем равен 1900 кг. Поэтому опалубочная конструкция должна быть максимально прочной, устойчивой и способной выдерживать подобные весовые нагрузки. Наличие не плотных стыков и щелей более 2 мм не допускается. Утечка влаги из заливаемого бетона увеличит время гидратации цемента и приведет к снижению качества материала монолитной конструкции.
Для монтажа фундаментов и наружных стен из железобетона в последние годы все чаще применяют несъемную опалубку из пенополистирольных плит. Их устанавливают по наружной поверхности, и изнутри ставят обычные съемные опалубочные щиты. После затвердения смеси щитовые элементы снимают, а наружный слой пенополистирола оставляют на месте. При эксплуатации он служит эффективным утеплителем и хорошо защищает бетонную поверхность от воздействия влаги.
Расчет расхода арматуры и требования к ее установке
Опыт практических наработок в строительстве показывает, что средняя металлоемкость конструкций при монолитно каркасной технологии строительства составляет 25 кг на кубометр заливаемой бетонной смеси. Диаметр прутов и конфигурация их расположения определяются на основании специального инженерного расчета. Но в любом случае сечение продольных струн не должно быть менее 10 мм, а поперечных соединений 8 мм. Поперечные вставки служат элементами жесткости и фиксаторами положения продольных прутов. Расстояние между ними не должно быть более 250 мм. Более подробно о правильном армировании можно почитать здесь.
При установке арматурного каркаса внутри опалубки необходимо строго выдерживать нормативные расстояния от ограждающего щита до арматуры. Поверхностный слой бетона защитит металл от воздействия влаги, предотвратит коррозию и возможное разрушение строительной конструкции.
Соединение армирующих элементов между собой осуществляется с помощью мягкой вязальной проволоки или электросваркой. Однако следует заметить, что резкий нагрев металла от воздействия электрической дуги приводит к изменению его механических и физических свойств, обычно не в лучшую сторону. Поэтому сварку применяют только в случаях невозможности выполнения холодной вязки.
Для возможной сборки всех армирующих элементов в единую конструкцию обеспечивается выполнение следующих условий:
- при заливке фундамента над его поверхностью оставляют выступающие на 250-300 мм вертикальные пруты, к которым потом присоединяются армирующие стержни колонн, подробнее о армировании фундамента можно почитать здесь;
- армирующий пояс перекрытий делается таким образом, чтобы внутри колонн не было стыковых горизонтальных соединений;
- связка собранного арматурного каркаса с выступающими из строительной конструкции прутами выполняется до установки опалубочного щита, который перекрывает место сборки.
От надежности соединения всех арматурных каркасов в единую конструкцию зависит прочность и устойчивость здания в целом.
Укладка бетонной смеси
Каркасно монолитное строительство предполагает применение тяжелых марок бетона не ниже М300. Наиболее оптимальным материалом, обеспечивающим небольшой запас прочности является бетонная смесь М400, которую и применяют наиболее часто. Можно использовать и другие по прочности марки, в зависимости от этажности здания или других факторов.
Для обеспечения гарантии качества бетона и соблюдения необходимой марки, лучше всего заказать материал на условиях централизованных поставок с завода строительных материалов. Кроме того, наличие бетононасоса на автомобильном миксере значительно облегчит подачу тяжелого материала через верх установленной опалубки.
Заливка бетона в опалубку производится слоями по 50-70 см с обязательным вибрационным уплотнением на каждом этапе. Монтаж каждого монолитного элемента должен производиться непрерывно за один раз. Остановки работ, приводящие к подсыханию поверхности, не допускаются, так как приводят к снижению качества конструкции и нарушению единства монолита. Поэтому каждая колонная возводится полностью на высоту этажа только при условии непрерывного производства работ. Точно так же заливаются плиты перекрытия. Более подробная статья на эту тему здесь.
Как происходит заливка бетона с помощью насосной станции
Принцип возведения монолитно-каркасных сооружений заключается в создании железобетонной конструкции, состоящей из колонн, опирающихся на несущий фундамент, и горизонтальных плит перекрытий, связывающих все вертикальные опоры в единый прочный остов здания. После возведения каркасной системы наружные стены и внутренние перегородки можно сделать практически из любых материалов, способных удержать тепло внутри здания и противостоять негативным воздействиям внешней среды.
Соединение всех элементов несущей конструкции между собой обеспечено единым арматурным каркасом внутри железобетонного монолита. В ходе монтажа по монолитно каркасной технологии образуется жесткая система, не имеющая шарнирных или условно подвижных соединительных узлов. Однако такой способ строительства требует сложной расчетной части проекта с обеспечение специальных технологических приемов, уменьшающих возможные риски деформационных изменений при усадке и тепловых расширениях.
Подробный видео обзор технологии
Бетон это каменный строительный материал, получаемый в результате твердения залитой в форму и уплотненной полужидкой смеси. Его приготавливают путем перемешивания .
Фундаментные конструкции подвержены воздействию влаги поступающей при сезонном повышении грунтовых вод, при таянии снега и после сильных дождей. При этом .
Технология выполнения монолитных работ это способ возведения элементов зданий и сооружений из бетонной смеси и арматуры с использованием специальных опалубочных .
Технология устройства монолитных стен при возведении зданий, построек и конструкций относится к категории наиболее распространенных способов современного строительства. Это обусловлено .