Опоры уличного освещения железобетонные

Содержание

Опоры уличного освещения железобетонные

Железобетонные столбы для наружного освещения

Железобетонные опоры наружного освещения позволяют организовать эффективное освещение автомагистралей, улиц, площадок различного назначения, в том числе промышленного и складского. Данный вид ЖБ опор также применяется для монтажа воздушных линий электропередачи.

Достоинства железобетонных опор уличного освещения

ЖБ стойки для установки светильников имеют ряд преимуществ перед альтернативой в виде деревянных и металлических опор. В список достоинств входит:

  • устойчивость к коррозии, биологическому разрушению, воздействию агрессивных сред;
  • повышенная огнестойкость;
  • сейсмостойкость;
  • способность выдерживать высокие нагрузки;
  • технологичность изготовления – изделия просты в производстве, имеют стандартные типоразмеры и выпускаются серийно;
  • долговечность – срок службы изделия при условии соблюдения технологии изготовления, правил транспортировки и монтажа, составляет не менее 50 лет;
  • ремонтопригодность – повреждения, возникшие в процессе эксплуатации (трещины, выкрошившиеся участки бетона), легко заделываются ремонтным составом;
  • низкие эксплуатационные расходы – ЖБ опоры положено осматривать раз в несколько лет для выявления и устранения дефектов поверхности;
  • невысокая стоимость.

Недостатки ЖБ опор

Стойки из железобетона не лишены и недостатков, к которым можно отнести:

  • большой вес – изделие весит не менее 700 килограммов, что усложняет погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку и монтаж опор;
  • сложность демонтажа – требуется задействовать спецтехнику;
  • дорогостоящую утилизацию отслуживших свой срок конструкций;
  • невысокую сопротивляемость ударным нагрузкам – бетон растрескивается и крошится при случайных ударах стойки о бетон или металл в ходе транспортировки, опора может быть повреждена автотранспортом или снегоуборочной техникой;
  • невыразительный внешний вид – изделия из бетона не отличаются эстетичностью, на шероховатой поверхности со временем оседают загрязнения.

ЖБ стойки для монтажа наружного освещения стали эффективной заменой недолговечных деревянных столбов. Но сегодня железобетонные изделия постепенно уступают место более практичным и эстетичным металлическим опорам, а также стойкам для уличных светильников, выполненным из композитных материалов.

Виды ЖБ опор освещения

Характеристики железобетонных опор освещения зависят от варианта исполнения изделий.

Стойки для светильников различаются:

  • по способу изготовления (вибрированные и центрифугированные);
  • продольная форма (конические, цилиндрические, призматические, пирамидальные);
  • форма поперечного сечения (круглые, прямоугольные, граненые);
  • наличие внутренней полости (сплошные и с полостью);
  • разные формы армирования (с обычным армированием, предварительно напряженные).

От способа армирования и типа арматуры во многом зависит такой параметр опоры, как расчетный изгибающий момент – он определяет несущую способность. Марка бетона влияет на проницаемость (нормальная/пониженная/особо низкая). Учитывая эти характеристики, подбираются изделия для эксплуатации в условиях повышенных ветровых нагрузок, воздействия агрессивных сред и т.д.

Опоры со сплошным стволом используются для подвески ВЛ и могут задействоваться в тех случаях, когда электропитание светильников осуществляется с помощью воздушных линий. Стойки с внутренней полостью позволяют подвести к приборам уличного освещения электрический кабель, проложенный под землей либо по воздуху. Опоры для светильников с кабельной подводкой снабжены люком для монтажа и обслуживания электрокоммутирующего оборудования, а стойки для воздушной подводки люка не имеют.

Размеры и вес изделий

Изготовление ЖБ стоек наружного освещения большинством производителей до сих пор ведется в рамках ГОСТ 23613-79, ГОСТ 26071-84 «Стойки железобетонные вибрированные для опор высоковольтных линий электропередачи», ГОСТ 22687.1-85 «Стойки конические железобетонные центрифугированные для опор высоковольтной линии электропередачи», несмотря на отмену этих стандартов.

Также используются разработанные в СССР типовые проекты, к примеру, Серия 3.407.1-143 «Железобетонные опоры ВЛ 10 кВ» или Серия 3.407.1-136 «Железобетонные опоры ВЛ 0,38 кВ».

Опоры СВ

СВ (стойка вибрированная) – наиболее популярный вид ЖБ опор. Призматические изделия разработаны для прокладки ВЛ напряжением до 35 кВ, а шестигранные получили широкое распространение в качестве стоек для уличных светильников.

Шестигранные железобетонные опоры освещения:

  • с воздушной подводкой – СВ-1.2-10;
  • с кабельной подводкой – СВ-0.8-10.

  • с воздушной подводкой – СВН 9-1, 1-2;
  • с кабельной подводкой – СВН 9-1, 1-2у

Опоры СКЦ с воздушной подводкой

Наименование Длина, L Высота, h Ширина, B Масса, кг
СКЦ-9-2,5-1К 9000 170 335 700
СКЦ-10-2,5-1К 10000 170 335 820
СКЦ-11-2,5-1К 11000 170 335 940

Заключение

При выборе ЖБ стоек для монтажа уличных светильников следует учитывать несущую способность, которая зависит от материалов и технологии изготовления изделий. Если опоры предназначены для эксплуатации в сложных условиях, необходимо обратить внимание на показатели морозостойкости и проницаемость бетона.

Рекомендуется покупать железобетонные опоры освещения у зарекомендовавших себя производителей – долговечность изделий может быть гарантирована только при строгом соблюдении технологии производства и использовании качественного сырья.

Железобетонная опора уличного освещения – преимущества и недостатки

Железобетонные опоры востребованы при сооружении сетей наружного освещения в городах, поселках и других населенных пунктах. Они используются для размещения уличных светильников и устанавливаются вдоль автомобильных дорог, у тротуаров и скверов, на территории промышленных предприятий и на других объектах.

Характеристики и виды

Опоры освещения из железобетона изготавливают методами центрифугирования и вибропрессования, используя бетон с различными добавками. Для повышения прочности опоры усиливают с помощью арматуры — гладких или рифленых металлических стержней разного диаметра.

Опоры освещения представлены несколькими марками, которые различаются весом, высотой и особенностями конструкции. Опоры могут быть монолитными или полыми, а по форме — круглыми, восьмигранными и трапециевидными.

Выбор определенного варианта железобетонных опор зависит от технических параметров и расположения осветительной линии, и определяется проектной документацией.

Преимущества и недостатки опор

Популярность опор освещения из железобетона обусловлена низкой стоимостью и продолжительным сроком использования. При соблюдении технологии изготовления, правил транспортировки и установки столбы сохраняют функциональность не менее 50 лет. Для железобетонных опор также характерно:

  • устойчивость к воздействию химических веществ и открытого огня;
  • отсутствие склонности к появлению коррозии и образованию плесени и грибка;
  • низкие расходы при эксплуатации опор;
  • способность выдерживать нагрузки при установке опор в сейсмически активных зонах.

Однако в некоторых ситуациях при прокладке осветительных линий выбирают металлические опоры. Причиной тому — недостатки опор из железобетона, среди которых можно выделить:

  • Значительный вес. В отличие от сравнительно легких металлических конструкций железобетонные опоры весят не менее 700 кг. Из-за массивности и громоздкости опор транспортировка и процесс монтажа усложняются и сопровождаются дополнительными расходами. Для перевозки опор освещения из железобетона понадобятся транспортные средства большой грузоподъемности, доступ которых в некоторые районы ограничен.
  • Трудоемкость демонтажа опор. Для переработки и утилизации кусков бетона понадобятся дополнительные средства, а для освобождения металлического каркаса необходимо специальное оборудование.
  • Трудоемкость монтажа. Для установки металлической опоры нужно меньше людей и спецтехники.
  • Неэстетичный внешний вид. Металлические опоры можно сделать в любом архитектурном стиле, просто добавив декоративные элементы, покрасив или доработав конструктив — так появились граненые, круглые конические опоры, изогнутые и пр.
  • Невозможность усовершенствования функциональности конструкции. Металлические опоры можно сделать складывающимися, при установке в труднодоступных местах или на объектах, где не предусмотрена спецтехника, кроме лестницы.

Еще одна проблема, из-за которой отдают предпочтение металлическим опорам, заключается в недостаточной устойчивости столбов из железобетона к воздействию осадков и перепадам температуры.

Особенности эксплуатации железобетонных опор

Для защиты стальных опор от коррозии достаточно горячего оцинкования или обработки специальными составами. В отличие от металлических опор конструкции из железобетона не склонны к появлению ржавчины, но способны поглощать воду из грунта. В зимний период насыщенный влагой бетон замерзает, а весной и осенью — оттаивает. В течение года в центральных районах России наблюдается до 40-70 циклов перехода температуры воздуха через 0 °C. При таких воздействиях опоры железобетонные быстро разрушаются и приходят в негодность.

Способствуют морозной деструкции опор и различные реагенты, которые применяют для очистки дорог и тротуаров от снега и льда. Чтобы обеспечить продолжительный срок службы железобетонных опор, необходимо обращать внимание на соответствие марки морозостойкости и условий эксплуатации. Для повышения прочности и устойчивости опор к воздействию низких температур и химических компонентов применяют специальные модифицирующие добавки. Полученные бетонные конструкции имеют более высокую марку морозостойкости, но сопоставимы по стоимости с металлическими опорами.

Поэтому при выборе между металлическими опорами и железобетонными опорами для установки уличных светильников нужно учитывать следующее:

  • величину расходов на монтаж, обслуживание и утилизацию опор;
  • необходимый уровень безопасности;
  • сложность транспортировки опор к месту установки (перевозка металлических опор проще и дешевле).

Важными факторами также являются температурный режим в зимний период, высота расположения грунтовых вод и содержание влаги в почве.

Технология изготовления железобетонных опор

Изготовление железобетонных опор освещения осуществляется поэтапно. Сначала с помощью специальных станков из металлической арматуры получают заготовки нужного размера. На этом этапе гнут петли и стержни для контура заземления, навивают спирали и подготавливают другие элементы для заземления опор. Дальнейший процесс изготовления железобетонных опор методом вибропрессования включает:

  • Приготовление формовочной смеси. В бетономешалку помещают цемент, заполнители, модифицирующие добавки и другие компоненты. В сухую смесь добавляют воду и замешивают раствор для опор, который потом переливают в бетоноукладчик.
  • Подготовка форм и арматуры. После очистки и смазывания в специальных формах особым образом укладывают стержни для железобетонных стоек.
  • Заполнение форм. Готовый бетон помещают в формы с помощью бетоноукладчика, а затем уплотняют структуру материала вибратором.

После сушки и проверки качества опоры перемещают к месту складирования, где с помощью сварки закрепляют стержни контуров заземления и определяют прочность материала. Для дальнейшей реализации опоры маркируют.

Чтобы исключить повреждения железобетонных опор уличного освещения при перевозке к месту установки, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не допускать ударных нагрузок и сбрасывания опор при выгрузке.
  • Закреплять стропы на опорах в двух местах, на равном расстоянии от центра.
  • Фиксировать опоры во время транспортировки с помощью растяжек.

При хранении опор через каждые 5 м устанавливают прокладки, а конструкции из железобетона укладывают в три ряда.

Особенности монтажа, заземления и эксплуатации опор

Установку железобетонных опор осуществляют в соответствии с разработанным проектом наружных осветительных линий. При использовании автокрана с насадкой-буром или другой спецтехники монтаж опор предусматривает:

  • Разметку и бурение отверстий, размер которых должен быть больше аналогичного параметра опор, а глубина составляет 1,5 м.
  • Установку опоры.
  • Засыпание ямы песком.

После установки на опоре закрепляют кронштейны и светильники, и подключают их к электрической сети. При монтаже полых опор кабель заводят в особое отверстие в нижней части конструкции, в иных случаях провод крепят к стойке или проводят воздушные линии.

Для защиты опор железобетонных ВЛ до 1 кВ используют заземляющие устройства, которые предохраняют от перенапряжений. Корпуса светильников также заземляют, соединяя с заземляющим контуром. Его выполняют из металлических стержней сечением 6 мм или уголков, которые заглубляют в грунте и соединяют полосой металла. Сопротивление устройства для заземления опор из бетона не может превышать более 30 Ом.

Для обнаружения неисправностей железобетонных опор проводя следующие проверки:

  • Осматривают стойки 1 раз в 6 лет, выявляя трещины конструкции.
  • Оценивают состояние элементов из металла 1 раз в 3 года.
  • Проверяют прочность болтовых соединений опор не реже 1 раза за 2 года.

Кроме того, регулярно заменяют светильники, оборванные провода и проверяют аппаратуру железобетонных стоек.

Железобетонная опора уличного освещения

Дата публикации: 14 ноября 2014 .
Категория: Световые приборы.

Железобетонные опоры освещения применяются в городских и загородных условиях для освещения улиц и магистралей, тротуаров, складских и промышленных площадок и прочих объектов. Железобетонные опоры также используются для подвески воздушных линий, напряжением до 10 киловольт. Для линий, напряжением от 35 кВ применяют опоры, сделанные из центрифугованного бетона.

Данный тип опор освещения производят разной формы и размеров методом центрифугирования или вибропрессования из бетона высокого качества, армированного стальной проволокой. Основные марки опор освещения:

  • СВН, С (опора железобетонная имеет форму восьмигранника). В × М – 9-10,5 метров, вес железобетонной опоры 810-1700 килограммов;
  • СЦС, СНЦс (кольцевое сечение). В × М – 9-11 метров, масса 700-1050 килограммов;
  • СКЦ (опора железобетонная круглая, коническая). Высота опор – 9-11 метров, масса – 700-1050 килограммов;
  • СВ и СНВ (трапециевидное сечение). Высота опор – 9,5-16,5 метров, масса – 800-3500 килограммов.

Преимущества и недостатки использования железобетонных стоек в качестве опор освещения

Железобетонные стойки в качестве опор для установки светильников имеют следующие преимущества:

  • Стойкость к коррозии, химическим составам, гниению;
  • Огнестойкость и сейсмостойкость;
  • Долговечность. При соблюдении технологии производства столбов, их транспортировки и монтажа они простоят более 50 лет;
  • Технологичность изготовления;
  • Низкие расходы на эксплуатацию;
  • Невысокая стоимость конструкции (дешевле только деревянные опоры).
  • Тяжелый вес. Одна опора весит от 700 и выше килограммов. Их сложнее грузить, транспортировать и монтировать;
  • Сложность демонтажа. Не составит труда сбить опору трактором или другим транспортом, но сложности возникают при высвобождении металлического каркаса и последующей переработке кусков бетона. В первом случае надо применять дорогостоящую установку, во втором – много платить за полную утилизацию;
  • Слабая сопротивляемость механическим нагрузкам. Железобетонные опоры «боятся» резких толчков, ударов и прочих нагрузок.

Железобетонные опоры появились после деревянных и сейчас все еще активно используются. Однако все чаще их заменяют металлическими опорами, которые по сравнению с ними имеют больше положительных свойств.

Производство опор

Опоры уличного освещения железобетонные производятся в несколько этапов:

Подготовка арматуры

Этот этап включает в себя рубку арматуры определенного класса по типоразмерам при помощи специального станочного оборудования, высадку анкерных головок, навивку спиралей контура, гнутье стержней заземляющего контура и петель.

Замес бетонной смеси

Для приготовления бетонной смеси готовят инертные компоненты, химические добавки и цемент. Все это засыпают в бетономешалку, заливают водой и приступают к замешиванию. По истечении нескольких минут, когда раствор примет нужную консистенцию, его выливают в бетоноукладчик.

Подготовка форм и стержней

Для производства опор используют специальные формы. Их очищают и смазывают, после чего укладывают туда заранее изготовленные спирали. После этого приступают к приготовлению стержней. Их нагревают, протягивают через спирали, укладывают на упоры формы и фиксируют. Далее растягивают спирали и в 3 местах крепят их к стержням, на торцах фиксируют вкладыши, устанавливают технологические трубки и петли, фиксируя их к опалубке.

Заливка фундамента в формы

Теперь дело за малым. Из бетоноукладчика выливают бетон в формы, при помощи глубинного вибратора уплотняют его, после чего выравнивают поверхность при помощи мастерка или иным способом.

Сушка изделий

Изделия накрывают полиэтиленом по всей длине, предварительно проложив между залитыми формами длинные доски. Затем запускают систему прогрева заготовок и через определенное время снимают пленку.

Опоры готовы. При помощи тельфера их перемещают в определенное место, складируют и проверяют на качество. Далее приваривают к ним стержни контуров заземления, производят покраску, определяют прочность бетона, наносят маркировку и ставят штамп. Опоры готовы к использованию и продаже.

Требования к транспортировке, хранению и эксплуатации опор

Соблюдению подлежат следующие правила транспортировки железобетонных опор:

  • При разгрузке и выгрузке опор нельзя подвергать их рывкам, резким толчкам и сбрасыванию;
  • Строповку нужно производить в двух местах, на равном удалении от центра;
  • При перевозке опор под них нужно подкладывать доски на расстоянии 0,5 метра друг от друга;
  • Во время перевозки железобетонные опоры должны быть закреплены растяжками;
  • При хранении опор на складе через каждые 5 метров необходимо устанавливать прокладки, и укладывать стойки по три ряда.

Монтаж опор

До начала земляных работ нужно подготовить соответствующий проект, согласовать его с местными инстанциями. В проекте надо отразить:

  1. Особенности рельефа местности, где планируется установка опоры или опор;
  2. Тип и вид грунта;
  3. Тип используемых опор.

После подготовки и согласования проекта, рабочие выезжают на объект и приступают к установке опоры.
Установка железобетонных опор ведется в следующем порядке:

  • Размечают участок;
  • Роют траншею под силовой кабель;
  • Подготавливают яму, шириной метр на метр, глубиной – 120 сантиметров под опору;
  • В центре ямы бурят отверстие, глубиной один метр, шириной чуть больше ширины стойки;
  • Устанавливают опору в подготовленную нишу, на ее дно насыпают немного щебня и трамбуют его. Затем засыпают опору до конца, продолжая трамбовку. Перед засыпкой ямы не забывают выполнить центровку опоры.

Иногда на дно ямы заливают немного цемента, для создания надежного основания.

Установка железобетонных опор освещения может осуществляться по-другому. Для этого нужно:

  • Заказать автокран с насадкой-буром;
  • Пробурить отверстие в нужном месте, шириной, чуть более ширины опоры и глубиной полтора метра;
  • Установить опору в пробуренное отверстие;
  • Засыпать яму песком.

После монтажа опоры осуществляют установку кронштейнов, монтаж светильников, вкручивание ламп и подключение светильников к электросети. Если опора полая внутри, кабель заводится в специальное отверстие внизу опоры. В других случаях кабель крепится к столбу, или подводится воздушное питание.

Заземление железобетонных опор

На опорах воздушных линий до 1 кВ нужно выполнять заземляющие устройства, предназначенные для защиты от грозовых перенапряжений и повторного заземления. Установленное на опорах оборудование также должно быть заземлено, для этого корпуса светильников соединяют с заземляющим контуром.

Контур заземления выполняется из металлических штырей, диаметром не менее 6 миллиметров или металлических уголков. Их устанавливают треугольником и соединяют между собой металлической полосой. Сопротивление заземляющего устройства должно равняться не более 30 Ом.

Проверка состояния опор

С определенной периодичностью выполняют обслуживание железобетонных опор и их элементов:

  • Коррозия металлических частей железобетонных опор – с периодичностью 1 раз в три года;
  • Появление трещин – 1 раз в шесть лет, начиная с третьего года эксплуатации опоры;
  • Проверка болтовых соединений и гаек анкерных болтов – 1 раз в два года (на протяжении двух лет);
  • Проверка состояния пасынков и стоек – 1 раз в 3 года.

Помимо этого периодически осуществляется проверка, ремонт или замена:

  • Ламп;
  • Светильников;
  • Пускорегулирующей аппаратуры и «щитке»;
  • Коммутационных аппаратов в ЩУ;
  • Счетчиков;
  • Оборванных проводов.

Железобетонные (ЖБ) опоры ЛЭП и столбы: основные разновидности, установка, монтаж

Опоры, выполненные из железобетона, применяются в строительстве воздушных линий (ВЛИ и ВЛ) для электричества. Они изготовлены так, чтобы обеспечить необходимые расстояния, соответствующие технологии монтажа ЛЭП.

Из армированного бетона изготовлено более 70% подобных конструкций в стране.

Классификация по назначению

Электрические опорные ЖБИ рассчитываются так, чтобы с запасом принимать на себя главную часть нагрузки от натянутых прямых проводов и при их отводах, изгибах и поворотах.

Нормами ПУЭ и ГОСТ для реализации требуемых параметров по натяжению и удержанию проводов воздушных линий выделено несколько видов опорных конструкций по назначению:

Специальные

Их делают следующих типов:

  1. С целью прохода естественных или искусственных препятствий — переходные.
  2. Противоветровые — используются в зонах с сильными ветрами.
  3. Для реализации пересечений воздушных линий с разных сторон — перекрестные.
  4. Транспозиционные — применяются для изменения положения проводов.
  5. Чтобы подключать новых абонентов, ставят ответвительные сооружения.

Концевые

Они могут быть отнесены к разновидности анкерных систем, но в специальном исполнении для одностороннего тяжения. Их обозначает литера «К».

Угловые

Используют в местах поворота ВЛ. Условное обозначение — «У». На больших углах ставят изделия анкерного типа, на малых — промежуточные. Суммарная нагрузка с двух соседних пролетов наибольшая в середине поворотного угла.

Анкерные

При монтаже ВЛ с помощью анкерных систем осуществляют тяжение проводов на прямых участках.

Кроме того, опоры размещают, когда меняется сечение линии, при переходах через преграды, реки, дороги, железнодорожные ветки.

Промежуточные

Назначение данных конструкций — поддерживать провода, а не натягивать. Но их все равно на случай аварий делают с запасом прочности.

Промежуточные сооружения устанавливают между анкерными без изгибов и поворотов. 85% опор в воздушной линии являются промежуточными.

Маркировка опор из бетона

Маркировка ЖБ изделий состоит из ряда букв и цифр.

На назначение опоры указывают первые буквы:

  1. Ответвление анкерное — ОА.
  2. Угловые ответвительные анкерные — УОА.
  3. Анкерные концевые — АК.
  4. Переходная угловая анкерная — ПУА.
  5. ПОА — переходная анкерная ответвительная.
  6. ПП — переходная промежуточная.
  7. О — ответвительная.
  8. Угловые промежуточные — УП.
  9. Промежуточные — П.

Первая цифра характеризует линию, для которой предназначена конструкция. Например, это 35 — линия электропередач 35 кВ.

Следующая цифра — размер. «1» предполагает, что опора сделана на основе столба СВ-105 и имеет высоту 10,5 м. Если использован столб 110, то будет стоять «2».

В обозначении столбов могут быть еще буквы (а, в, с, ав, аг — различия по методу изготовления) и римские цифры (III, IV — класс армирования), например СВ 95-3с-IV.

Конструкции

В основе опоры ЛЭП лежит армирующий металлический каркас, залитый бетоном.

Состав раствора меняется в зависимости от предназначения конструкции. Центрифугированные смеси бетона используются для производства изделий линий электропередачи 35-110 кВ.

Железобетонные опоры имеют конструктивные недостатки:

  • большой вес, который делает их транспортировку и установку затруднительными;
  • сколы и трещины, появление которых возможно при непредусмотренных механических воздействиях (тряске, ударах).

Опорные сооружения должны предусматривать возможность размещения:

  1. Коммуникационных и секционных устройств.
  2. Муфт кабельных концевых.
  3. Аппаратов защиты.
  4. Щитков и шкафов для электроприемников.
  5. Всех типов светильников наружного освещения.

Изделия для ЛЭП отличаются, кроме материала (стеклопластик, дерево, металл, железобетон):

  • количеством цепей;
  • напряжением линии;
  • условиями местности, на которой расположена трасса (слабые грунты, болотистые участки, горные условия, наличие или отсутствие населения).

Элементы опорной системы

Основными элементами большинства бетонных осветительных, переходных, транспозиционных и т.д. опорных сооружений является железобетонный столб (стойка). Она обеспечивает нужные габариты проводов. В одной опоре их может быть 3 и более штук.

Кроме того, в состав опорных конструкций могут входить:

  1. Подкос (забирает часть нагрузки тяжения провода с одной стороны).
  2. Приставка — нижняя часть, которую вкапывают глубоко в грунт.
  3. Раскос — соединяющая между собой ряд элементов деталь, усиливающая жесткость и жесткость всей системы.
  4. Траверса для закрепления проводов.
  5. Фундамент — служит, чтобы передавать в грунт нагрузки от внешних воздействий (ветер, гололед), проводов, изоляторов, стоек. Одностоечный железобетонный столб не нуждается в монолитных, свайных или сборных фундаментах. У таких элементов в грунт просто заделываются нижние концы.
  6. Ригель — усиливает возможности фундамента держать нагрузки в горизонтальной плоскости. Повышает устойчивость опорного сооружения, препятствует опрокидыванию на слабом грунте от действия сил притяжения линии.
  7. Дополнительные элементы: тросостойки, оттяжки, надставки, подножники.

Бетонные опоры по количеству удерживаемых цепей

В зависимости от числа цепей опоры делятся:

  1. На одноцепные — данный вид используется для всех номинальных напряжений ВЛ. В том числе применяются и как световые опоры железобетонные. Их ригель устроен так, что он дает возможность зацепить только одну линию электропередачи.
  2. На двухцепные — для линий 35-330 кВ. Ригель на таких изделиях чаще всего размещен с двух сторон.
  3. На многоцепные — используются в районах с большой плотностью населения и высокой ценой земельных участков. Примером такой системы может служить 6-цепная опора, где на нижней траверсе расположены 2 цепи 110 кВ, над ними 2 цепи 220 кВ и на 2 верхних ярусах 2 цепи 380 кВ.

Установка

Правила установки железобетонных опор определяются ГОСТами и СНиП и одинаковые как для Москвы, так и для других регионов России.

На очищенной от посторонних предметов ровной площадке собирают опору. Для тяжелых конструкций 35 кВ и больше привлекают такелажников.

Порядок сборки изготовленных из вибрированных стоек одностоечных опор для линий электропередач до 10 кВ:

  1. Для того чтобы закрепить траверсу и заземляющий спуск, поднимают вершину изделия. Раскосы и траверсы надевают на болты, устанавливают гайки и затягивают.
  2. Перед установкой изоляторов набивают колпачки из полиэтилена. Монтируют изоляторы, гайки кернят.
  3. В завершении устанавливается плакат-трафарет, где указан год установки, порядковый номер.

Опоры поднимают с помощью крана, вертолета или методом наращивания. Перед установкой проверяется правильность подготовки фундамента и котлованов.

Для различных линий используют опоры разного типа и размера.

ВЛ до 1 кВ

На воздушных линиях менее 1 кВ ставят опоры:

  • одностоечные свободностоящие унифицированные промежуточные;
  • А-образные концевые, анкерные, угловые;
  • одностоечные с подкосами;
  • сборные из вертикальных стоек, установленных рядом.

Возможна сборка и установка железобетонных опор из вибрированных стоек, которые делаются на подвеску 2-4 проводов радио и от 2 до 9 проводов воздушной линии.

ВЛ до 10 кВ

Для воздушных линий от 6 до 10 кВ осуществляют монтаж изделий одностоечных с подкосами и промежуточных, анкерных, концевых и угловых — А-образных.

Конструкции из вибрированных столбов СНВ имеют траверсу, которая сделана для подвески 3 проводов до 120 мм² из алюминия.

На анкерных и угловых с подкосами одностоечных опорах стальные траверсы ставят для проводов каждой фазы.

На промежуточных одностоечных опорах из центрифугированных стоек ставят верхушечные штыри и траверсы из дерева 80*100 мм.

ВЛ 35-500 кВ

На линиях 35 кВ и выше используют портальные и одностоечные свободностоящие унифицированные с оттяжками опоры.

Их конструктивными частями служат тросостойки, траверсы и столбы, которые имеют асфальтобитумную гидроизоляцию.

Для исключения доступа влаги в стойку ставят крышки-заглушки, нижняя из которых является дополнительным способом увеличить площадь опирания и прочность закрепления конструкции в грунте.

В верхней части столба для крепления траверс имеются отверстия. Заземляющий спуск проложен внутри бетона.

Опоры с металлическими траверсами портальные одностоечные ставят на линии электропередачи 330-500 кВ в качестве промежуточных.

Для линии 35-220 кВ применяют промежуточные конструкции с цилиндрическими и коническими стойками, 2- или 1-цепные, свободностоящие одностоечные.

Анкерные угловые сооружения делают в виде железобетонных изделий с оттяжками для ВЛ 35-110 кВ.

Заземление

Конструктивно заземление во всех столбах освещения и стойках ВЛ выполняется на заводской производственной площадке. Сверху и снизу изделия выводится наружу арматура, имеющая в диаметре 10 мм, стальной прут которой проходит по всей длине столба.

После заземления арматуры заземляют нулевой провод (повторное заземление). Проводник обязан иметь диаметр более 6 мм.

Заземляющее устройство должно иметь сопротивление менее 30 Ом. В населенной местности, если сопротивление грунта менее 100 Ом/м, — до 10 Ом.

Заземлитель устанавливается в железобетонные столбы в соответствии с проектом:

  1. Стандартная глубина траншеи 1 м при ширине 0,5 м.
  2. Формируются контуры и осуществляется обварка элементов.
  3. Выполняется защита стыков от коррозии.
  4. Монтируется заземляющий спуск.

Для опор освещения с питающим кабелем заземление делают через его оболочку.

Таблицы всех видов бетонных опор

Характеристики основных опор представлены в таблицах.

Опоры железобетонные одноцепные вибрированные для I и II районов по гололеду высотой 11 м со стойками СВ-110-3,5 для ВЛ 10 кВ.

Шифр Марка провода Высота крепления нижнего провода, мм Пролет между опорами, м
УОА10-2 7600 80-75
УА10-2 8100 80-75
А10-2 8100 80-75
ОА10-2 9150 80-75
Уп10-2 АС95/16 8600 80-75
П10-4 АС70/11 8100 65
П10-3 АС50/8 7600 95-85

Опоры железобетонные двухцепные вибрированные высотой 16 м со стойками СВ-164-12 для ВЛ 10 кВ.

Шифр Марка провода Высота крепления нижнего провода, мм Пролет между опорами, м
2К10-1 АС90/16(III-IV) 8850
2А10-1 8850
2УП10-1 То же 8100 50,60, 65(IV)
2П10-1 8100 АС50/8

АС90/16

50,60,80,90 (I-III)

Таблица размеров электрических столбов
Маркировка L (мм) B (мм) H (мм)
СВ 9.5-2.0 9500 220 165
СВ 10.5-3.6 10500 220 165
СВ 10.5-5.0 10500 220 180
СВ 164-12 16400 220 180
СК 105-3 10500 220 370
СК 105-5 10500 220 370
СК 105-8 10500 220 370
СК 105-10 10500 220 370
СК 105-12 10500 220 370
СК 105-14 10500 220 370
СК 120-4 12000 220 391
СК 120-6 12000 220 391
СК 120-10 12000 220 391
СК 120-12 12000 220 391
СК 120-15 12000 220 391
СК 120-17 12000 220 391
СК 135-4.6 13500 220 412
СК 135-10 13500 220 412
СК 135-12 13500 220 412
СК 135-15 13500 220 412

Руководствуясь таблицей размера железобетонных столбов, можно провести электричество на загородный участок от дома соседа или другого источника питания.

Изучаем разновидности бетонных опор под освещение

Бетонные опоры внешнего освещения используются в городских, загородных условиях. Они предназначены для освещения автомобильных магистралей, улиц, тротуаров, промышленных зон, других объектов. Такая система уличного освещения также применяется в качестве подсветки линий электропередач, находящихся под напряжением 10кВ. Для ЛЭП под напряжением свыше 35 кВ такие осветительные опоры производятся из бетона центрифугированного.

Ж/б опоры для освещения изготавливаются различных размеров, форм по технологиям вибропрессования, центрифугирования. В качестве расходного материала используется высококачественный бетон, металлическая армированная проволока.

Характеристики ж/б осветителей

Опоры из железобетона используются для освещения городских, загородных автомобильных дорог, прилегающих территорий производственных предприятий, складов, спортплощадок, городских парков, а также частных домов и загородных участков.

Преимущества осветительных ж/б опор

  • Прекрасно противостоят коррозии, гниению, химическим и механическим воздействиям.
  • Отличаются довольно продолжительным эксплуатационным периодом. При соблюдении требований, предъявляемых к производству и проведению монтажа, а также правильной транспортировки элементов конструкции такие осветители могут прослужить более 50 лет.
  • Минимальные эксплуатационные расходы.
  • Железобетонные конструкции отличаются повышенной огнестойкостью.
  • Изделия не сложны в производстве, прекрасно поддаются ремонту.
  • Для обслуживания бетонных армированных осветительных конструкций не требуется значительных финансовых расходов.

Недостатки ж/б конструкций для уличного освещения

  • Сложность погрузки/разгрузки, транспортировки и установки элементов из железобетона из-за достаточно большой массы. Для погрузочно-разгрузочных и монтажных работ необходимо задействовать специальную технику.
  • Сложность демонтажа конструкции, также необходима спецтехника.
  • Значительные затраты на утилизацию или переработку железобетонных опор.
  • Изделия из бетона достаточно чувствительны к смене погодных условий, резким температурным перепадам.
  • Приборы освещения на ж/б опорах склонны к потрескиванию, появлению сколов, которые ставят под сомнение надежность изделия.

Разновидности бетонных армированных стоек для освещения

Ж/б столбы делятся на следующие типы:

Для промышленного использования стойки из бетона армируются двумя способами:

Изделия отличаются между собой технологией армирования, весом, габаритными размерами, соответственно имеют разную маркировку.

Разные конструкции железобетонных осветительных стоек отличаются между собой следующими эксплуатационными свойствами:

  • устойчивостью к ветровым, гололедным нагрузкам;
  • уровнем морозостойкости;
  • температурным режимом эксплуатации;
  • плотностью бетона;
  • уровнем влагопоглощения;
  • электрическим перепадом напряжения.

Технология производства

Сам процесс изготовления наружных световых приборов на ж/б стойках подразделяется на несколько этапов:

  • подготовка арматуры;
  • подготовка раствора бетона;
  • подготовка форм;
  • заливка в формы бетонной смеси;
  • сушка готовой опоры.

Подготовка арматуры

На данном этапе производится подборка арматуры необходимого типа, размеров. Осуществляется ее распил, для чего используется специальное оборудование, и вкручивание контурных спиралей.

Подготовка раствора из бетона

Для производства бетонной смеси берется цемент определенной марки, минеральные и химические добавки. Все компоненты помещаются в бетономешалку, заливается вода в установленной пропорции, смесь перемешивается до однородной массы.

Подготовка форм и стержней

Для изготовления непосредственно ж/б стоек под осветительное оборудование используются специальные формы, которые перед заливкой бетонной смеси тщательно очищаются и смазываются. Сначала в формовки помещаются металлические спирали, затем изготавливается стержень. Стальной стержень предварительно нагревается, далее протягивается через спираль, фиксируется в емкости.

Заливка в формы бетонной смеси

Когда в емкость заложена арматура заливается подготовленный раствор. Для уплотнения его в форме используется специальный вибратор. Поверхность выравнивается при помощи обыкновенного строительного мастерка.

Сушка готовой опоры

После выполнения всех основных этапов производства изделие подвергается сушке. Бетонное изделие в форме накрывается пленкой ПВХ (для предупреждения попадания в конструкцию влаги), включается подогрев. После установленного временного периода полиэтиленовая пленка снимается.

Монтаж стоек

Монтажные работы начинаются с подготовки проекта, предварительно согласованного с органами власти.

Порядок проведения монтажа:

  • на местности, где будут устанавливаться железобетонные опоры для осветителей, наносится разметка;
  • подготавливаются ямки следующих параметров: глубина – 1,2 м, ширина – 1х1 м;
  • по центру ямы изготавливается отверстие на 1 м в глубину;
  • бетонная армированная опора фиксируется в яме щебнем, который по мере засыпке тщательно утрамбовывается.

К сведению! В определенных ситуациях дно ямы дополнительно заливается бетонным раствором. Такое основание более надежное. После завершения монтажа на стойки монтируется осветительное оборудование, вкручиваются лампы.

Заземление ж/б стоек

На стойках из железобетона, предназначенных для ЛЭП с напряжением до 1кВ, устанавливаются устройства заземления. Они необходимы для отведения в землю грозовых перенапряжений. Само осветительное оборудование аналогично заземляется. Корпуса приборов освещения соединяют с контуром заземления.

Заземляющий контур изготавливается из стальных штырей (диаметр от 6 мм), уголков. Они устанавливаются треугольником, между собой соединяются полоской из металла. Устройство заземления должно обладать сопротивлением до 30 Ом.

Обслуживание

Конструкции из железобетона должны подвергаться периодическому обслуживанию:

  • на металлических частях конструкции удаляется коррозия – один раз в 3 года;
  • замазываются трещины в бетоне – один раз в 6 лет;
  • надежность болтовых соединений проверяется один раз в 2 года, при необходимости они затягиваются.

Вывод

Бетонные опоры освещения – это сложные конструкции, которые требуют выполнения строительных стандартов в процессе их монтажа и определенного периодического ухода. Благодаря таким осветительным конструкциям обеспечивается безопасное передвижение транспортных средств на автомагистралях, пешеходов, а также выполнение различных работ в темное время суток.

Admin
Оцените автора
Строительный портал
Добавить комментарий

10 − четыре =

Для вашего удобства сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами
Принять
Политика конфиденциальности
Adblock
detector