Устройство тротуара из асфальтобетонного покрытия СНиП

Устройство тротуара из асфальтобетонного покрытия СНиП

Устройство покрытия из асфальтобетона

После окончания строительства загородного дома приходит время обустройства придомной территории. Разбивка газонов и клумб, обустройство садовых дорожек, посадка деревьев и кустов – этот лишь малая часть работ, с которыми придется столкнуться домовладельцу. Владение загородным домом на сегодняшний день не представляется возможным без наличия автомобиля. Ввиду этого возникает острая необходимость в наличии хорошего подъездного пути к дому. Очень редко кто-то решается асфальтировать самостоятельно. Причиной тому могут быть стереотипы о тяжести и невыгодности данного мероприятия. В статье мы рассмотрим устройство покрытия из асфальтобетона, а также поэтапно опишем весь процесс укладки асфальтобетонного покрытия.

Основание для асфальтобетонного покрытия

Перед укладкой асфальтобетонного покрытия важно уделить особое внимание подготовке основания. Работы по подготовке основания по большей мере схожи с аналогичными работами при строительстве обычной бетонной площадки. Главное – основание должно быть твердым и надежным.

На рисунке ниже показана схема устройства дорожной одежды проезжей части и тротуара.

Конструкция асфальтобетонного покрытия

Во-первых, следует удалить мягкий и плывучий грунт, чтобы во время эксплуатирования асфальт не просел. Специалисты называют этот процесс подготовкой ванны.

Во-вторых, подготовить подушку. Особенно, это касается территорий с интенсивным движением. Однако для частных домовладений, тротуаров, дворов и автостоянок все гораздо проще. Тут важно правильно рассчитать количество и толщину подсыпки, чтобы верхнее покрытие вышло на заданный уровень.

В-третьих, разметка. Надо четко определить границы, уклоны, при необходимости подготовить и расставить бордюры. Следует учесть водостоки, ливневки, водоприемники, чтобы во время эксплуатации дождевая и талая вода легко уходила, не повреждая покрытие из асфальтобетона.

Технология предусматривает подсыпку основания в три слоя:

  1. Песок.
  2. Крупный щебень (фракция 40-70).
  3. Мелкий щебень (фракция 20-40, 10-20).

Толщина слоев от 5 до 30 см., в зависимости от проектируемой нагрузки на асфальт. Каждый слой требует хорошего уплотнения. В условиях маленьких площадей, где проезд виброкатков невозможен, используют вибротрамбовку или ручной каток. В очень узких местах и местах примыкания асфальта к стенам зданий и к бордюрам трамбуют, так называемой «пяткой» – небольшой пластиной метала с ручкой. В домашних условиях, для дворовых покрытий будет вполне достаточно одного слоя щебня фракции 20-40, толщиной 5-10 см.

Слой щебня в асфальтобетонном покрытии

Для более крепкого срастания асфальтобетона с основанием, желательно пролить последний слой подсыпки жидким, растопленным битумом. Он легко расплавляется при температуре 100-150 градусов. Расход битума рассчитывается исходя из соотношения 0,5-0,8 литра на кв. метр.

Основание, подготовленное таким образом, станет надежной подушкой вашему асфальтобетону и гарантирует его долговременную работу.

Нарочно пропустив пункт приготовления асфальтобетона, потому что в бытовых условиях это очень трудоемкий и дорогостоящий процесс, который лучше доверить профессиональному АБЗ и привести уже готовый материал для укладки. Следует лишь знать состав асфальтобетонного покрытия. Изготавливается асфальтобетон из щебня (или гравия) различной крупности, песка, минерального порошка и нефтяного дорожного битума в соответствии с ГОСТ 9128. Причем время транспортировки горячих смесей с завода к месту укладки не должно превышать 1,5 часа при температуре +10 градусов.

Укладка асфальтобетона

Стоит сразу заметить, что работа не из легких. Как и любая другая строительная профессия, она требует определенного опыта, знаний и соответствующего инструмента. Хотя тут его нужно совсем немного.

Инструменты для ручной укладки асфальтобетонной смеси

  • Пара совковых лопат. Удобнее будет работать лопатой с короткой ручкой и острым носом.
  • Тачка. Позволит развозить асфальтобетон по площадке. Самая маневренная тачка – одноколесная.
  • Скребок. Это что-то похожее на швабру с длинной ручкой, для разравнивания не уплотненного асфальтобетона.
  • Отбивочная нить. Очень пригодится для выявления бугров и ям на планируемом участке. Ее можно заменить толстой рыболовной леской или простой бечевкой.

Итак, никаких хитростей. Надо равномерно, толщиной 5-7 см., распределить горячий асфальтобетон по заданной территории. Проконтролировать нитью уровни. Стоит отметить, что при строительстве дорог подрядные организации контролируют ровность покрытия согласно СНиП 3.06.03-85.

Устройство покрытия из асфальтобетонной смеси

Далее согласно технологии устройства асфальтобетонного покрытия можно начинать уплотнение. Чем выше температура смеси, тем лучше будет ее уплотняемость, поэтому старайтесь выполнять работы максимально оперативно. Как и подушку, укатывать асфальт лучше всего катком, а на малых площадях виброплитой, ручным катком и пяткой. Чтобы асфальт не прилипал к инструменту, смазывайте рабочие поверхности соляркой.

Уплотнение требуется производить в 3-6 проходов в разных направлениях движения. Для дорог и мест с большей нагрузкой, чем пешеходы, асфальт укладывают в 2-3 слоя, начиная с крупной фракции и заканчивая мелкой. В верхнем слое рекомендуется использовать плотный асфальтобетон, в нижнем – пористый. Таким образом, асфальтобетон станет настоящим качественным покрытием.

Главное не забудьте, что пред укладкой асфальта следует провести все инженерные сети, водопровод, канализация, электричество, а возможно и газ. Чтобы не получилось так, как мы часто наблюдаем на наших улицах. Только положили новый асфальт, так сразу возникает необходимость в замене каких-нибудь труб под ним.

Покрытия из асфальтобетона — состав и технология

Асфальтобетонное покрытие — уплотненный слой искусственного строительного материала, состоящего из минерального порошка, заполнителей и битумного вяжущего. Смесь обладает ценными свойствами, которые нашли применение в прокладке дорог, устройстве взлетных полос, пешеходных коммуникаций, объектов ландшафтной архитектуры.

История асфальтобетонных покрытий уходит корнями в глубокое прошлое. Американские инки строили великолепные дороги из камней, проливая стыки природным битумом. Нововведение попало в Европу гораздо позже. На смену каменной и деревянной брусчатке появился асфальтобетон. Сегодня это наиболее распространенный материал для строительства дорог.

Виды и применение

ГОСТ 9128-2013 классифицирует асфальтобетоны на несколько видов в зависимости от минерального заполнителя:

Смеси изготавливают горячим или холодным способом. В первом случае используют вязкий или жидкий битум, а температура укладки составляет 110° и выше. Для холодного асфальтобетона применяют только жидкое вяжущее. Укладывают покрытие при температуре от 5°С.

В зависимости от характеристик компонентов различают следующие виды асфальтобетонных смесей:

  • Песчаный асфальтобетон изготавливают на основе заполнителей фракций до 10 мм. Материал слабо сопротивляется износу. Применяется для устройства тротуаров, велосипедных или пешеходных дорожек, детских площадок.
  • Мелкозернистый асфальтобетон содержит зерна крупностью до 20 мм. Используется для покрытия улиц, автотранспортных путей, аэродромов. Склонен к пластическим деформациям и образованию колеи, поэтому его модифицируют различными добавками.
  • Крупнозернистый асфальтобетон применяют для формирования нижних слоев дорожных одежд. В его составе щебень или гравий размером до 40 мм. Для заполнения пустот между крупными частицами и увеличения плотности добавляют песок.

Плотные щебеночные или гравийные составы соответствуют следующим типам асфальтобетонных смесей:

  • А — массовая доля крупного заполнителя 50-60%;
  • Б — 40-50%;
  • В — 30-40%.

Типы Г и Д содержат только песок из отсевов дробления или природного происхождения, щебня в них нет.

Для повышения прочности и улучшения связующих свойств между компонентами добавляют целлюлозные стабилизаторы. Полученный материал называют щебеночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА). Для его изготовления используют плотные горные породы кубовидной формы, которые образуют крепкий каркас. Благодаря стойкости к деформациям ЩМА применяют для строительства дорог с большой загруженностью.

Еще одна разновидность покрытий на органическом вяжущем — цветной асфальтобетон. При изготовлении состав подкрашивают пигментами. Используют осветленный битум, мраморную или кирпичную крошку, щебень из кварцита или гранита.

Цветным асфальтобетонным покрытием выделяют велосипедные или пешеходные дорожки, покрывают спортивные и детские площадки, оформляют ландшафты.

Состав и технические характеристики

Состав асфальтобетона многокомпонентный. Его подбирают и рассчитывают исходя из условий работы покрытия, а также доступных местных материалов.

Компоненты

На 30-60% асфальтобетонная смесь состоит из щебня или гравия, который получают при разработке месторождений осадочных или вулканических пород, из отходов металлургии. Свойства покрытия во многом зависят от физических характеристик и формы этого крупного заполнителя.

Песок — обязательный компонент асфальтобетона. Он заполняет пустоты между камнями, делая смесь более однородной и плотной. Содержание зерен ограничивают, так как излишек ухудшает износостойкость покрытия. Помимо сыпучего материала природного происхождения используют отсев дробления щебня или осадочных пород, молотый шлак.

Минеральный порошок составляет до 20% массы асфальтобетонной смеси. Это измельченные до состояния пыли осадочные или доломитовые породы, отходы промышленности, зольные шлаки ТЭС. Их применяют в неактивированном или активированном виде. При этом увеличивается водонепроницаемость, прочность и плотность асфальтобетона.

Марку битума подбирают исходя из климатической зоны и нормативной нагрузки на дорожное полотно. Расход продукта переработки нефти составляет 25-90 кг на тонну асфальтобетонной смеси и зависит от пористости заполнителей и режима укладки. Для улучшения эксплуатационных свойств битум модифицируют добавками, содержащими резиновую крошку, вторичный полиэтилен, гашеную известь и адгезионную композицию.

Основные технические характеристики

В зависимости от свойств и применяемого сырья ГОСТ выделяет 3 марки асфальтобетона:

  • к I относятся горячие высокоплотные и плотные типов А, Б, Г, пористые высокопористые щебеночные, холодные типов Бх, Вх, Гх;
  • ко II — горячие Б, В, Г, Д, пористые, высокопористые песчаные, холодные Бх, Вх, Гх, Дх;
  • к III — горячие плотные Б, Г, В, Д.

Основные физико-механические свойства асфальтобетонных смесей определяются маркой, режимом укладки и температурой при проведении испытаний:

  • предел прочности при сжатии — нормируется для 0°С — 9-13 МПа, для 20°С — 2-2,5 МПа, 50°С — 0,9-1,5 МПа;
  • плотность — 2000-2800 кг/м³;
  • водостойкость — 0,6-0,95;
  • коэффициент внутреннего трения (сдвигоустойчивость) — 0,62-0,87;
  • сцепление при сдвиге при t=50°С — 0,22-0,50 МПа;
  • трещиностойкость — 2-7,5 МПа;
  • водонасыщение — 1-4% для плотных, 4-10% для пористых;
  • пористость для холодных асфальтобетонных смесей — 18-21%;
  • морозостойкость F15-50 в зависимости от дорожно-климатической зоны.

Важнейшим показателем является коэффициент уплотнения покрытия из асфальтобетона, характеризующий качество укладки. Его определяют опытным путем. По нормативам величина для холодных составов не должна быть менее 0,96, для горячих — 0,99.

Для измерения коэффициента уплотнения смеси в покрытии вырубают керны, высушивают и находят фактический удельный вес асфальтобетона. После нагрева образцы измельчают, подвергают обработке под давлением. Искомый параметр определяют как отношение реальной плотности к стандартной, полученной в результате испытаний.

Для расчета расхода асфальтобетона на 1 м² покрытия пользуются опытными показателями на 1 см высоты:

  • мелкозернистые смеси типов А, Б, В — 24,6-25,7 кг;
  • крупнозернистые — 24,2 кг;
  • ЩМА — 25,8 кг;
  • литые плотностью 1500 кг/м³ — 15,4 кг.

Чем отличается асфальт от асфальтобетона?

Асфальтобетонная смесь — искусственный материал, который получают смешиванием твердых ингредиентов с нефтяным дорожным битумом.

Природный асфальт образуется в процессе загустевания и окисления нефти, выступившей на поверхность земли в виде пластовых залежей, отдельных жил или озер.

Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого обозначает горную смолу. Это легкоплавкое вещество черного цвета. Излом раковистый, матовый или блестящий. Содержит до 70% нефтяного битума.

Крупнейшие источники природного асфальта — Мертвое море в Израиле, озеро Пич-Лейк в Тринидаде. Древние сирийцы добывали твердый битум, всплывавший на поверхность огромными глыбами, вес которых достигал 1000 кг.

Горную смолу применяли для гидроизоляции кораблей, стен хижин, полов зернохранилищ, а также изготовления красок или лаков. В Древнем Египте вещество использовали для бальзамирования умерших.

Запасы природного асфальта ограничены. Из высококачественного сырья изготавливают живописные краски, лакокрасочную продукцию. В дорожном строительстве при устройстве асфальтобетонного поверхностного покрытия замещают часть жидкого битума твердым. При этом значительно повышается стойкость к воздействию шипованных автопокрышек.

Технология устройства

Асфальтобетонная смесь может быть качественной, но если при укладке не соблюдались технология, покрытие быстро выйдет из строя. При выполнении каждого этапа производства работ нужно соблюдать четкие правила, которые устанавливают ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.

Подготовка

Мероприятия включают разработку технического проекта, подготовку финансовой сметы. При планировке объект привязывают к рельефу, предусматривая возможность удаления сточных вод, сохранность надземных и подземных коммуникаций.

Перед устройством асфальтобетонного покрытия вырубают большие деревья, снимают верхнюю плодородную почву. Чем выше расчетная нагрузка на дорожное полотно, тем больший объем земляных работ предстоит выполнить, чтобы создать основание с достаточной несущей способностью. Для садовых дорожек и тротуаров высота слоя составляет 10-20 см, для нагруженных трасс — до нескольких метров.

Чтобы под асфальтобетонной дорогой не застаивалась вода, организовывают дренаж. Грунт вывозят за пределы территории, чтобы при размыве избежать засорения дренажной системы.

Устройство подушки

Функция подушки — восприятие сжимающих нагрузок при эксплуатации асфальтобетонных поверхностей. Ее толщина определяется расчетом. Сначала укладывают крупные фракции до 60 мм, затем средние 20-40 мм, сверху песок с обязательной утрамбовкой каждого слоя.

В частном обустройстве для подсыпки используют различный строительный мусор, который значительно экономичнее, чем щебень или гравий. По краям асфальтобетонной дороги укладывают бордюры или другие прочные материалы.

Укладка асфальтобетона

Работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже 5°С. В зависимости от вида асфальтобетонных смесей применяют следующие технологии:

  • Холодную смесь укладывают на подготовленное основание, желательно, пролитое битумом, слоем до 5 см. Утрамбовывают ручной трамбовкой или виброплитой. Сверху посыпают цементом или песком, чтобы уменьшить липкость поверхности дороги.
  • Горячий асфальтобетон изготавливают из расплавленного битума и заполнителей, тщательно перемешивают и выкладывают на основание. Массу укатывают или трамбуют. Эксплуатация разрешена через 6 часов.
  • Литой асфальт укладывается очень горячим — до 235°С. Подается из кохера, нагревающего и перемешивающего смесь, в бункер асфальтоукладчика. После равномерного распределения по поверхности композит остывает и затвердевает. Утрамбовка или укатка не требуются.

Заключение

Устройство дорог из различных типов асфальтобетона позволяет получить прочное и долговечное покрытие. Выбор материала зависит от нагрузки при эксплуатации полотна и климатической зоны. При укладке нужно соблюдать технологию и температурный режим.

Нормативные документы

Главное меню

СНиП 3.06.03-85 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
Автор Редактор контента
04.08.2008 г.

УКЛАДКА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

10.16. Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ни­же 5 °С, осенью — не ниже 10 °С; теплых смесей — при температуре не ниже минус 10 °С.

Допускается производить работы с использованием горячих асфальто­бетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 °С при соблюдении сле­дующих требований:

толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см;

необходимо применять асфальтобетонные смеси с ПАВ или активирован­ными минеральными порошками;

устраивать следует, как правило, только нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; если зимой или весной по этому слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей;

верхний слой допускается устраивать только на свежеуложенном ниж­нем слое до его остывания (с сохранением температуры нижнего слоя не менее 20 °С).

Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориен­тировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами.

10.17. Перед укладкой смеси (за 1-6 ч) необходимо произвести обра­ботку поверхности нижнего слоя битумной эмульсией, жидким или вяз­ким битумом, нагретым до температуры, указанной в табл. 13.

Норму расхода материалов, л/м 2 , следует устанавливать:

при обработке битумом основания — равной 0,5-0,8, нижнего слоя ас­фальтобетонного покрытия — 0,2-0,3;

при обработке 60 %-ной битумной эмульсией основания — 0,6-0,9, ниж­него споя асфальтобетонного покрытия — 0,3-0,4.

Обработку нижнего слоя вяжущим можно не производить в случае, если интервал времени между устройством верхнего и нижнего слоев составляет не более 2 сут и отсутствовало движение построечного транспорта.

10.18. Укладку асфальтобетонных смесей следует осуществлять асфаль­тоукладчиком и, как правило, на всю ширину.

В исключительных случаях допускается укладка смесей в нижний слой покрытия и в основание автогрейдером. При этом вдоль краев слоя следует устанавливать упорные брусья.

В местах, недоступных для асфальтоукладчика, допускается ручная ук­ладка.

10.19. При укладке горячих, теплых и холодных (в горячем состоянии) асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками толщина укладываемого слоя должна быть на 10-15 % больше проектной, а при укладке автогрей­дером или ручной укладке — на 25-30 %.

При укладке холодной асфальтобетонной смеси из штабеля асфальтоук­ладчиком (с выключенными уплотняющими рабочими органами) и при укладке автогрейдером или вручную толщина слоя должна быть на 60-70 % выше проектной.

10.20. При укладке конструктивных слоев толщиной более 10 см следует, как правило, применить асфальтоукладчики с активными уплотняю­щими органами.

10.21. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой, а также при использовании асфальто­укладчиков с трамбующим брусом и виброплитой при укладке смесей для плотного асфальтобетона типов А и Б и для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня более 40 % скорость уклад­ки должна составлять 2-3 м/мин.

При укладке смесей для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щеб­ня менее 40 % и высокопористого песчаного скорость укладки может быть увеличена до 4-5 м/мин. Режимы работы уплотнпющих рабочих органов должны быть следующими: частота оборотов валов трамбующего бруса 1000-1400 об/мин; вала вибратора плиты — 2500-3000 об/мин.

10.22. Температура асфальтобетонных смесей при укладке в конструк­тивные слои дорожной одежды должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84.

Уплотнение смесей следует начинать непосредственно после их укладки, соблюдая при этом температурный режим, указанный в табл. 14.

10.23. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой (типа ДС-126А, ДС-143) следует уплотнять:

смеси для плотного асфальтобетона типов А и Б, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня более 40 % сна­чала катком на пневматических шинах массой 16 т (6-10 проходов), или гладковальцовым катком массой 10-13 т (8-10 проходов), или вибрационным катком массой 6-8 т (5-7 проходов) и окончательно — гладковальцовым катком массой 11-18 т (6-8 проходов);

смеси для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня менее 40 % и высокопористого песчаного сначала гладковальцовым катком массой 6-8 т или вибрационным катком массой 6-8 т с выключенным вибратором (2-3 прохода), затем катком на пневматических шинах массой 16 т (6-10 прохо­дов) или гладковальцовым катком массой 10-13 т (8-10 проходов), или вибрационным катком массой 6-8 т с включенным вибратором (3-4 про­хода) и окончательно — гладковальцовым катком массой 11-18 т (4-8 проходов).

Скорость катков в начале укатки должна быть не более 1,5-2 км/ч; после 5-6 проходов скорость может быть увеличена до 3-5 км/ч — для гладковальцовых катков, 3 км/ч — для вибрационных катков и 5-8 км/ч — для катков на пневматических шинах.

10.24. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и виброплитой (типа ДС-155) следует уплотнять:

смеси для плотного асфальтобетона типов А и Б, а также для пористого и высокопористого асфальтобетона с содержанием щебня свыше 40 % сна­чала гладковальцовым катком массой 10-13 т, катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком массой 6-8 т (4-6 проходов), а затем — гладковальцовым катком массой 11-18 т (4-6 проходов);

смеси для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для высокопористого песчаного, пористого и высокопористого с содержанием щебня менее 40 % сначала гладковальцовым катком массой 6-8 т или вибрацион­ным катком 6-8 т с выключенным вибратором (2-3 прохода) , а затем — гладковальцовым катком массой 10-13 т (6-8 проходов), катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком 6-8 т с включенным вибратором (4-6 проходов) и окончательно — гладковальцо­вым катком массой 11-18 т (4 прохода).

Скорость катков в начале укатки не должна превышать, км/ч: гладко-вальцовых — 6, вибрационных — 3, на пневматических шинах — 10.

При первом проходе гладковальцовых катков ведущие вальцы должны быть впереди.

10.25. Холодные асфальтобетонные смеси предварительно следует уплот­нять катком на пневматических шинах (6-8 проходов) или гладковальцо­вым массой 6-8 т (4-6 проходов), а окончательное уплотнение дости­гается от движения транспортных средств, которое следует регулировать по всей ширине проезжей части, ограничивая скорость движении до 40 км/ч. Предварительное уплотнение холодных асфальтобетонных смесей с акти­вированными минеральными материалами допускается также производить катками массой 10-13 т, однако при появлении трещин укатку следует прекратить.

10.26. При укладке асфальтобетонных смесей толщиной 10 — 18 см уплотнение следует выполнять сначала самоходным катком на пневмати­ческих шинах (6 — 8 проходов), затем гладковальцовым массой 11 — 10 т (4 — 6 проходов).

Рабочая скорость движении катков при уплотнении слоев повышенной толщины при первых 2 — 3 проходах не должна превышать 2 — 3 км/ч, при последующих 12 — 15 км/ч. Давление воздуха в шинах катка в начале укатки должно быть не более 0,3 МПа, в конце — 0,8 МПа.

10.27. Уплотнение асфальтобетонных смесей, содержащих полимеры, следует начинать только гладковальцовыми катками массой 6 — 8 или 10 — 13 т.

10.28. При укладке смеси сопряженными полосами следует применять два (и более) укладчика или производить разогрев кромок ранее уложенной полосы с помощью инфракрасных излучателей, а при их отсутствии производить разогрев кромки ранее уложенной полосы путем укладки на нее горячей смеси шириной 10 — 20 см. После разогрева кромки смесь следует сдвинуть на устраиваемую полосу до ее уплотнения.

10.29. При укладке асфальтобетонных смесей сопряженными полосами в процессе уплотнения первой полосы вальцы катка не должны прибли­жаться более чем на 10 см к кромке сопряжения.

Уплотнение следующей полосы необходимо начинать по продольному сопряжению. Сопряжение полос должно быть ровным и плотным.

10.30. Поперечные сопряжения полос, устраиваемых из асфальтобетон­ных смесей, должны быть перпендикулярны оси дороги.

В конце рабочей смены край уплотненной полосы следует обрубать вертикально по шнуру и при возобновлении работ разогревать в соответст­вии с требованиями п. 10.28 либо обмазывать битумом или битумной эмульсией. При укладке в конце укатываемой полосы упорной доски край обрубать не следует.

10.31. Обнаруженные на покрытии или основании после окончания укатки участки с дефектами (раковины, участки с избыточным или недос­таточным содержанием битума и пр.) должны быть вырублены; края вырубленных мест смазаны битумом или битумной эмульсией, заполнены асфальтобетонной смесью и уплотнены.

10.32. Перед устройством асфальтобетонного слоя по существующему покрытию в процессе реконструкции необходимо устранить дефекты (трещины и выбоины) старого покрытия, обработать его поверхность в соответствии с требованиями п. 10.17 настоящего раздела. При глубине колеи на старом покрытии более 1 см его следует предварительно выров­нять смесью и уплотнить.

10.33. При выполнении работ, направленных на повышение сцепления шин автомобилей с поверхностью асфальтобетонного покрытия, втапливают черный щебень в неуплотненный слой асфальтобетонной смеси.

10.34. Для втапливания следует применять преимущественно холодный, а также горячий и теплый черный щебень фракций 5 — 10, 10 — 15 или 15 — 20 мм.

10.35. Уложенный слой горячей и теплой асфальтобетонной смеси сле­дует уплотнить одним-двумя проходами катка массой б-8 т, после чего рассыпать черный щебень равномерным слоем в одну щебенку.

Нормы расхода черного щебня при использовании фракций:

5-10 мм . 6-8 кг/м 2

10.36. Температура смеси в слое к моменту распределения черного щебня должна быть в пределах 90-110 °С для горячих смесей и 60- 80 -С — для теплых.

10.37. После распределения черный щебень следует втопить в уложенный слой катками с гладкими вальцами массой 10-13 т или катками на пнев­матических шинах одновременно с доуплотнением асфальтобетонной смеси.

10.38. В процессе работ по строительству асфальтобетонных покрытий следует вести журналы лабораторного контроля качества исходных мате­риалов и готовых асфальтобетонных смесей, температуры битума, темпера­туры смеси на месте приготовления и укладки и журнал укладки и уплотнения смеси по сменам.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

10.39. При приготовлении асфальтобетонной смеси следует контролиро­вать:

постоянно — температуру битума и минеральных материалов, а темпера­туру готовой асфальтобетонной смеси — в кузове каждого автомобиля-самосвала;

не реже одного раза в смену — качество смеси по ГОСТ 9128-84 и ГОСТ 12801-84 и битума по ГОСТ 11501-78 и ГОСТ 11503-74;

не реже одного разе в 10 смен — качество щебня, песка и минерального порошка по ГОСТ 9128-84.

Работу дозаторов минеральных материалов, битума и добавок следует контролировать в установленном порядке.

10.40. В процессе строительства покрытия и основания дополнительно к п. 1.14 следует контролировать:

температуру горячей и теплой асфальтобетонной смеси в каждом авто­мобиле-самосвале;

постоянно — качество продольных и поперечных сопряжений уклады­ваемых полос;

качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок) в трех местах на 7000 м 2 покрытия по ГОСТ 9128-84 и ГОСТ 12801-84, а также прочность сцепления слоев покрытия.

Вырубки или керны следует отбирать в споях из горячих и теплых асфальтобетонов через 1 — 3 сут после их уплотнения, а из холодного — через 15-30 сут на расстоянии не менее 1 м от края покрытия.

10.41. Коэффициенты уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должны быть не ниже:

0,99 — для плотного асфальтобетона из горячих и теплых смесей типов А и Б;

0,98 — для плотного асфальтобетона из горячих и теплых смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона;

0,96 — для асфальтобетона из холодных смесей.

Устройство тротуара с асфальтобетонным покрытием

Тротуары должны обеспечивать удобное и безопасное движение пешеходов по ним. Как правило, покрытие тротуара выполняется монолитным из асфальтобетона или мощёным (из плитки или брусчатки).

Устройство тротуара с асфальтобетонным покрытием:

  1. Вначале проводятся геодезические разбивочные работы.
  2. Затем подготавливается основание путём выравнивания грунта и формирования «корыта» под будущую дорожную одежду тротуара.
  3. После этого устанавливается и закрепляется бортовой камень, определяющий границы тротуара в плане и удерживающий дорожную одежду в требуемых границах на протяжении срока эксплуатации.
  4. Когда эти операции выполнены, приступают к устройству дорожной одежды. Первым устраивается подстилающий слой из песка.
  5. Далее укладывается верхний слой основания. Как правило, он выполняется из щебня, но может быть устроен и из иных материалов: металлургического шлака, кирпичного боя, гравия, ракушечника и др. Все слои обязательно уплотняются.
  6. Перед устройством покрытия выполняется подгрунтовка: по слою основания разливается битумная эмульсия. Это необходимо для надёжного сцепления слоёв основания и покрытия между собой, чтобы конструкция дорожной одежды работала как единое целое. Покрытие выполняется из горячих асфальтобетонных смесей, как правило, типов Г и Д (мелкозернистых, или песчаных). Реже используются литые смеси. В случаях, если тротуар будет использоваться для подъезда автротранспорта, следует предусматривать покрытие из асфальтобетонных смесей, содержащих в своём составе щебень (типы А, Б, В). Те же меры рекомендуются и в случае регулярной механизированной уборки тротуара.

Устройство тротуара из плитки, или брусчатки:

  1. При устройстве мощёных покрытий тротуаров несколько меняется порядок укладки слоёв основания. Нижний слой – также подстилающий из песка (может устраиваться не всегда)
  2. Далее следует несущий слой основания из щебня, гравия или другого материала.
  3. На него обязательно укладывается выравнивающий (монтажный) слой из просеянного песка толщиной около 5 см.
  4. Песок монтажного слоя предварительно разравнивают с помощью грабель и правила (ровной доски) и обильно поливают.
  5. Дав песку отстояться от нескольких часов до суток, песок утрамбовывают и окончательно разравнивают.
  6. После этого вручную производится укладка плитки или брусчатки. Рабочие должны проводить укладку перед собой, передвигаясь по уже уложенной плитке или брусчатке, не нарушая ровности основания. Если остаются промежутки, в которые целая плитка (камень) не входит, то отрезают куски нужных размеров и монтируют их.
  7. Затем всё покрытие присыпается песком и прометается метлой или жёсткой щёткой. За счёт этого заполняются швы – пустоты между плитками. Остатки песка можно смыть с покрытия, поливая его водой из шланга через рассекатель. Если цвет покрытия только серый, то для заполнения швов может использоваться смесь песка с цементом в соотношении 1:1.
  8. Если есть необходимость, то покрытие уплотняется с помощью виброплиты, имеющей резиновую прослойку на рабочей поверхности.

Если сравнивать два представленных способа, то очевидным преимуществом при устройстве асфальтобетонного покрытия является высокая степень механизации всех технологических операций. Мощёное покрытие обладает большей декоративностью, особенно если применяется цветная плитка для создания рисунка, но здесь необходим значительный объём ручных работ.

Преимущества обоих типов покрытия — возможность применения цветного асфальта. Как правило, для тротуаров рекомендуется создание цветного покрытия по «холодной» технологии из-за дороговизны «горячей». Для этого на готовое асфальтобетонное покрытие наносится тонкий декоративный слой. В состав смеси входят цветной песок (кварцевый), термостойкие пигменты и термоклей. Стоимость такого покрытия составляет от 1000 руб./м 2 . Для сравнения: покрытие из цветного асфальта по «горячей» технологии обойдётся в 3000 – 4000 руб./м 2 . В этом случае окрашена будет вся асфальтобетонная смесь за счёт добавления в неё цветного песка и щебня и необходимого пигмента. Вяжущее используется бесцветное – например, в виде гранул.

Технологии дорожных работ

Дорожные покрытия из асфальта распространены и чрезвычайно популярны. Это связано, прежде всего, с долговечностью и прочностью такого варианта. Чтобы эти условия были полностью выполнены, необходимо соблюсти ряд условий. Технология укладки асфальта отличается определенными трудностями, но если все сделать правильно, затраты окупятся безукоризненным покрытием и беспроблемной эксплуатацией.

Виды асфальтового покрытия

В производстве асфальтовой смеси используются битумные материалы (смолы), а также армирующий наполнитель. Его роль играет крупный песок и минеральные породы определенной фракции. Все материалы должны быть хорошего качества, а в зависимости от вида и назначения покрытия в состав добавляются другие ингредиенты.

Типы асфальта:

  1. Покрытия первого класса. Используются для укладки трасс, способны выдерживать большие нагрузки. Технология предусматривает применение минерального наполнителя размером до четырех сантиметров. Такие покрытия выдерживают вес груженого транспорта и интенсивное использование.
  2. Покрытия второго класса. Применяются для асфальтирования площадей, тротуаров и пешеходных дорог. Самые крупные включения асфальтовой смеси достигают 25 мм.
  3. Покрытия третьего класса. Приоритетом в этом случае будет пластичность смеси. Минеральные частички минимального размера (до 15 мм), что позволяет получить плотное прилегание состава. Таким покрытием оснащают места бестранспортного использования (частные дворы, территории учреждений, спортивные площадки).

Пропорции и нормы изготовления регулируются ГОСТ, но многие производители игнорируют такое правило и используют дешевые заменители. На качестве асфальтной смеси это отображается не лучшим образом, поэтому предпочтительней заказывать этот товар у действительно проверенных компаний, например, представительств фирмы «Дорожные Технологии».

Технологии нанесения:

  • Горячий асфальт. Его технология укладки требует использования специальной техники, а также соблюдению ряда условий. В первую очередь это температура готовой смеси и воздуха окружающей среды. Недопустимо укладывать остывший асфальт, а также выполнять работы при отрицательных температурах. Второй важный момент — скорость укладка горячего асфальта. Если работы не выполнены в соответствии с ГОСТ, качество покрытия будет плохим. Горячий асфальт используется для прокладки новых дорог и тротуаров. После нанесения покрытие должно некоторое время не использоваться, чтобы обеспечить достаточно прочное сцепление.
  • Холодный асфальт. Его номы также регламентируются ГОСТ и СНИП, но в производстве используются битумы других марок, которые быстрей затвердевают и не требуют определенной температуры. Укладывать холодный асфальт можно в более широком диапазоне температур окружающей среды (допускается до — 5ºС). Чаще всего такой способ применяется при выполнении ямочного ремонта дорог, либо для выполнения асфальтирования своими силами.

Приобрести холодный асфальт можно не только непосредственно у изготовителя, но также и в строительных магазинах. Герметичная тара позволяет сохранить его характеристики до нескольких месяцев. Вместе с тем, по прочности и сроку службы холодная смесь значительно уступает альтернативному варианту, поэтому применение на оживленных трассах или места активного использования несколько ограничено.

Подготовительные работы перед укладкой асфальта

Важное условие правильной укладки — соблюдение требований ГОСТ и СНИП по подготовке поверхностей. Эти нормативы предусматривают несколько этапов, от которых также будет зависеть качество будущей дороги.

Как подготовить поверхность:

  1. Расчистить и разметить участок асфальтирования. При необходимости (болотистая местность, возможные проблемы с грунтом) выполняются геодезические исследования.
  2. Верхний слой грунта снимается полностью. Для автострад возможно возведение специальной насыпи, а вот для пешеходной дороги из асфальта это не требуется.
  3. На дно траншеи засыпается песчаная «подушка», после чего необходимо установить специальный материал — геотекстиль. Он предотвратит смещение строительных материалов крупных фракций в песок.
  4. В полученный котлован необходимо засыпать щебень разного размера. От назначения покрытия будет зависеть фракция материала. Наиболее крупный щебень используют для прокладки магистралей. Слои располагаются в порядке убывания — от крупных до мелкозернистых материалов.
  5. Количество подготовительных слоев также зависит от дальнейшего использования дороги. После установки материал хорошо придавливается специальным катком. Это обеспечит надежную сцепку, устранив возможные проблемы с эксплуатацией.
  6. Для укрепления и предотвращения появления трещин на готовом покрытии используют армирующую сетку.

ГОСТ по укладке асфальта регламентирует все возможные нюансы, связанные с выполнение такого покрытия. Процесс этот отличается сложностью, ведь даже при наличии специальной техники большая часть работ до сих пор требует ручного труда.

Как выполняется асфальтирование

Правила укладки асфальта по большей части зависят от вида и назначения покрытия, но некоторые нормативы менять нельзя. Такие правила четко прописаны в ГОСТ и СНИП, и именно они обеспечивают долговечность и качество будущих дорог и тротуаров.

По требованиям ГОСТ асфальтирование дорог и тротуаров должно проводиться при подходящих погодных условиях. Производство смеси также определено нормативами этих документов. Укладка асфальта СНИП (строительные нормы и правила) также определяет качество готовых работ, причем от этапа проведения подготовительных работ до завершающего цикла.

Основные требования нормативов:
  • Непосредственно перед укладкой асфальта, на подготовленную поверхность наносится подогретый битум или битумная эмульсия.
  • Укладка горячего асфальта должна проводиться исключительно при плюсовой температуре воздуха (не ниже 5 градусов).
  • Смесь должна быть определенной температуры, поэтому перед нанесением она поддерживается в горячем (не ниже 100 градусов) состоянии.
  • Толщина слоя асфальтовой смеси определяется назначение покрытия. Наносится асфальт участками определенной длины, после чего выравнивается и уплотняется.
  • Уплотнение слоя необходимо начинать непосредственно после засыпки. Для этого используется специальная техника — каток, вибропресс или асфальтоукладчик.
  • Застывать нанесенный слой должен не менее суток, но для холодного асфальта это время может составлять всего пару часов.

Современные добавка — пластификаторы позволяют производить укладку даже при отрицательных температурах. Эта смесь имеет название асфальтобетон. Она достаточно дорогостоящая и чаще всего используется для экстренного ремонта дорог в зимнее время.

Заключительные работы

После асфальтирования на участок будущей дороги необходимо нанести специальную пропитку. Она обеспечивает плотную сцепку с асфальтом и придает покрытию привлекательный внешний вид.

Различают следующие варианты пропиток:

  1. Асфальтовая эмульсия. Среди всех видов это наиболее доступная по стоимости, но не всегда оправдывающая ожидания смесь. Чаще всего применяется для участков дороги без интенсивной нагрузки или тротуаров.
  2. Каменноугольная смола. Надежная основа, придающая кроме этого еще и эстетическую привлекательность готового покрытия. Она не подвержена воздействию нефтепродуктов, отличается длительным сроком использования.
  3. Акриловые полимеры. Добавление специальных компонентов в смесь позволяет получить эластичное и прочное покрытие. Есть возможность даже изменить расцветку, что используется для дополнительного декора территории.

При выборе финишного слоя стоит учитывать не только финансовый вопрос, но также и основное назначение проекта. От того, насколько интенсивно используется дорожное покрытие, необходимо отталкиваться при выборе смеси.

Создание асфальтового покрытия — важный процесс, ведь это определяет качество и долговечность будущих дорог и тротуаров. Классификация смесей и процесс нанесения определяется требованиям ГОСТ и СНИП, а также видами дорожных работ. Чтобы покрытие прослужило максимальный срок даже при интенсивной нагрузке важно выбрать надежного производителя. «Дорожные Технологии» гарантируют скорость выполнения и соблюдение всех требований качества.

Admin
Оцените автора
Строительный портал
Добавить комментарий

2 × 4 =

Для вашего удобства сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами
Принять
Политика конфиденциальности
Adblock
detector