Срок службы железобетонных опор

Срок службы железобетонных опор

Срок эксплуатации ЛЭП есть?

Добрый час!
Уважаемые, может кто подскажет, есть ли где в «правилах. » или еще где, установленные сроки эксплуатации ЛЭП (линия после КТП, вроде — 0,4 ), после которых необходимо менять (не ремонтировать) линию (столбы, провода)?

umkas написал :
после которых необходимо менять (не ремонтировать) линию (столбы, провода)?

в эксплуатации графики осмотров и ППР есть.. опоры конторлируются систиматически, по результатам меняются..Так же пролеты провода, подтягиваются , меняются, изоляторы тоже.Нет у нее срока годности.. У вас же на выключателе розетке или на том же телевизоре тоже срок годности не написан.

проектная организация сказала что есть . но я — не поверил !

может где-то в нормативных документах и имеется такой абзац, но на практике можете себе представить вывод из строя какой-нить ВЛЭП -330 кВ протяженностью так километров пиццот ?
На такое дело надо кучу комиссий, актов протоколов пропечатать..
плюс ко всему, как можно правилами устанавливать срок жизни линии в целом ?Разные грунты, климатические условия и т.д. Нельзя их под одну гребенку все..

4eh написал :
Нет у нее срока годности..

Есть. На железобетонных опорах у линии 0,4кВ срок эксплуатации 33 года. По белорусским нормам, происходящим от норм времён СССР. Не думаю, что российские цифры далеко ушли. Нормы эти — это нормы амортизации основных средств.

4eh написал :
вывод из строя какой-нить ВЛЭП -330 кВ протяженностью так километров пиццот

Выводят же.. Строят рядом новую, а старую — в металлолом.

rele_svg написал :
нормы амортизации основных средств.

Срок эксплуатации ЛЭП определяется сроком ее необходимости. В рамках этого срока, как уже совершенно верно отметили, производится ППР, осмотры, выбраковки и замены подлежащих замене элементов ЛЭП. Вновь веденное оборудование ложится на первоначальную (за вычетом амортизационных отчислений) стоимость ЛЭП. Даже по достижении расчетного срока службы ЛЭП (после полной амортизации первоначальной стоимости) стоимость ее не будет равна нулю. Для этого нужно полностью перестать ее ремонтировать (капремонт и реновация). И пока линия будет нужна в данном сетевом районе, она будет в работе. Не знаю, как в у сябров, а у нас на Кольском полуострове достаточно много линий построенных в 30-х годах прошлого века. И никто не объявляет, что срок их службы закончился, потому что они полностью самортизированы (по нормам).

vitil написал :
Для этого нужно полностью перестать ее ремонтировать (капремонт и реновация)

Капремонт не добавляет к стоимости ни копейки. Самортизировалась — значит самортизирована. Ремонтировать можно потом хоть сто лет, но как был 0, так и будет 0. Добавить остаточную стоимость и продлить срок эксплуатации может только реконструкция.

vitil написал :
много линий построенных в 30-х годах прошлого века.

Эхо войны знаете ли.. Из довоенного не осталось ничего.

vitil написал :
никто не объявляет, что срок их службы закончился,

Не объявляют, потому что деньги на другое попилены..

rele_svg написал :
Добавить остаточную стоимость и продлить срок эксплуатации может только реконструкция.

Вот Вы и ответили на вопрос.

rele_svg написал :
Не объявляют, потому что деньги на другое попилены..

Нет необходимости. Линии в порядке. Регион рабочий. Электроэнергия в избытке.

rele_svg написал :
Эхо войны знаете ли..

так о » копанине » говорят.. Тут другой случай..

4eh написал :
так о » копанине » говорят

Стали говорить с некоторых пор. Да и плановые разминирования у нас пару лет назад только закончили.

umkas написал :
проектная организация сказала что есть . но я — не поверил !

И правильно. У таких сооружений конкретного срока эксплуатации быть не может.

rele_svg написал :
Нормы эти — это нормы амортизации основных средств.

А вы не путайте свою шерсть с государственной бухгалтерские нормативы с эксплуатационными. Амортизация амортизацией, а эксплуатация эксплуатацией.

Изоляторы накроются на линии или столбы рухнут, менять станете, или окончания срока амортизации будете ждать?

Wazawai написал :
У таких сооружений конкретного срока эксплуатации быть не может.

Wazawai написал :
бухгалтерские нормативы с эксплуатационными.

Это говорит о том, что документов, регламентирующих эксплуатацию оборудования в глаза не видел и тем более в руках не держал

rele_svg написал :
документов, регламентирующих эксплуатацию оборудования в глаза не видел

имхо, вы оторваны от действительности, и кроме бумаг в руках мало что держите.. пройдитесь-ка по захудалым подстанциям РЭСов и посмотрите на года выпусков масленников ( в лучшем случае ) с Пружинно-моторными приводами.. у меня французы и японцы еще в 50хх годах как протянули свои кабели к технологическим цехам,- так они 60 лет и лежат в кабельных подвалах залитые азотной кислотой.и никто их из эксплуатации выводить не собирается.. пробился — откачали дерьмо из подвала, поставили муфту — и едем дальше.

4eh написал :
посмотрите на года выпусков масленников

Из около 700 выключателей 10 кВ около сотни осталось маляных. И то из-за этих самых сроков эксплуатации. Списать нельзя. Конец 80-х — середина 90-х. Все остальные — вакуумники.

4eh написал :
имхо, вы оторваны от действительности

Действительности разные немного А за бумаги.. Не, их я терпеть не могу, но вынужден.

rele_svg написал :
Из около 700 выключателей 10 кВ около сотни осталось маляных. И то из-за этих самых сроков эксплуатации. Списать нельзя. Конец 80-х — середина 90-х. Все остальные — вакуумники.

уууу.. а выключатели нагрузки — с дугогасительными камерами как рожки от АКМа — у вас реликтовые ископаемые? Эхо войны ? У нас это роскошь еще, не говоря о маслянниках.. а вакуумник или элегаз — чудо враждебной техники,доступное только миллионерам..да на 110 и выше поменяли по-возможности, но пацаны говорили, что на 330 подстанции городской еще до сих пор пневматические выключатели стоят.. Представляете сколько им лет от роду ?
у меня на подстанции ВЭМы стоят до сих пор, рядом с частично менянными на елегаз.. Видели ВЭМ когда-нить ? Это 60-е года выпуска.. Воздушный выключатель на 10кв с дугогасительными воздушными камерами.. и стоять им еще, годы и годы..

Нормативные сроки службы основных средств

Группы и виды основных средствНормативный срок службы, лет
Устройства электропередачи
Воздушные линии электропередачи напряжением от 0,4 до 20 кВ:
на металлических или железобетонных опорах33,3
на опорах из пропитанной древесины25,0*
на опорах из непропитанной древесины16,7
Воздушные линии электропередачи напряжением 35 – 110 кВ:
на металлических опорах50,0
на железобетонных опорах40,0
на опорах из пропитанной древесины25,0
Воздушные линии электропередачи напряжением 220 кВ и выше50,0
Кабельные линии электропередачи со свинцовой оболочкой:
напряжением до 10 кВ, проложенные в земле, в помещениях50,0
напряжением 6 – 10 кВ, проложенные под водой25,0
Кабельные линии электропередачи напряжением до 10 кВ с алюминиевой оболочкой:
проложенные в земле25,0
проложенные в помещениях
Кабельные линии электропередачи напряжением до 10 кВ с пластмассовой оболочкой, проложенные в земле, в помещениях25,0
Кабельные линии электропередачи напряжением 20 – 35 кВ со свинцовой оболочкой
проложенные в земле, в помещениях33,3
проложенные под водой20,0
Кабельные линии электропередачи напряжением до 110 – 220 кВ маслонаполни-тельные низкого, среднего и высокого давления, проложенные в земле, в поме-щениях и под водой50,0
Электродвигатели и дизель-генераторы
Электродвигатели:
с высотой оси вращения 63 – 450 мм12,5
с высотой оси вращения свыше 450 мм17,9
Дизель – генераторы со скоростью вращения:
до 500 об/мин23,8
более 500 об/мин16,1
Электроагрегаты типа АД-100С-Т400-Р (АСД-100-Т400-Р) и др. и передвижные электростанции8,0
Передвижные железнодорожные электростанции малой мощности (до 9 кВт), дизельные электростанции на автомобильных прицепах и газотурбинные пере-движные электростанции с авиадвигателями, а также передвижные котельные9,3
Вагоны – электростанции18,2
Прочее силовое оборудование
Реакторы с парогенераторами, трансформаторы силовые30,3
Силовое электротехническое оборудование и распределительные устройства (элект. оборудован открытых и закрытых распределительных устройств, выключатели, реа-кторы, шины, измерительные трансформаторы, изоляторы, силовые трансформато-ры, распределительные шины и сборки со всей аппаратурой, преоразователи и др. )22,7**
Щиты вводные и распределители11,0
Читать еще:  Устройство шва стыка в асфальтобетонном покрытии

Продолжение приложения Е

Ветродвигатели13,9
Выпрямители и преобразовательные устройства всех видов, в т.ч. стабилизаторы напряжений всех видов, преобразователи напряжения и частоты, инверторы14,0
Аккумуляторы
стационарные кислотные17,0
стационарные щелочные8,0
переносные кислотные3,0
Пускатели ручные и магнитные, фидерные автоматы, жидкостные реостаты, пусковые агрегаты, трансформаторы осветительные4,5
Подстанции передвижные, ящики распределительные высоковольтные, преоб-разовательные подстанции, конденсаторы, выпрямители всех типов; трансфор-маторы и трансформаторные подстанции9,5
Реверсоры переменного тока высокого напряжения от 3 до 12 кВ7,0
Пускатели электромагнитные, взрывозащищенные (нереверсивные типа ПВ и ПВИ на ток 63, 250, 320, 114А, ПВВ и ПМВИ, реверсивные типа ПВИР). Комп-лектные устройства управления взрывозащищенные и рудничные (типа СУВ-350, КУУВ-350 и др.)6,2
Аппаратура защиты и техники безопасности (типа АЗАК-380, АЗАК-660, АЗШ-3, РУ-380 и др.)5,0
Машины и оборудование для укладки кабелей
Навесное оборудование кабелеукладчиков самоходных гусеничных, кабелеук-ладчики несамоходные колесные и болотные, легкие и тяжелые; кабельные транспортеры колесные3,0
Кабельные машины для размотки и укладки кабелей6,0
Машины и оборудование для электрогазосварки и резки
Источники питания для электросварки (агрегаты передвижные с двигателями внутреннего сгорания, генераторы, преобразователи, трансформаторы)8,0***
Механизированное электросварочное оборудование (автоматы и полуавтоматы, установки для дуговой сварки, наплавки и электрошлаковой сварки)9,1

*Для линий на опорах из пропитанной древесины, построенных до 1990 года, применяется коэффициент 0,7.

**Для оборудования мачтовых и комплексных трансформаторных подстанций 6-35/0,38 кВ открытой установки применяется коэффициент 0,7.

***Для агрегатов передвижных с двигателем внутреннего сгорания, используемых в нефтегазовой промышленности, применяется коэффициент 0,8.

Железобетонные опоры ЛЭП — характеристики, преимущества

Железобетонные опоры ЛЭП изготовлены из бетона, который дополнительно армирован металлом, как понятно из названия. Им присвоена маркировка СВ, что означает «стойки вибрированные». Применяются они для прокладки линий электропередач 0,4-10 кВ.

Значительными преимуществами ж/б опор являются:

  • Коррозиестойкость
  • Невосприимчивость к низким температурам и влажности
  • Сейсмостойкость — степень устойчивости к землетрясениям
  • Стойкость к неблагоприятным воздействиям природы и стихий
  • Повышенная прочность и крепость – не подвергаются деформации и разрушениям
  • Нет необходимости в уходе (в чем, например, нуждаются деревянные опоры из сосны- пропитка)
  • Срок эксплуатации — не менее 50 лет

Недостатки тоже есть

Речь здесь идет, в первую очередь, про высокий вес подобной опоры, соответственно, монтаж опор такого типа должен производиться профессионалами высочайшего класса. Также имеется вероятность появления различных дефектов во время транспортировки (речь идет о трещинах, сколах). Кроме этого, из-за воздействия влаги и перепадов температур возможно выкрашивание бетона, что снижает прочность всей конструкции.

Характеристики железобетонных стоек ЛЭП

⇒Железобетонные столбы изготавливаются разных марок и обозначаются таким образом, например, стойка бетонная СВ 95-2, где 95 – длина стойки в дециметрах, а 2 – условная несущая способность.

Согласно ГОСТ 23009-78 стойки изготавливаются следующих типоразмеров:

  • L – 9,5 метров (СВ 95)
  • L – 10,5 метров (СВ 105)
  • L – 11 метров (СВ 110)
  • L – 16,4 метра (СВ 164)

Они различаются также по методу армирования, от которого зависит несущая способность.

Стойки опор ЛЭП СВ 95

Ж/б опоры СВ 95 широко применяются для прокладки и монтажа сетей с напряжением 0,4 кВ и для прокладки линий связи. Они преимущественно используются для подключения к электросетям дачников, при установке дополнительного электростолба. Для их изготовления используется тяжелый бетон (класс В30), который соответствует нормативам ГОСТ 26633-91. В качестве наполнителя данного бетона производители применяют гранитный щебень с показателем прочности не менее M 1200 – M 1400, морозоустойчивости F 300.

Стойки СВ 95 могут эксплуатироваться при температуре, достигающей -55 градусов Цельсия. Они успешно эксплуатируются в районах I-V категории и могут устанавливаться там, где сейсмичность не превышает 7 баллов по шкале Рихтера. Железобетонные опоры ЛЭП СВ 95.2 и СВ 95.3 оснащаются закладными изделиями, необходимыми для того, чтобы выполнять крепление конструкций и осуществлять присоединение необходимых элементов заземления. Данные стойки сужаются кверху и их длина составляет 9,5 метров. Сечение опор прямоугольное и равняется: в основании высота – 240 мм, вверху – 165 мм, ширина в основании и вверху одинаковая – 150 мм. Вес стойки равен 750 кг.

Железобетонный столб СВ-95 на предприятии — изготовителе снабжается закладными железными изделиями, предназначенными для присоединения конструкций и деталей заземления.

Стойки СВ 110

Железобетонные стойки СВ 110 предназначены для линий электропередач напряжением до 10 кВ. Они могут устанавливаться также и для линий связи. Ж/б столбы СВ 110 устойчивы к воздействию агрессивной среды, низкой и высокой температуры и могут с успехом устанавливаться в районах с повышенной степенью пожарной опасности.

Столбы железобетонные СВ 110 также находят свое применение и в качестве опор для освещения. Их изготовление ведется с применением тяжелого бетона методом вибропрессования. Данные бетонные смеси обладают классом прочности на сжатие В30.

Длина стоек СВ 110-3,5 и СВ 110-5 составляет 11 метров. В основании опоры высота равна 280 мм, а вверху высота составляет 165 мм. Ширина основания равна 170 мм, верхняя часть составляет 175 мм. Вес бетонной опоры равен 1150 кг. Стойки СВ 110-3,5 имеют расчетный изгибающий момент 35 кНм, а СВ 110-5 соответственно 50 кНм.

Железобетонные опоры СВ 110 изготавливаются из тяжелого бетона, обладающего следующими характеристиками:

  • Марка прочности – M 400
  • Морозостойкость – F 200
  • Водонепроницаемость – W 6

Каждая из них снабжена закладными металлическими изделиями, предназначенными для закрепления конструкций и подсоединения деталей конструкции заземления и изготавливается в строгом соответствии со стандартами ГОСТ и ТУ.

Все опоры в обязательном порядке имеют сертификат соответствия и паспорт качества.

Описание и разновидности железобетонных опор СВ

Перед каждым хозяином дома рано или поздно предстает вопрос о необходимости установки забора. Какому типу ограждения отдать предпочтение – кирпичному, сеточному или деревянному – не проблема выбора, основную сложность представляет собой выбор основы.

Читать еще:  Укладка линолеума на бетонный пол

Железобетонные опоры СВ

О том, что такое железобетонные опоры электросетей, каковы их преимущества и недостатки, какой срок службы по ГОСТ и как возвести своими руками, читайте далее.

1 Разновидности конструкций

На сегодняшний день железобетонные стойки СВ разделяются на несколько видов.

  1. Промежуточные конструкции линий электропередач, имеющие высокий срок службы, позволяют удерживать вес висящих на них кабелей. Такие железобетонные опоры обычно применяются внутри участков ВЛ.
  2. Анкерные бетонные опоры ЛЭП 110, 95, 35, 10, 105 кВ позволяют компенсировать разность натяжения кабелей, обычно они применяются на прямых участках ВЛ.
  3. Угловые железобетонные опоры ВЛ 110, 95, 35, 10, 105 кВ.
  4. Концевой тип конструкций.
  5. Переходные железобетонные опоры ВЛ 110, 95, 35, 10, 105 кВ наружного освещения.
  6. Ответвительный тип сооружений.
  7. Перекрестная разновидность конструкций.

По самой конструкции:

  1. По конструкции различают портальные железобетонные опоры освещения ВЛ 110, 95, 35, 10, 105 кВ, оснащенные стяжками.
  2. Свободностоящие конструкции с встроенными стяжками.
  3. Многоточечные свободностоящие сооружения.

Железобетонные опоры и стойки ЛЭП

1.1 Преимущества и недостатки

Железобетонные опоры ВЛ 110, 95, 35, 10, 105 кВ имеют некоторые преимущества и недостатки. Для начала рассмотрим положительные стороны:

  1. Долгий срок службы. Именно срок службы линий электропередач делает их более востребованными на нашем рынке. Если сравнивать с другими материалами, к примеру, деревом, то срок службы бетонных опор линий электропередач наружного освещения всегда будет выше. Но следует учесть, что прочность и, соответственно, срок службы определяются качеством цемента, из которого изготовляются железобетонные опоры ВЛ 110, 95, 35, 10, 105 кВ согласно ГОСТ. Чтобы срок эксплуатации был более долгим, эксперты советуют использовать цемент марок М300-М500.
  2. На столбы наружного освещения линий электропередач можно нанести облицовку в виде штукатурки, пластика или же попросту покрыть краской.
  3. Несомненным преимуществом помимо того, что столбы линий электропередач 110, 95, 35, 10, 105 кВ по ГОСТ имеют более долгий срок эксплуатации, является удобство монтажа. Чтобы установить опору, вам не нужно будет использовать стройматериал или специализированное оборудование.

Если говорить о недостатках, то есть один, но очень существенный. Монтаж столбов подразумевает подготовку фундамента. Если железобетонные опоры будут установлены без фундамента, со временем это станет причиной деформации сооружения.

2 Делаем стойки самостоятельно

Процесс изготовления и монтажа стоек будет рассмотрен ниже. Для начала начнем с подготовки всех необходимых элементов.

Промышленная форма для отливки стоек СВ110

2.1 Собираем материалы

Если вы хотите установить забор высотой полтора метра, вам потребуется заранее подготовить железобетонные стойки высотой примерно 1.8 м. Чтобы изготовить столбы для линий наружного освещения 110, 95, 35, 10, 105 кВ по ГОСТ, подготовьте следующее:

  • молоток;
  • шурупы;
  • фанерный лист либо доску;
  • арматуру;
  • полиэтилен;
  • сварочное оборудование.

к меню ↑

2.2 Выполняем опалубку

Вибрированная опора или с приставкой по ГОСТ начинается с производства опалубки. Чтобы железобетонные опоры ВЛ 110, 95, 35, 10, 105 кВ были надежно установлены, опалубка должна получиться максимально прочной. В данном случае на качестве экономить ни в коем случае нельзя.

Наиболее простым методом обустройства опалубки будет изготовление сооружения в виде коробки. При отсутствии фанерных листов установка бетонных столбов под электричество может быть выполнена в конструкции из досок. Как в случае с обычной коробкой, торцы и три стороны необходимо скрепить между собой на саморезы. При этом верхняя часть конструкции остается открытой, поскольку в нее будет заливаться бетонная смесь.

Технология производства железобетонных опор ЛЭП своими руками

После скрепления досок коробки необходимо проложить полиэтиленом, в качестве дополнительного ограждения от вытекания смеси можно обшить коробки пластиком. Это также позволит предотвратить деформацию стенок. Также следует отметить, что бетон для столбов легче будет отделить от гладких стен, так что демонтаж опалубки не займет много сил.

Немаловажным моментом является обустройство опор таким образом, чтобы они были установлены наиболее прочно. В частности, для этого необходимо правильно замесить рабочий раствор, в котором соотношение цемента с песком должно составлять один к двум или один к трем.

Не стоит забывать и о надежном металле в виде арматуры. Если вибрированная или опора с приставкой будет установлена без использования арматуры, устойчивость сооружения в целом будет значительно ниже.

Для того чтобы правильно обустроить армированный каркас по ГОСТ, потребуется сварочное оборудование. Правильный каркас должен быть сварен из четырех прутьев, установленных вдоль и коротких прутьев, находящихся поперек. Короткие пруты необходимо установить с шагом от 50 до 150 мм.

Также учтите, что бетонный раствор должен охватить арматуру со всех сторон – это позволит предотвратить возникновение коррозии и, соответственно, дальнейшее разрушение.

2.3 Делаем раствор

Когда опалубка и армированный каркас готовы, можно приступать к разведению бетонной смеси. Щебень потребуется для заполнения опалубки, желательно использовать не крупный, размеры зерна по ГОСТ должны быть около 5-10 мм. Сам раствор замешивается вручную или в бетономешалке.

Раствор для опор можно замешивать вручную или в бетономешалке

Когда раствор замешан, его можно заливать в опалубку. Состав заливается осторожно, в процессе необходимо предотвратить образование воздушных пузырей в смеси, иначе это повлияет на показатель прочности. Для этого, когда вся смесь будет в опалубке, ее следует максимально уплотнить.

Когда заливка смеси для установки наружного столба ВЛ 110, 95, 35, 10, 105 кВ по ГОСТ окончена, при помощи мастерка или ровной деревянной доски необходимо максимально выровнять поверхность. Затем опалубка остается сохнуть, для этого потребуется минимум неделя.

2.4 Изготовление опор без опалубки

В соответствии с требованиями ГОСТ железобетонные опоры ВЛ могут быть установлены в округлые бетонные основания, при этом вам не потребуется делать опалубку. Для этого используйте железную трубу, заранее продумав, какой диаметр вам нужен, которая, собственно, и будет исполнять роль формы. Заливка бетонной смесью осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Сначала, в соответствии с требованиями ГОСТ, необходимо вкопать в землю железные трубы.
  2. Затем прямо в трубу на месте следует залить бетонный раствор.
  3. После этого осуществляется монтаж непосредственно каркаса.

Как показывает практика, данный метод дает возможность сэкономить время и, соответственно, силы, поскольку он является менее трудоемким. Осуществляется залив сразу той части опоры, которая вмонтирована в землю, а также той, которая будет исполнять роль самого столба, что значительно облегчает задачу.

Можно производить заливку в металлические трубы, которые выполняют роль формы

Когда пройдет минимум семь дней и бетонный раствор окончательно затвердеет, используя способ «скользящей опалубки» металлическое основание прорезается болгаркой вдоль. Затем следует приварить так называемые косынки, которые заранее должны быть обустроены отверстиями для винтов.

Вам нужно, чтобы обе части трубы могли без проблем раскрыться, поэтому внутреннюю часть необходимо смазать, для этого можно использовать обычное моторное масло.

Чтобы предотвратить деформирования сооружения в целом, заранее следует определить вертикальность конструкции, для этого используйте строительный метр. Данный метод производства опор дает возможность обустроить и гладкие, и декоративные опоры. Когда монтаж завершен, сверху можно поставить бетонные колпаки.

Читать еще:  Заливка крыши гаража бетоном

2.5 Производство железобетонных опор СВ (видео)

Опоры ЛЭП со сроком службы в семьдесят лет

В России мы привыкли видеть опоры ЛЭП железобетонными или металлическими. Деревянные опоры нам кажутся пережитком прошлого.

Предприятие было открыто в 1999 году. В основе производства – уникальная финская технология пропитки древесины. Для изготовления опор марки Turva использовалась только карельская сосна – одна из самых плотных пород в России. Именно поэтому завод разместили в Паданах, поселке, на сотни километров окруженном лесом.

География поставок у завода чрезвычайно обширна. Опоры, выпускаемые заводом, прекрасно показали себя в разных климатических условиях. Опоры Turva стоят в обеих столицах, на севере и юге, в Сибири и на Дальнем Востоке. Руководство завода с гордостью отмечает, что предприятие сыграло свою роль в безаварийном проведении зимних Олимпийских игр в Сочи, так как именно опоры завода были смонтированы в Красной поляне.

Как говорит представитель одного из партнеров предприятия, начальник отдела материально-технического снабжения Западно-Карельских электрических сетей «Карелэнерго» Валерий Гуля, «деревянные опоры действительно во многих случаях предпочтительнее железобетонных или металлических, особенно когда речь идет об электрических сетях напряжением 10 кВ и ниже. Главная проблема – в проверке качества опор. Раньше был единственный способ контроля: отпилить часть опоры. На Сеесъярвском мачтопропиточном заводе применяют более современный метод. Используя специальные реактивы, можно понять, насколько качественна опора, без механического воздействия на нее. В этом году опоры завода уже закуплены и будут использованы для ремонта и строительства электрических сетей «Карелэнерго».

Стоит отметить, что срок службы и безопасность использования пропитанных опор сильно зависят от качественного сырья. Сосна – материал, используемый для производства опор ЛЭП, – вырастающая до определенной высоты в разных регионах, имеет разный возраст. В Карелии возраст такого дерева в два раза больше, чем на любой другой территории РФ (исключая только Сибирь). Соответственно, выше плотность годовых колец, плотность древесины и будущей опоры ЛЭП.

Далее, залогом качества пропитанной деревянной опоры являются три принципа производства: бережная механическая обработка, качественный и точный процесс сушки и 100‑процентная пропитка склонной к загниванию части древесины (заболони).

Как подчеркивают на заводе, предприятие является единственным среди производителей опор ЛЭП в Российской Федерации, где процесс механической обработки древесины состоит из двух этапов. Вначале лес для будущей опоры ЛЭП поступает на окорочный участок, где снимается только кора по естественному сбегу леса. При этом луб (плотный слой древесины под корой) остается нетронутым. Для чего это нужно? Даже при использовании современных технологий сушки процесс смены температурных режимов зачастую приводит к появлению трещин на поверхности ствола. Трещины со временем увеличиваются, и деревянные опоры теряют свои физические свойства. Именно плотный слой луба защищает древесину в процессе сушки от растрескивания. Однако этот же слой может препятствовать проникновению пропитывающего состава внутрь древесины. Поэтому после выполнения своей защитной функции в сушке луб снимается на специальном станке, острыми фрезами. Окончательная механическая обработка проходит максимально аккуратно (снимается не более 3 мм), сохраняя естественную форму дерева, что, в свою очередь, обеспечивает сохранение прочностных характеристик столба.

Пропитка опор ЛЭП осуществляется водорастворимым антисептиком группы CCА, в который входят оксиды хрома, меди, мышьяка. Технология пропитки работает по принципу «вакуум-давление-вакуум» и контролируется фирменной системой автоматики автоклава. На первом этапе создается вакуум, «вытягивающий» из древесины воздух для облегчения последующего проникновения антисептика. После завершения данного этапа в автоклав подается раствор антисептика и создается давление, которое «загоняет» пропитку внутрь изделия. Давление выдерживается, пока древесина не перестает впитывать раствор. Затем вновь создается режим вакуума для того, чтобы пропитывающий состав более равномерно распределился внутри опоры ЛЭП.

Как рассказывает менеджер по развитию Сеесъярвского мачтопропиточного завода Вадим Сергушенков, закрепление состава в древесине и глубина пропитки заболони всегда были проблемой для российских производителей, ведь антисептик должен проникать в 100 процентов заболони и не вымываться весь срок службы опор. Сеесъярвский мачтопропиточный завод использует финскую технологию по производству пропитанных опор ЛЭП, северную сосну, двухэтапную мех­обработку древесины (исключающую трещины в опорах после сушки), современную автоматику сушки и пропитки леса, глубину пропитки заболони 100. Именно после соблюдения такой технологии европейские специалисты гарантируют срок службы древесины более семидесяти лет. В итоге срок службы качественно изготовленной деревянной опоры превышает нормативный срок службы высоковольтной линии в целом.

Если же говорить о преимуществах деревянных опор, то, как отмечают на заводе, первым и порой ключевым преимуществом деревянных пропитанных опор для клиентов СМПЗ является их долговечность и надежность. Опоры, произведенные из ценной древесины карельской сосны, стоят в два-три раза дольше, нежели менее прочные железобетонные опоры.

Не стоит также забывать, что дерево по своей природе – это прочный, эластичный и, что самое важное, легкий материал. Деревянные опоры в три раза легче железобетонного аналога (например, девятиметровая опора с прочностью на изгиб 82 кН / м весит всего 260 кг, тогда как железобетонная опора прочностью 30 кН / м весит не меньше 700 кг). Соответственно, нормы загрузки автотранспорта и железнодорожного вагона увеличены в несколько раз, что существенно сокращает затраты на транспортировку.

Деревянные опоры, выпускаемые на Сеесъярвском мачтопропиточном заводе, не требуют фундаментов, устанавливаются непосредственно в грунт, бетонные пасынки не применяются. Кроме того, в отличие от деревянных опор, железобетонные опоры очень чувствительны к ударам, резким толчкам, рывкам и сбрасыванию; при вывозе опор на трассу необходимо не допускать их прогиба, каждый раз перекладывать деревянными прокладками. Все эти хлопоты исчезают, если использовать деревянные опоры.

Еще одним серьезным преимуществом деревянных опор является их устойчивость в сложных грунтах. Например, в северных регионах нашей страны одной из серьезных проблем является выпучивание опор ЛЭП из грунта, когда их выдавливает из земли на метр-полтора.
В отличие от железобетонных, деревянная опора полностью вмерзает в окружающий грунт, и силы сцепления примерзания противодействуют усилиям выпучивания от замораживания в активном слое.

Если еще говорить о сложных грунтах, то можно напомнить, что железобетонные стойки не выдерживают условий эксплуатации в обводненных и засоленных грунтах – срок их службы снижается до трех-семи лет. Деревянные же опоры, пропитанные антисептиком ССА, – долговечны и исключительно стойки к любым погодным условиям и среде эксплуатации, они не гниют и не увлажняются.

Наконец, как это ни парадоксально, деревянные опоры Сеесъярвского мачтопропиточного завода ничем не уступают железобетонным опорам при пожаре.

Дело в том, что высокоэффективный пропитывающий состав CCA препятствует не только гниению древесины, но и ее воспламенению. К тому же деревянные конструкции при пожаре противостоят разрушению дольше, чем металлические или железобетонные. Последние из‑за текучести металла могут обрушиться в первые 15‑20 минут пожара.

Как видим, у продукции Сеесъярвского мачтопропиточного завода есть масса преимуществ перед конкурентами.

И надо сказать, что предприятие не стоит на месте: в последние годы здесь значительно обновили оборудование, сделав ставку на повышение качества продукции. Кроме того, руководство предприятия планирует увеличить мощность завода до 1500 кубометров в месяц. Все это позволяет заводу смотреть в будущее с оптимизмом.

Admin
Оцените автора
Строительный портал
Добавить комментарий

два + 3 =

Для вашего удобства сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами
Принять
Политика конфиденциальности
Adblock
detector