Устройство бетонных плитных тротуаров

Устройство бетонных плитных тротуаров

Полезные советы на все случаи жизни

Монтаж фундамента. Полезное. Цоколь дома. Устройство. Опалубка

Строительство тротуаров и пешеходных дорожек. Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит Устройство покрытий из плит и мелкоразмерных элементов

Собственный дом представляет собой законченную композицию в том случае, если это не просто дом и придомовая территория при нем, а совокупность оригинальных идей дизайнера и современных технологий. Такой союз поможет превратить садовый участок с домом в ухоженный и уютный природный уголок. Садовые дорожки являются основным дизайнерским элементом, который, кроме эстетической составляющей, несет еще и функциональную нагрузку.

От правильности изначальной планировки дорожек будет зависеть комфорт хозяев участка.

Садовые дорожки должны быть достаточно прочными и должны быть украшением участка. Для опытного дизайнера не является секретом, что короткие дорожки делят весь участок на маленькие фрагменты, тем самым визуально уменьшая размеры сада. В то же время длинные дорожки создают ощущение просторного участка.

На начальном этапе планирования домовладельцу нужно определиться с функциональным назначением дорожек и их размерами. К примеру, дорожка, ведущая к фасаду дома, должна быть не менее 2 метров в ширину, чтобы на ней могли свободно разойтись два человека. Для дорожек технологического назначения вполне достаточно будет 90 см. Дорожки, по которым будет перемещаться автомобиль, должны быть никак не меньше ширины самого авто, изготовлены из прочных материалов и иметь шероховатую поверхность , чтобы предотвратить скольжение в зимнее время.

Современный рынок стройматериалов готов предложить покупателям для мощения дорожек на участке довольно большой перечень материалов. Это может быть плитка, натуральный или декоративный камень , щебень и т. д. Одним из таких материалов, имеющих оптимальное соотношение цены материала и качества выполненных дорожек на территории садового участка, является бетон .

Преимущества и недостатки дорожек из бетона

Песчано-бетонная смесь является одним из наиболее востребованных материалов для создания дорожек. К преимуществам этого материала и садовых дорожек из него можно отнести следующее:

  • хорошие прочностные качества материала, его долговечность;
  • простота создания бетонных конструкций, в том числе и садовых дорожек;
  • низкая стоимость материала;
  • устойчивость к воздействию неблагоприятных погодных факторов (влаго- и морозостойкость);
  • устойчивость к влиянию механических нагрузок;
  • возможность изготовить дорожку любой конфигурации (главное, сделать подходящую опалубку);
  • возможность выполнить монтаж самостоятельно , без привлечения специалистов;
  • широкие возможности для декорирования дорожек (во время приготовления раствора можно добавить пигменты любого цвета, либо использовать плиточную мозаику, природный или искусственный камень и т. п.; здесь главное – посадить элементы дизайна и украшения в раствор через несколько часов после заливки).

К недостаткам садовых дорожек из бетона можно отнести следующие факторы:

  • при движении грунта в периоды межсезонья бетонная дорожка может пойти трещинами;
  • дорожка из бетона – капитальное сооружение, впоследствии изменить ее направление будет едва ли возможно. Поэтому при планировании расположения дорожек надо одновременно планировать и территорию вокруг них;
  • потребуются серьезные затраты сил и времени на подготовительные работы и монтаж.

Технология создания бетонных дорожек

Собственно, весь техпроцесс самостоятельного монтажа садовых дорожек из бетона достаточно прост и состоит из следующих этапов:

  • разметка поверхности почвы под садовые дорожки;
  • предварительная подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

Для того, чтобы бетонная садовая дорожка радовала своих хозяев долгие годы, надо внимательно рассмотреть каждый этап по отдельности.

  1. Разметка поверхности почвы под садовые дорожки – это быстрый и самый простой этап. Хозяевам надо определиться с месторасположением дорожек на своем участке и с их размерами (как ранее говорилось, они будут зависеть от предполагаемых функциональных нагрузок). Разметку производят с помощью обычных колышков, которые вбивают в грунт через равные промежутки друг от друга, и натягивают между ними веревку. На этом первый этап можно считать завершенным и переходить к следующему.
  2. Предварительная подготовка грунта. Суть этого этапа в том, чтобы выбрать верхний слой дерна на глубину ≈ 5 – 7 см. Это нужно для того, чтобы удалить корни всех растений по пути мощения дорожки. Если этого не сделать, то растения под дорожкой будут постепенно перегнивать, а в образовавшиеся пустоты будет попадать вода и в зимние периоды замерзать там. Замерзающая вода будет увеличиваться в объеме и давить на лежащую дорожку. В конечном итоге этот процесс может привести к растрескиванию бетонного покрытия.

Кроме того, будет удобно и для людей, и для использования в летнее время газонокосилки , если садовая дорожка будет находиться на одном уровне с грунтом.

Монтаж опалубки

Опалубка монтируется из досок и нужна она для заливки бетона. Для того, чтобы создать какие-либо плавные изгибы дорожки, для изготовления опалубки вполне возможно воспользоваться фанерой или любыми другими гнущимися материалами. Можно сделать опалубку сразу по всей длине дорожки, но поскольку заливать раствор надо частями (именно надо, потому что необходимо предусмотреть швы для компенсации расширений-сжатий бетона под воздействием температуры), то и опалубку также можно делать частями, что снизит расход материала на ее изготовление.

Формирование подушки

Подушка под бетонной дорожкой преследует две цели.

  1. Равномерное распределение весовой нагрузки бетонной дорожки.
  2. Дренаж.

Изготавливают подушку или основание под дорожку из слоя утрамбованного щебня и слоя песка. Песок не удерживает воду, и в зимнее время почва под дорожкой не будет промерзать и расширяться. Однако песок – это мелкофракционный материал, для которого свойственно со временем уходить в щебень или грунт. Если песок будет уложен непосредственно на щебень, то спустя несколько лет он уйдет в грунт вместе с водой. Чтобы предотвратить этот процесс, непосредственно на землю укладываются любые материалы для гидроизоляции . Это может быть рубероид, геотекстиль или агроволокно. Последние два материала наиболее предпочтительны, так как они не подвержены гниению и прекрасно пропускают воду. После того как щебень уложен и песок засыпан, его нужно хорошо утрамбовать . Если песок сухой, надо его намочить, тогда он плотнее утрамбуется и в нем не будет пустот. Кроме того, песчаную подушку надо разровнять, чтобы впоследствии толщина слоя бетона была равномерной.

Для изготовления подушки вместо песка можно сделать тонкую бетонную стяжку или воспользоваться плоскими камнями, но нужно углубить траншею под дорожку на толщину камня или стяжки.

Армирование и заливка

Следующим этапом является укладка армирующих элементов и заливка бетона. Перед тем как укладывать армирующую сетку или арматуру, на подушку из песка надо положить полиэтиленовую или любую другую пленку. Это необходимо сделать по следующей причине: бетон должен не высохнуть, а затвердеть. Затвердевание – это химическая реакция при непосредственном участии так называемого цементного молочка, придающего бетону прекрасные прочностные характеристики. Чтобы этот компонент не ушел в песок и нужна пленка. Далее можно укладывать армирующие элементы: стандартную арматуру, армирующую сетку, сетку для стяжки или любые другие материалы.

Теперь можно приступать к замешиванию раствора . Его можно изготовить из песка и цемента (1:3), можно купить уже готовые сухие смеси, которые разводятся водой. Если по дорожке будут только ходить, то толщина подушки и слоя бетона не должна быть меньше 5 см. Если покрытие будет испытывать более тяжелые нагрузки, то дополнительный и бетонный слои не должны быть меньше 7,5 см.

По мере заливки раствора его надо разравнивать . После того, как вся готовая порция раствора будет залита, его надо дополнительно разровнять правилом и как можно сильнее уплотнить до появления цементного молочка. Когда раствор слегка схватится, можно подровнять его шпателем. В это же время можно сажать в раствор декорирующие элементы (если это ранее предполагалось делать). Для того, чтобы бетон затвердевал, а не высыхал, дорожку можно либо накрыть пленкой, либо периодически смачивать поверхность дорожки водой. Спустя пару-тройку дней можно убирать опалубку , а по прошествии еще нескольких суток дорожкой могут пользоваться «пешеходы».

Приняв решение об изготовлении дорожек на садовом участке из бетона, можно самостоятельно и с минимальными финансовыми затратами придать своему землевладению законченный образ и элегантный внешний облик.

КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГЕНПЛАНА

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
НА УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ
ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ

Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит (взамен ВСН 6-76) разработана кандидатами технических наук В. М. Гольдиным, Л. В. Городецким, Р. И. Бега (НИИМосстрой) при участии Ю. И. Столярова, к. т. н. В. Д. Фельдмана (Мосстройлицензия).

Читать еще:  Как поставить подрозетник в бетонную стену

Инструкция обобщает накопленный за период с 1976 по 1995 гг. опыт службы тротуаров на эксплуатируемых улицах.

Инструкция составлена с учетом нового ГОСТа на тротуарные плиты, разработанного НИИМосстроем, Мосинжпроектом и Академией коммунального хозяйства.

Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект, трестом Гордорстрой, муниципальным предприятием Мосинжстрой.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция распространяется на устройство в летний и зимний периоды в г. Москве тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и площадок из бетонных плит, выпускаемых заводами МПХК Моспромстройматериалы и удовлетворяющих ГОСТ 17608-91 .

1.2. Конструкции тротуаров следует принимать по альбому СК 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы». Строительство тротуаров производят с учетом действующих норм.

1.3. Тротуары и пешеходные дорожки должны располагаться между проезжей частью и застройкой; между проезжей частью и газоном; между газонами, в полосе зеленых насаждений.

Расчетная ширина одной полосы пешеходного движения принята 0,75 м.

1.4. Приняты конструктивные элементы тротуаров: песчаный подстилающий слой; основания из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона; покрытие из плит.

Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включает следующие этапы: рытье и уплотнение корыта, установка бортового камня, устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе и заполнение швов.

1.5. Покрытие тротуаров, садово-парковых дорожек и площадок осуществляют из сборных квадратных (К), прямоугольных (П), шестиугольных (Ш), фигурных бетонных плит и элементов мощения (Ф) и элементов декоративных дорожных (ЭДД). Виды, марки и размеры тротуарных плит согласно ГОСТ 17608-91 представлены в .

Раздел 7. Дорожки и тротуары

Раздел 7. Дорожки и тротуары

Таблица ГЭСН 27-07-001 Устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров

01. Очистка основания. 02. Смазка вяжущими разжиженными материалами стыков и мест примыканий. 03. Укладка асфальтобетонной смеси с разравниванием и уплотнением. 04. Засыпка песком. 05. Уплотнение асфальтобетонной смеси валиком. 06. Укатка асфальтобетонной смеси катками.

Измеритель: 100 покрытия

Устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальто-бетонной смеси толщиной 3 см

На каждые 0,5 см изменения толщины покрытия добавлять к норме 27-07-001-01

Устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров двухслойных:

нижний слой из крупнозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 4,5 см

верхний слой из песчаной асфальтобетонной смеси толщиной 3 см

Наименование элемента затрат

Затраты труда рабочих-строителей

Средний разряд работы

Затраты труда машинистов

Машины и механизмы

Краны на автомобильном ходу при работе на других видах строительства 10 т

Автопогрузчики 5 т

Виброплита с двигателем внутреннего сгорания

Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т

Песок для строительных работ природный

Таблица ГЭСН 27-07-002 Устройство оснований под тротуары из кирпичного или известнякового щебня

01. Планировка и укатка земляного полотна. 02. Россыпь и разравнивание щебня, клинца и каменной мелочи вручную. 03. Укатка с поливкой водой.

Измеритель: 100 дорожек и тротуаров

Устройство оснований толщиной 12 см под тротуары из кирпичного или известнякового щебня

На каждый 1 см изменения толщины оснований добавлять или исключать к норме 27-07-002-01

Наименование элемента затрат

Затраты труда рабочих-строителей

Средний разряд работы

Затраты труда машинистов

Машины и механизмы

Автопогрузчики 5 т

Катки дорожные самоходные гладкие 8 т

Машины поливомоечные 6000 л

Щебень известняковый или кирпичный

Таблица ГЭСН 27-07-003 Устройство бетонных плитных тротуаров с заполнением швов

для нормы 27-07-003-01:

01. Выравнивание основания вручную. 02. Укладка плит с пригонкой и проверкой по уровню. 03. Заполнение и расшивка швов цементным раствором или песком.

для нормы 27-07-003-02:

01. Устройство выравнивающего слоя из пескоцементной смеси. 02. Укладка плит с пригонкой и проверкой по уровню. 03. Заполнение и расшивка швов цементным раствором или песком.

Измеритель: 100 тротуара

Устройство бетонных плитных тротуаров с заполнением швов:

Наименование элемента затрат

Затраты труда рабочих-строителей

Средний разряд работы

Затраты труда машинистов

Машины и механизмы

Краны на автомобильном ходу при работе на других видах строительства 10 т

Автопогрузчики 5 т

Виброплита с двигателем внутреннего сгорания

Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т

Раствор готовый кладочный цементно-известковый марки 10

Плиты тротуарные бетонные гладкие

Песок для строительных работ природный

Таблица ГЭСН 27-07-004 Устройство деревянных тротуаров

01. Выравнивание поверхности. 02. Укладка лаг по прокладкам. 03. Устройство дощатого настила с прошивкой гвоздями.

Измеритель: 100 тротуара

Устройство деревянных тротуаров

Наименование элемента затрат

Затраты труда рабочих-строителей

Средний разряд работы

Затраты труда машинистов

Машины и механизмы

Краны на автомобильном ходу при работе на других видах строительства 10 т

Пила с карбюраторным двигателем

Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т

Лесоматериалы круглые хвойных пород для выработки пиломатериалов и заготовок (пластины) толщиной 20-24 см, II сорта

Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта

Таблица ГЭСН 27-07-005 Устройство покрытий из тротуарной плитки

для норм с 27-07-005-01 по 27-07-005-03:

01. Укладка плитки на готовое основание с пригонкой и проверкой по уровню. 02. Заполнение швов песком. 03. Уплотнение тротуарной плитки виброплитой до и после заполнения швов песком. 04. Увлажнение и очистка поверхности покрытия.

для норм с 27-07-005-04 по 27-07-005-07:

01. Резка тротуарной плитки.

Устройство покрытий из тротуарной плитки, количество плитки при укладке на 1 :

Измеритель: 1 м реза

Резка тротуарной плитки толщиной 70 мм:

на отрезном станке

угловой шлифовальной машинкой

Добавлять (уменьшать) на каждые 10 мм:

к норме 27-07-005-04

к норме 27-07-005-05

Наименование элемента затрат

Затраты труда рабочих-строителей

Средний разряд работы

Затраты труда машинистов

Машины и механизмы

Автопогрузчики 5 т

Машины поливомоечные 6000 л

Станок плоско-шлифовальный с крестовым столом и горизонтальным шпинделем высокой точности

Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т

Диск алмазный для твердых материалов, диаметр 350 мм

Песок для строительных работ природный

Наименование элемента затрат

Затраты труда рабочих-строителей

Средний разряд работы

Затраты труда машинистов

Машины и механизмы

Машины шлифовальные угловые

Станок плоско-шлифовальный с крестовым столом и горизонтальным шпинделем высокой точности

Диск алмазный для твердых материалов, диаметр 350 мм

Таблица ГЭСН 27-07-006 Устройство покрытия дорожек и тротуаров из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками типа “VOGELE” малых типоразмеров

01. Разбивочные работы. 02. Очистка основания. 03. Проливка битумом. 04. Укладка асфальтобетонной смеси с приведением асфальтоукладчика в рабочее положение, обрубкой краев, устранением дефектов. 05. Укатка. 06. Вырубка образцов и заделка вырубок.

Устройство покрытия дорожек и тротуаров из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками типа “VOGELE” малых типоразмеров толщиной слоя 4 см

При изменении толщины слоя покрытия на 0,5 см добавлять или исключать к норме 27-07-006-01

Наименование элемента затрат

Затраты труда рабочих-строителей

Средний разряд работы

Затраты труда машинистов

Машины и механизмы

Автогудронаторы 7000 л

Катки дорожные самоходные комбинированные малых типоразмеров типа “DYNAPAC”, “НАММ”, “BOMAG” от 3,2 до 4,0 т

Катки дорожные самоходные тандемные малых типоразмеров типа “DYNAPAC”, “НАММ”, “BOMAG” от 3,2 до 4,2 т

Перегружатель асфальтовой смеси, емкость бункера до 25 т

Машины поливомоечные 6000 л

Укладчики асфальтобетона малых типоразмеров типа асфальтоукладчиков фирмы “VOGELE” с шириной укладки от 1,1 до 4,75 м

Таблица ГЭСН 27-07-007 Устройство внутриквартальных щебеночных дорожек и площадок из щебня

01. Планировка основания. 02. Уплотнение грунта катками с проливкой водой. 03. Россыпь, разравнивание и укатка щебня крупных фракций. 04. Россыпь, разравнивание и укатка щебня мелких фракций с поливкой водой. 05. Планировка бровки дорожки шириной 0,5 м.

Устройство внутриквартальных щебеночных дорожек и площадок из щебня марки:

600 толщиной слоя до 12 см

1200 толщиной слоя до 12 см

1200 толщиной слоя до 15 см

1200 толщиной слоя до 18 см

1200 толщиной слоя до 22 см

Наименование элемента затрат

Затраты труда рабочих-строителей

Средний разряд работы

Затраты труда машинистов

Машины и механизмы

Бульдозеры при работе на гидроэнергетическом строительстве и горновскрышных работах 59 кВт (80 л.с.)

Катки дорожные самоходные гладковальцовые типа “DYNAPAC”, “НАММ”, “BOMAG”, 8 т

Катки дорожные самоходные гладкие типа “DYNAPAC”, “НАММ”, “BOMAG” 13 т

Машины поливомоечные 6000 л

Щебень из природного камня для строительных работ марка 1200, фракция 5(3)-10 мм

Щебень из природного камня для строительных работ марка 1200, фракция 20-40 мм

Щебень из природного камня для строительных работ марка 600, фракция 5(3)-10 мм

Щебень из природного камня для строительных работ марка 600, фракция 20-40 мм

Таблица ГЭСН 27-07-008 Устройство покрытий из гранитных плит тротуаров

01. Распаковка, подбор и маркировка плит. 02. Устройство цементно-песчаного монтажного слоя толщиной 50 мм. 03. Устройство покрытий тротуаров из гранитных плит. 04. Подгонка кромок плит на примыканиях к зданиям и инженерным сооружениям. 05. Укладка гранитных плит вокруг колодцев и осветительных опор с подгонкой плит по месту. 06. Очистка покрытия от остатков цементно-песчаной смеси вручную. 07. Увлажнение монтажного слоя.

Читать еще:  Ростверк на забивных железобетонных сваях

Устройство покрытий из гранитных плит тротуаров:

шириной до 2,5 м и толщиной 80-120 мм при количестве плит на 1 до 4 шт.

шириной до 2,5 м и толщиной 80-120 мм при количестве плит на 1 более 4 шт.

шириной более 2,5 м и толщиной 80-120 мм при количестве плит на 1 до 4 шт.

шириной более 2,5 м и толщиной 80-120 мм при количестве плит на 1 более 4 шт.

шириной до 2,5 м и толщиной 130-150 мм при количестве плит на 1 до 4 шт.

шириной до 2,5 м и толщиной 130-150 мм при количестве плит на 1 более 4 шт.

шириной более 2,5 м и толщиной 130-150 мм при количестве плит на 1 до 4 шт.

шириной более 2,5 м и толщиной 130-150 мм при количестве плит на 1 более 4 шт.

Как сделать плиты бетонные тротуарные и произвести их монтаж, основные разновидности

Обустройство тротуаров, придомовой территории требует использования качественных материалов. Применяются при укладке дорожек плиты тротуарные бетонные, которые отличаются прочностью, длительным сроком эксплуатации. Изделия производятся с соблюдением технологии, отвечают установленным стандартам, имеют маркировку.

Особенности и характеристики

Железобетонные плиты являются востребованным материалом на рынке строительных конструкций. Благодаря универсальной конфигурации, оптимальным размерам плита тротуарная бетонная может применяться для обустройства:

  • территории любого типа;
  • остановок общественного транспорта;
  • городских автомагистралей;
  • площадей;
  • парковых дорожек;
  • игровых площадок;
  • клумб;
  • тротуаров;
  • площадей.

Изделия рассчитаны на высокие весовые нагрузки, отличаются устойчивостью к деформации. Полотно, выложенное из плит, остается чистым в сезон дождей, а в холодную пору — безопасным для пешеходов, благодаря шероховатой поверхности.

Преимущества материала следующие:

  • возможность обустройства входных групп, зон отдыха, двориков;
  • длительный срок эксплуатации;
  • устойчивость к нагрузкам;
  • внешние параметры;
  • возможность укладки узоров, рисунков;
  • прочность;
  • простота укладки и ухода;
  • удобство при демонтаже, связанном с повторной прокладкой коммуникаций;
  • возможность имитации гранита, мрамора и других натуральных материалов.

В отличие от облицовочного материала, тротуарные плиты изготавливаются в форме прямоугольника, квадрата.

Изделия не армируются, если позволяет их конструкционная толщина. При превышении толщины 75 мм применяется конструктивное армирование проволокой. Для подъема и перемещения конструкций внедряются монтажные петли, диаметром 6 мм.

Плиты изготавливаются из специальной бетонной смеси в 1 или 2 слоя. Изделия соответствуют заданным стандартам производства, отвечают требованиям ГОСТ. Показатель поглощения воды изделиями не превышает 6%, прочность — 3 Мпа, устойчивость к износу — 0,7 г/см2.

В зависимости от назначения различают плиты бетонные тротуарные и для обустройства дорожного полотна. Дорожными железобетонными изделиями перекрывают автомобильные стоянки, полотна. Эта группа конструкций предусматривает внедрение в каркас укрепляющей арматуры, что обеспечивает эксплуатацию плиты в условиях предельной нагрузки.

Плиты классифицируют по назначению и различают изделия, предназначенные для постоянных и временных дорог. Конструкции могут отличаться составом, способом соединения. Изделия, предназначенные для обустройства тротуарного полотна, представлены широким ассортиментом.

В зависимости от конфигурации различают:

  • квадратные (К);
  • декоративные дорожные элементы (ЭДД);
  • фигурные (Ф);
  • прямоугольные (П);
  • окаймляющие (О);
  • шестиугольные (Ш).

На рынке строительных материалов представлены специальные покрытия, которые используются при обустройстве дорожек для людей с ограниченными возможностями. Они представляют собой элементы выпуклой формы с шероховатой поверхностью и обеспечивают тактильный контакт с ногами пешехода.

Основные обозначения и размеры

Условная маркировка изделий генерируется из комбинации цифр и букв, разделенных между собой точками. При этом первые цифры обозначают типовой размер плит, буква отвечает типу конструкции, а следующая за ней индексация содержит информацию о толщине камня в см.

Плитка квадратной конфигурации, размером 37,5х37,5 см, толщиной 7 см, имеет маркировку «4.К.7». Габариты железобетонных изделий для обустройства дорожного полотна составляют:

  • длина — 3-6 м;
  • ширина — 1,2-2 м;
  • высота — 0,14-0,22 м.

Изделия квадратной формы производятся со стороной 0,2, 1 м. Толщина конструкций зависит от назначения обустроенного полотна. Пешеходная дорожка укладывается брусчаткой, толщиной 4-6 см, в местах усиленной нагрузки требуются фигурные элементы, толщиной 8 и более см. Если высота полотна составляет 4 см, требуется предварительная подготовка бетонного основания.

Способы производства

Соблюдение технологии изготовления продукции этого типа обеспечивает качественные эксплуатационные характеристики материала. Требования к плитам регламентируются Государственным стандартом.

Конструкционные элементы можно приобрести в Москве и Московской области. Обращение в компании, занимающиеся производством и реализацией изделий, позволяет приобрести продукцию, соответствующую установленным стандартам. Производство конструкций в промышленном масштабе организовано с соблюдением установленных норм и требований.

Конвейерная технология предусматривает использование метода вибрационного литья и прессования. Изделия тротуарные бетонные гладкие производятся с использованием метода литья, который предусматривает заливку смеси в заготовленные формы. При прессовании применяется вибрационное оборудование.

Формировка изделий методом вибрационного прессования предусматривает использование таких материалов и оборудования, как:

  • бетонной смеси;
  • форм для заливки;
  • специальных добавок, улучшающих эксплуатационные характеристики;
  • минерального пигмента;
  • вибрационного стола.

Подготовленная смесь заливается в формы, предварительно смазанные маслом и установленные на столе. После формировки процесс полимеризации состава проходит в течение 2-3 дней. Для окончательного затвердевания требуется неделя. Этот факт нужно учитывать при изготовлении элементов мощения в кустарных условиях.

Как сделать вручную

При самостоятельном изготовлении конструкций потребуется приготовление бетонной смеси из цемента, песка и щебня, взятых в пропорции 1:1:2. Для исключения появления воздушных раковин рекомендуется добавление пластификатора, который составляет 5% от веса цемента.

Вместе с добавками вводится минеральный краситель. Вода используется в количестве, необходимом для приготовления раствора средней консистенции. Для приготовления смеси рекомендуется использовать бетономешалку. Расчет объема раствора проводят, исходя из количества форм для заливки.

Для контроля равномерности заполнения используют строительный уровень. Самостоятельное производство позволяет сэкономить средства, изготовить элементы укладки разной конфигурации и цветового решения.

Упростить задачу можно с использованием готовых резиновых форм. При их отсутствии заливку проводят в самостоятельно изготовленные формы из деревянного щита со съемной опалубкой. Чтобы готовые изделия легко извлекались, внутреннюю часть пропитывают горячей олифой.

Монтаж плит

С помощью брусчатки можно обустроить приусадебный участок, выложить аллею. Использование изделий различной формы позволяет воссоздать графические элементы в форме:

  • ромба;
  • полукругов;
  • квадрата;
  • прямоугольника;
  • кирпичей;
  • столбиков;
  • плетенки.

Укладка плит требует соблюдения этапов работ. Основные принципы монтажа заключаются в установке изделий на выровненных основаниях из щебня, песка, бетона, утрамбованного грунта. Подушка из песка и щебня часто используется при обустройстве частных дворов. Бетонное основание требуется в случае сложных условий эксплуатации.

Алгоритм действий, связанный с подготовкой основания, предусматривает разметку участка, снятие верхнего слоя почвы, глубиной 15 см. После утрамбовывания грунта формируют канавки для стока вод, засыпают слой песка.

После обустройства подушки устанавливают плиты с соблюдением дистанции между элементами. Это условие исключает деформацию полотна, обеспечивает возможность легкой замены элементов. По поверхности укладки засыпается подготовленная смесь. Очистку полотна проводят путем смывания водой вдоль щелей.

При покупке готовых изделий рекомендуется учитывать способ укладки. Закупку нужно проводить с запасом. Соблюдение правил монтажа, изготовления плит позволяет самостоятельно обустроить площадку. При этом выбранная схема кладки будет отличаться оригинальностью решения.

Технические рекомендации по устройству тротуаров из бетонных плит

КОМПЛЕКС АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА,
РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА

Технические рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП «НИИМосстрой», опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис», ЗАО «СДМ Гидропривод», а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.

В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В. Городецкий, к.т.н. Р.И. Бега, В.Ф. Демин (ГУП «НИИМосстрой»), С.М. Аракельянц, к.т.н. И.И. Давитнидзе (ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис»), В.Н. Аракельянц (ЗАО «СДМ Гидропривод»).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г. Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины l к толщине h больше 4, при меньших значениях l / h £ 4 – мелкоразмерными элементами.

Читать еще:  Как крепить кабель канал к бетонной стене

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.3. Для решения эстетических, архитектурных и функциональных задач в современном городском строительстве бетонные плиты и мелкоразмерные элементы мощения могут иметь различные формы и размеры, которые не всегда являются кратными ширине полосы пешеходного движения (0,75 см), принятыми в ГОСТ 17608-91* .

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения , , ). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.5. Плиты и элементы мощения для устройства сборных покрытий (в том числе с декоративной и цветной поверхностью) могут быть изготовлены по различным технологиям, обеспечивающим получение физико-механических свойств, соответствующих требованиям ГОСТ 17608-91* .

1.6. Толщина тротуарных плит и мелкоразмерных элементов выбирается в соответствии с проектом. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение – 4 – 6 см; если допускается движение легковых автомобилей – ³ 6 – 8 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей – ³ 8 – 10 см.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис. .

Рис. 1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 – плиты; 2 – рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 – основания из песчано-цементной смеси, бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 – песчаный морозозащитный слой; 5 – мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 – полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита; 8 – базальтовая сетка.

2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

2.1. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытий с послойным уплотнением.

2.2. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м 3 до 1,0 м 3 , бульдозеры мощностью 80 – 250 л.с., мелкие и среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10, ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы, дорожки и др.

2.3. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м.

2.4. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производится с соблюдением продольных и поперечных уклонов.

Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной (табл. ).

2.5. Уплотнение грунтов земляного полотна, включая засыпку траншей и котлованов, необходимо производить при оптимальной влажности до требуемой плотности, которая соответствует коэффициенту уплотнения не менее 0,98 при его замере через 25 м в точках по поперечному сечению. Уплотняющая техника выбирается в зависимости от вида грунта и толщины отсыпанного слоя (табл. ).

Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности

Тротуарные плиты из бетона

Плиты бетонные тротуарные повсюду используются как для практических, так и эстетических целей. Они находят применение при обустройстве:

  • дворов частных домов;
  • путей для подъезда к зданиям;
  • пешеходных/велосипедных дорожек;
  • тротуаров;
  • наземных и подземных переходов;
  • остановок общественного транспорта;
  • парковых дорожек;
  • площадей;
  • детских игровых площадок;
  • клумб.

Также распространено их применение при возведении городских автомагистралей. В таком случае используется железобетонная плитка, имеющая больший размер и укрепление в виде арматур. Для сравнения, асфальтное покрытие уступает плитке как в эстетическом аспекте, так и в функциональном – ведь асфальт склонный к размягчению жарким летом.

Особенности и характеристики

Бетонным тротуарным плитам присущ ряд преимуществ, в особенности это:

  • относительная дешевизна;
  • простота укладки;
  • высокая износоустойчивость;
  • длительный эксплуатационный срок;
  • водонепроницаемость;
  • возможность фрагментной реконструкции;
  • привлекательный внешний вид;
  • устойчивость к колебаниям температуры;
  • широкий ассортимент форм и размеров покрытия.

Немаловажным для наших климатических условий выступает тот факт, что в дождливую погоду такое покрытие будет оставаться чистым, в отличие от асфальта. Вода стекает в промежутки между стыками и впитывается в землю. Современные бетонные плиты четко соответствуют заданным стандартам производства – ГОСТу. Они изготавливаются из тяжелого или мелкозернистого бетона в один или два слоя с толщиной верхнего – более 2 мм.

Так, влагопоглощение не должно превышать 6%, прочность — не менее 3 Мпа, износ — не более 0,7 г/см2. Стандартами также предусмотрено более 200 периодов замерзания и оттаивания.

Виды бетонных плит

Есть две основных группы бетонных плит:

  • тротуарная;
  • железобетонная дорожная.

Дорожными железобетонными плитами перекрывают городские дороги, автомобильные стоянки и подъезды к строениям. Поскольку эта группа предполагает внедрение в плиту укрепляющей арматуры, становится возможной эксплуатация такой плиты массивной тяжеловесной техникой.

По назначению железобетонные плиты классифицируются следующим образом:

  • для постоянных дорог (1П);
  • для временных дорог (2П).

Различаются они по составу и способу соединения. Тротуарная плитка имеет значительно больше классификаций, потому что представлена на рынке широчайшим ассортиментом. Зависимо от формы, классификация по ГОСТу осуществляется на:

  • квадратные (К);
  • прямоугольные (П);
  • фигурные (Ф);
  • шестиугольные (Ш);
  • окаймляющие (О);
  • декоративные дорожные элементы (ЭДД).

Существует и покрытие такого рода для людей с ограниченными способностями (для слабовидящих). Оно представляет собой выпуклые шероховатые элементы, которые создают тактильный контакт с ногами пешехода. При выборе такого покрытия, чтобы не растеряться от огромнейшего ассортимента, заранее стоит определить тип и форму элементов, и возможную нагрузку на них.

Основные обозначения и размеры

Железобетонные дорожные плиты производятся габаритами 3-6 м в длину, 1,2-2 м в ширину и 0,14-0,22 м в высоту. Размеры плит для тротуара довольно разнообразны. Так, квадратные плитки производятся с габаритами от 0,2×0,2 м до 1 ×1 м. Толщина же зависит от поверхности, на которую планируют улаживать элементы. Стандартная пешеходная – 0,04-0,06 м, для мест с усиленной нагрузкой (например, автомобильный заезд) – больше 0,08 м. Если же толщина менее 0,04 м, то обязательным условием выступает предварительная заливка бетонного основания.

Все бетонные тротуарные плиты дифференцируют по маркам, присваивая им буквенно-цифирные значения, записанные через точку. Где первая цифра – это номер типоразмера, буква – обозначает тип плиты, а цифра после нее – толщину плиты в сантиметрах. Для примера — плитка квадратной формы размером 37,5×37,5 см и толщиной 7 см будет указана как «4.К.7».

Способы производства и укладки

Бетонная плитка производится двумя методами: вибролитья (плитка отливается в заготовленные формы) и вибропрессования (с помощью пресса). Изготовленный первым методом материал приобретает гладкую поверхность. А за счет высокой концентрации воды в цементном растворе, имеет пониженную прочность и морозоустойчивость, и как следствие, — короткий срок эксплуатации (до 10 лет).

Метод вибропрессования характеризуется большей устойчивостью элементов к температурным перепадам и механическим повреждениям, а срок службы составляет до 25 лет.

Организация производства

Формируют плитку на вибростоле, это делает бетон более прочным. При этом используют:

  • бетон;
  • формы для заливки;
  • гидроизолирующие и укрепляющие добавки в бетон;
  • красящий пигмент;
  • вибростол.

Плитка отливается в формы, установленные на вибростоле. Формы предварительно смазывают маслом, чтобы остатки бетона легче снялись. Впоследствии готовую форму накрывают полиэтиленом и дают «отдохнуть» 2-3 дня. Но окончательное затвердевание бетона происходит приблизительно через 3 недели. Поэтому рекомендуют приступать к строительству дорожек по истечении этого срока.

Как сделать вручную?