Устройство деформационных швов между домами

Устройство деформационных швов между домами

Деформационные швы

Деформационный шов —это шов шириной не менее 20 мм, разделяющий здание на отдельные отсеки. Благодаря такому рассечению каждый отсек здания получает возможность независимых деформаций.

Деформационные швы разделяются на три основных типа

В зависимости от назначения деформационные швы разделяются на три основных типа: – температурно-усадочные швы устраивают во избежание образования трещин и перекосов в наружных стенах зданий из-за перепадов температур воздуха снаружи и внутри здания. Швы данного типа рассекают конструкции только наземной части здания – стены, перекрытия, покрытие и обеспечивают независимость их горизонтальных перемещений относительно друг друга. Фундаменты и другие подземные части здания при этом не рассекаются, т. к. перепады температур для них меньше и деформации не достигают опасных величин.

Аппарат деформационного шва привилегия опытнейших строителей, потому это серьезное ремесло нужно поручить только грамотным спецам. Строй команда обязана владеть благородным оснасткой про знающего монтирования деформационного шва с данного находится в зависимости живучесть эксплуатации целой системы. Нужно предугадать безвыездно будущий дел, подключая монтерские, сварные, плотнические, арматурные, тригонометрические, укладку бетона. Разработка агрегата деформационного шва должна ответствовать общепринятым умышленно исследованным советам.

Деформационный шов — предназначен для уменьшения нагрузок на элементы конструкций в местах возможных деформаций, возникающих при колебании температуры воздуха, сейсмических явлений, неравномерной осадки грунта и других воздействий, способных вызвать опасные собственные нагрузки, которые снижают несущую способность конструкций. Представляет собой своего рода разрез в конструкции здания, разделяющий сооружение на отдельные блоки и, тем самым, придающий сооружению некоторую степень упругости. С целью герметизации заполняется упругим изоляционным материалом.

Расстояния между температурно-усадочными швами

Рациональная разрезка

В какой-никакой эпизод проистекают главные диструкции бетонированных зданий? Про что нужны деформационные швы в этом случае? Конфигурации в корпусе строения имеют все шансы случится в момент построения около великом температурном усилии – следствии экзотермии затвердевающего бетона и шатания температуры духа. К этому ведь в данный эпизод проистекает сокращение бетона. В железобетонный момент деформационные швы готовы понизить лишние перегрузки и предупредить последующие конфигурации, способные начинать неотвратными про постройки. Сооружения будто желание разрезаются сообразно протяженности в единичные разборные установки. Деформационные швы работают про снабжения высококачественного функционирования всякой секции, а еще ликвидируют возможность происхождения напряжений меж прилегающими блоками.

Более популярными обликами числятся температурные и осадочные деформационные швы. Их используют около усмиряющем основной массе возведений разных построек. Температурные деформационные швы возместят конфигурации в корпусе спостроек, появляющиеся около изменениях температуры находящейся вокруг круга. В огромной ступени данному подвергается навозная дробь сооружения, потому разрезы совершают с значения почвы по крова, тем вот наиболее никак не затрагивая основательную дробь. Этот вид шов разрезает сооружение в установки, таковым ролью, снабжая возможность прямолинейных движений в отсутствии отрицательных (безудержных) результатов.

Тот или другой посещают деформационные швы меж домами? Спецы систематизируют их сообразно линии показателей. Наверное имеет возможность существовать вид обслуживаемой системы, пространство месторасположения (прибора), к примеру, деформационные швы в стенках сооружения, в полах, в кровле. Не считая такого нужно учесть общительность и режимность их месторасположения (снутри здания и извне, в раскрытом атмосфере). О общепризнанной систематизации (более принципиальной, обхватывающей безвыездно более отличительные симптомы деформационных шов) произнесено теснее много. Симпатия начата в базе диструкций, с коими вызвана биться. С данной баста зрения деформационный стежка меж домами имеет возможность существовать тепловой, иловый, термоусадочный, землетрусный, изолирующий. В связи с нынешных событий и критерий меж домами используют разные будущий деформационных шов. Но надлежит ведать, будто безвыездно они обязаны подходить данным вначале характеристикам.

Осадочные швы

– осадочные швы предусматривают в тех случаях, когда ожидается неодинаковая и неравномерная осадка смежных частей здания. Такая осадка может происходить при перепадах высот отдельных частей здания более 10 м, при различных нагрузках на основание, а также при разнородных грунтах под фундаментами. Рис. 3.67. Схемы устройства деформационных швов в зданиях: а – температурно-усадочный; б – осадочный: 1 – надземная часть здания; 2 – подземная часть (фундамент); 3 – деформационный шов Осадочные швы расчленяют по вертикали все конструкции здания, включая его подземную часть. Это позволяет обеспечить самостоятельную осадку отдельных объемов здания. Осадочные швы обеспечивают не только вертикальные, но и горизонтальные перемещения расчлененных частей, поэтому их можно совмещать с температурно-усадочными швами. Данный тип деформационных швов называется температурно-осадочными; – антисейсмические швы предусматривают в зданиях, располагаемых в сейсмоопасных районах. Антисейсмический шов так же, как и осадочный шов, расчленяет здание по всей высоте (надземную и подземную части) на отдельные отсеки, представляющие собой самостоятельные устойчивые объемы, что обеспечивает их независимую осадку.

шов 1 шов 2 шов 3
44% бетон 27% бетон 56% бетон
структура 18 структура 134 структура 1903

Всевозможные системы и постройки подвергаются диструкции сообразно различным факторам: осаждение строения опосля возведения в процессе эксплуатации, температурные и сейсмические действия, разнородность грунтов в основании систем. Непременно, при конструировании и строительстве нужно учесть все данные причины и изготовить предмет очень безвредным для людей, а еще уменьшать вероятность дефектов и риск нередкого починки. Так как в современном мире все почаще сооружают огромные и мощные постройки как жилые, этак и торгашеские, промышленные, нереально встать в отсутствии внедрения деформационных швов во всех плодотворных деталях построек.

Назначение деформационных швов, виды деформационных швов: для мостов, между зданиями, в промышленных зданиях, между стенами подзаголовки

Деформационный шов

Во многих промышленных сферах широко применяются деформационные швы. Речь идет о высотном строительстве, сооружении мостовых конструкций и других отраслях. Они представляют собой весьма важный объектный элемент, при этом выбрать необходимый тип дилатационной конструкции, будет колеблется в зависимости от:

  • величины статических и термогидрометрических изменений;
  • величины определенной нагружаемости транспорта и необходимого уровня комфорта проезда во время эксплуатации;
  • от условий содержания.

Предназначение деформационного шва заключается в снижении нагрузки на отдельные части конструкций в местах предполагаемых деформаций, которые могут образоваться при колебании воздушной температуры, а также сейсмических явлениях, непредвиденной и неравномерной осадочности грунта и прочих воздействиях, могущих вызвать собственные нагрузки, которые снижают несущие свойства конструкций. В визуальном плане это разрез в теле здания, он делит постройку на несколько блоков, придавая этим некую упругость сооружению. Для обеспечения гидроизоляции разрез заполняют подходящим материалом. Это могут быть различные герметики, гидрошпонки или замазки.

Вам могут быть интересны эти товары

Установка деформационного шва – прерогатива опытных строителей, поэтому такое ответственное дело стоит доверить исключительно квалифицированным специалистам. Строительная бригада должна обладать порядочным оборудованием для грамотного монтирования деформационного шва – от этого зависит долговечность эксплуатации всей конструкции. Необходимо предусмотреть все виды работ, включая монтерские, сварочные, плотнические, арматурные, геодезические, укладку бетона. Технология установки деформационного шва обязана отвечать принятым специально разработанным рекомендациям.

Содержание деформационных швов в целом не представляет каких-либо трудностей, однако предусматривает периодические осмотры. Особый контроль необходимо осуществлять весной, когда в дилатационное пространство могут попадать куски льда, металла, древесины, камня и прочий мусор – это может послужить препятствием для нормального функционирования шва. В зимний период следует проявлять осторожность в применении снегоуборочной техники, поскольку ее действия могут повредить деформационный шов. При обнаружении неисправности немедленно обращайтесь к производителю.

Назначение деформационных швов

Поскольку гидротехнические сооружения из железобетона или бетона (например, плотины, судоходные постройки, гидроэлектростанции, мосты) имеют значительные размеры, они претерпевают силовые воздействия различного происхождения. Они зависят от многих факторов, таких как вид основания, условия производственных работ и прочих. В конечном итоге могут возникнуть температурные усадочные и осадочные деформации, рискующие привести к появлению трещин разной величины в теле сооружения.

Чтобы в максимальной степени обеспечить сохранность монолитности сооружения, применяются следующие мероприятия:

  • рациональная разрезка построек временными и постоянными швами в зависимости от условий как геологических, так и климатических
  • создание и поддержание нормального температурного режима в период возведения зданий, а также при дальнейшей эксплуатации. Задача решается путем использования малоусадочных и низкотермичных марок цемента, его рационального использования, охлаждения труб, теплоизоляции бетонных поверхностей
  • повышение уровня однородности бетона, достижение его адекватной растяжимости, прочности на армирование в местах возможного возникновения трещин и осевое растяжение

В какой момент происходят основные деформации бетонных построек? Для чего необходимы деформационные швы в таком случае? Изменения в теле здания могут произойти в период возведения при большом температурном напряжении – следствии экзотермии затвердевающего бетона и колебания температуры воздуха. К тому же в этот момент происходит усадка бетона. В строительный период деформационные швы способны снизить чрезмерные нагрузки и предотвратить дальнейшие изменения, могущие стать фатальными для сооружения. Постройки как бы разрезаются по длине на отдельные секционные блоки. Деформационные швы служат для обеспечения качественного функционирования каждой секции, а также исключают вероятность возникновения усилий между соседствующими блоками.

Читать еще:  Арка из пеноблоков своими руками

В зависимости от срока эксплуатации деформационные швы подразделяются на конструктивные, постоянные или временные (строительные). К постоянным швам относят температурные разрезы в сооружениях, имеющих скальное основание. Временные усадочные швы создаются с целью понижения температурных и других напряжений, благодаря ним сооружение разрезается на отдельные столбики и блоки бетонирования.

Виды деформационных швов

Существует целый ряд разновидностей деформационных швов. Традиционно их классифицируют согласно природе и характеру факторов, вызывающих деформацию в сооружениях. Вот они:

  • Температурные
  • Осадочные
  • Антисейсмические
  • Усадочные
  • Конструкционные
  • Изоляционные

Наиболее распространенными видами считаются температурные и осадочные деформационные швы. Их применяют при подавляющем большинстве возведений различных сооружений. Температурные деформационные швы компенсируют изменения в теле зданий, возникающие при перепадах температуры окружающей среды. В большей степени этому подвержена наземная часть постройки, поэтому разрезы делают от уровня грунта до кровли, тем самым не затрагивая фундаментальную часть. Данный тип швов разрезает здание на блоки, таким образом, обеспечивая вероятность линейных перемещений без негативных (разрушительных) последствий.

Осадочные деформационные швы компенсируют изменения вследствие неравномерных различного рода нагрузок конструкции на грунт. Это происходит из-за различий в количестве этажей или большой разницы в массе наземных сооружений.

Антисейсмический тип деформационных швов предусмотрен при возведении построек в сейсмозонах. Устройство таких разрезов позволяет разделить здание на отдельные блоки, представляющие собой самостоятельные объекты. Такая мера предосторожности позволяет эффективно противодействовать сейсмическим нагрузкам.

В монолитном строительстве широко применяются усадочные швы. По мере затвердевания бетона наблюдается уменьшение монолитных конструкций, а именно в объеме, но при этом в структуре бетона образуется избыточная внутренняя напряженность. Данный тип деформационного шва позволяет предотвратить появление трещин в стенах сооружения в результате воздействия такого напряжения. При завершении процесса усадки стен, деформационный шов наглухо заделывают.

Изоляционные швы устраивают вдоль колон, стен, вокруг фундамента под оборудование для того, чтобы защитить стяжку пола от возможной передачи деформации, следующей от конструкции здания.

Конструкционные швы действуют по типу усадочных, они предусматривают небольших размеров горизонтальные подвижки, но ни в коем случае не вертикальные. Также хорошо было бы, чтоб конструкционный шов соответствовал усадочному.

Следует отметить, что конструкция деформационного шва должно отвечать плану разработанного проекта – речь идет о строгом соответствии всем заданным параметрам.

Деформационные швы мостов

Проектировщики мостовых сооружений, прежде всего, выступают за отличную универсальность деформационных швов и их конструкцию, что позволило бы применить ту или иную систему швов практически без изменений на любом типе мостовых конструкций (габаритности, схем, мостового полотна, материалов изготовления пролетных строений и пр.).

Если говорить о деформационных швах, устанавливаемых в автодорожных мостах, то следует учитывать следующие критерии:

  • Водонепроницаемость
  • Долговечность и надежность эксплуатации
  • Величина эксплуатационных затрат (она должна быть минимальной)
  • Небольшие величины значения реактивных усилий, которые передаются на несущие конструкции
  • Возможность равномерного распределения зазоров в промежутках шовных элементов при широких температурных диапазонах
  • Перемещение мостовых пролетных строений во всевозможных плоскостях и направлениях
  • Шумовая эмиссия в разных направлениях при движении автотранспорта
  • Простота и удобство монтирования

Деформационные швы малых и средних мостов:

В пролетных сооружениях малых и средних мостовых конструкций применяют устройство деформационных швов заполненного и закрытого типов при передвижениях концов пролетных сооружений соответственно до 10-10-20 мм.

По видовому признаку очевидна следующая классификация деформационных швов мостов:

Открытый тип. Данный тип шва предполагает незаполняемый промежуток между составными конструкциями.

Закрытый тип. В данном случае расстояние между сопрягаемыми конструкциями закрыт проезжей частью – покрытием, уложенным без необходимого разрыва.

Заполненный тип. В закрытых швах покрытие уложено, напротив, с разрывом, из-за этого с проезжей части отчетливо видны и кромки зазора, а также само заполнение.

Перекрытый тип. В случае с перекрытым деформационным швом зазор между связующими конструкциями перекрыт каким-либо элементом на верхнем уровне проезжей части.

Кроме видового признака деформационные швы мостовых конструкций разделяют на группы согласно их расположению в проезжей части:

  • под трамвайным полотном
  • в бордюре
  • в пределах между тротуарами
  • в тротуарах

Это стандартная классификация мостовых деформационных швов. Существуют и побочные, более подробные деления швов, однако все они обязаны быть подчинены основному группированию.

Судя по опыту эксплуатации мостов в Западной Европе, очевидно, что долговечность службы мостовой конструкции (любой) практически на сто процентов зависит от прочности и качественности деформационных швов.

Деформационный шов между зданиями

Какими бывают деформационные швы между зданиями? Специалисты классифицируют их по ряду признаков. Это может быть тип обслуживаемой конструкции, место расположения (устройства), например, деформационные швы в стенах постройки, в полах, в кровле. Кроме того стоит учитывать открытость и закрытость их расположения (внутри помещения и снаружи, на открытом воздухе). Об общепринятой классификации (наиболее важной, охватывающей все наиболее характерные признаки деформационных швов) сказано уже немало. Она принята на основании деформаций, с которыми призвана бороться. С этой точки зрения деформационный шов между зданиями может быть температурный, осадочный, усадочный, сейсмический, изоляционный. В зависимости от текущих обстоятельств и условий между зданиями применяют различные виды деформационных швов. Однако следует знать, что все они должны соответствовать заданным изначально параметрам.

Еще на стадии проектирования здания специалистами определяются расположение, а также размер деформационных швов. Это происходит с учетом всех предполагаемых нагрузок, вызывающих деформацию сооружения.

При устройстве деформационного шва необходимо понимать, что он представляет собой не просто разрез полу, стене или кровле. При всем этом он обязан быть правильно оформлен с конструктивной точки зрения. Это требование обусловлено тем, что в процессе эксплуатирования сооружений деформационные швы берут на себя колоссальные нагрузки. Если возникает превышение несущей способности шва, есть риск появления трещин. Это, кстати, довольно известное явление, а предотвратить его могут специальные профили, изготовленные из металла. Их предназначением являются деформационные швы – профили герметизируют их, обеспечивают конструктивное усиление.

Шов между зданиями, служит своего рода соединением двух сооружений, стоящих близко друг к другу, но имеющих при этом разные фундаменты. Вследствие этого негативным образом может сказаться разница в весовой нагрузке конструкций, и оба сооружения могут дать нежелательные трещины. Чтобы этого избежать, применяют жесткое соединение с применением армирования. В данном случае необходимо убедиться в том, что оба фундамента уже как следует, осели и являются достаточно устойчивыми к предстоящим нагрузкам. Устройство деформационного шва осуществляется в строгом соответствии с общепринятым регламентом действий.

Деформационный шов между стенами

Как известно, стены представляют собой важнейший элемент в структуре сооружения. Они выполняют несущую функцию, принимая на себя все выпадающие нагрузки. Это вес кровли, плиты перекрытий, а также другие элементы. Из этого следует, что надежность и долговечность здания во многом зависит от прочности деформационного шва между стенами. Более того комфортная эксплуатация внутренних помещений также зависит от стен (несущих конструкций), выполняющих важную функцию ограждения от внешнего мира.

Следует знать, что чем толще материал стен, тем выше требования ставится к деформационным швам, устроенным в них. Несмотря на то, что внешне стены представляются монолитными, на самом деле им приходится претерпевать различного рода нагрузки. Причинами деформации могут выступать:

  • перепады температуры воздуха
  • грунт под сооружением может неравномерно оседать
  • вибрационные и сейсмические нагрузки и многое другое

Если трещины образуются в несущих стенах, то это может угрожать целостности всего здания в целом. Исходя из вышесказанного, деформационные швы являются единственным способом предотвращения изменений в теле сооружений, могущих стать фатальными.

Чтобы функционирование деформационного шва в стенах было правильным, необходимо, прежде всего, грамотное выполнение проектных работ. Таким образом, расчет действий обязан производиться еще на стадии проектировки здания.

Основным критерием успешной эксплуатации деформационного шва можно назвать правильно подсчитанное количество отсеков, на которые планируется разрезать постройку для успешной компенсации напряжений. Согласно с установленным количеством определяется и расстояние, которое необходимо учесть между швами.

Для чего служит деформационный шов?

При строительстве и проектировке сооружений различного назначения используется деформационный шов, который необходим для укрепления всего строения. Задачей шва является безопаность строения от сейсмических, осадочных и механических воздействий. Данная процедура служит дополнительным укреплением дома, защищает от разрушения, усадки и возможных сдвигов и искривлений на почве.

Определение деформационного шва и его виды

Деформационный шов – разрез на строении, который снижают нагрузку на части сооружения, чем повышает устойчивость здания и уровень его сопротивления к нагрузкам.

Такой этап строительства имеет смысл применять при проектировании помещений большой протяженности, размещении строения в местах слабого грунта, активно действующих сейсмических явлений. Шов делается и в местностях с большим уровнем осадков.

Исходя из назначения, деформационные швы разделяются на:

  • температурные;
  • усадочные;
  • осадочные;
  • сейсмические.
Читать еще:  Как делать опалубку вокруг дома?

В некоторых строениях, из-за особенностей их расположения применяются комбинации методов, служащие для защиты сразу от нескольких причин деформации. Это может быть вызвано, когда местность на которой возводиться строительство имеет почву, склонную к проседанию. Также рекомендуется делать несколько видов швов при возведении протяженных высоких домов, с множеством различных конструкций и элементов.

Температурные швы

Эти методы строительства служат защитой от перемены и колебаний температуры. Даже в городах, расположенных в зонах с умеренным климатом при переходе от высокой летней температуры до низкой зимней, на домах часто возникают трещины различных размеров и глубины. Впоследствии они приводят к деформации не только коробки сооружения, но и основания. Во избежание этих проблем, здание делится швами, на расстоянии которое определяется исходя из материала из которого возведено сооружение. Также во внимание принимается максимальная низкая температура, характерная для этой местности.

Такие швы применяются только на стенной поверхности, поскольку фундамент из-за расположения в земле, менее подвержен температурным перепадам.

Усадочные швы

Применяются реже других, в основном при создании монолитно-бетонного каркаса. Дело в том, что бетон при затвердевании часто покрывается трещинами, которые впоследствии разрастаются и создают полости. При наличии большого количества трещин фундамента, конструкция здания может не выдержать и рухнуть.
Шов применяется только до момента полного затвердевания фундамента. Смысл его применения в том, что он разрастается до того момента пока весь бетон не станет твердым. Таким образом, бетонный фундамент полностью усаживается, не покрываясь при этом трещинами.

После окончательного высыхания бетона, разрез нужно полностью зачеканить.

Чтобы шов получился полностью герметичным и не пропускал влагу, применяют особые герметики и гидрошпонки.

Осадочные деформационные швы

Такие конструкции применяются при строительстве и проектировании сооружений разной этажности. Так, например, при строительстве дома, в котором с одной стороны будет два этажа, а с другой три. В таком случае, та часть постройки где три этажа, оказывает на почву гораздо большее давление, чем та где всего два. Из-за неравномерного давления, почва может проседать, тем самым вызывая сильное давление на фундамент и стены.

От смены давления, различные поверхности сооружения покрываются сетью трещин и впоследствии подвергаются разрушению. Для того чтобы предотвратить деформацию элементов конструкции, строители применяют осадочный деформационный шов.

Укрепление разделяет не только стены, но и фундамент, тем самым защищая дом от разрушения. Имеет вертикальную форму и располагается от крыши до основания сооружения. Создает фиксацию авсех частей сооружения, защищает дом от разрушений, деформаций разной степени тяжести.


По завершении работ, необходимо герметизировать само углубление и его края для полной защиты строения от влаги и пыли. Для этого применяются обычные герметики, которые можно найти в строительных магазинах. Работа с материалами осуществляется по общим правилам и рекомендациям. Важным условием обустройства шва является его полная заполненность материалом так, чтобы внутри не осталось пустот.
На поверхности стен они изготавливаются из шпунта, с толщиной примерно половину кирпича, в нижней части шов делается без шунта.

Для того чтобы внутрь здания не попадала влага, на внешней части подвала оборудуется глиняный замок. Таким образом, шов не только защищает от разрушения строения, но и оказывается дополнительным герметиком. Дом защищается от грунтовых вод.

Такой вид швов обязательно обустраивается в местах соприкосновения различных участков здания, в таких случаях:

  • если части строения размещаются на почве различной сыпучести;
  • в том случае, когда к существующему строению пристраиваются другие, даже если они изготовлены из идентичных материалов;
  • при существенной разнице в высоте отдельных частей строения, которая превышает 10 метров;
  • в любых других случаях, когда есть основания ожидать неравномерной просадки фундамента.

Сейсмические швы

Такие конструкции еще называют антисейсмическими. Создавать такого рода укрепления нужно в районах с повышенной сейсмической природой – наличие землетрясений, цунами, оползней, извержений вулканов. Чтобы здание не постарадало от непогоды, принято строить такие укрепления. Конструкция призвана защитить дом от разрушений во время земельных толчков.
Сейсмические швы проектируются по собственной схеме. Смысл проектировки – создание внутри здания отдельных не сообщающихся сосудов, которые по периметру будут разделены деформационными швами. Часто внутри здания деформационные швы располагаются в форме куба с равными гранями. Грани куба уплотняются при помощи двойной кирпичной кладки. Конструкция рассчитана на то, что в момент сейсмической активности, швы удержат конструкцию не дав обрушиться стенам.

Применение различных видов швов при строительстве

При колебаниях температур, конструкции, изготовленные из железобетона подвержены деформации – могут менять свою форму, размеры и плотность. При усадке бетона, конструкция со временем укорачивается и проседает. Поскольку проседание происходит неравномерно, то при снижении высоты одной части конструкции, другие начинают смещаться, тем самым разрушая друг друга или образовывают трещины и углубления.


В наше время каждая железобетонная конструкция является целостной неделимой системой, которая сильно подвержена к изменениям в окружающей среде. Так, например, при осадке грунта, резких колебаниях температуры, осадочных деформациях между частями конструкции возникает обоюдное дополнительное давление. Постоянные смены давления приводят к образованию на поверхности конструкции различных деффектов – надколов, трещин, вмятин. Для избежания образования дефектов здания, сторителями применяются несколько видов разрезов, которые призваны упрочнить здание и защитить его от различных разрушающих факторов.

С целью уменьшить давление между элементами в многоэтажных или протяженных зданиях необходимо применять осадочные и температурно-усадочные виды швов.

Для того чтобы определить необходимое расстояние между швами на поверхности сооружения, во внимание принимаются уровенбь гиюкости материала колонн и соединений. Единственным случаем, когда нет необходимости устанавливать температурные швы – наличие катучих опор.
Также расстояние между швами часто зависит от разницы между наибольшей и наименьшей температурой окружающей среды. Чем ниже температура, тем дальше друг от друга должны располагаться углубления. Температурно-усадочные швы пронизывают строение от кровли до основания фундамента. В то время как осадочные изолируют разные части здания.
Усадочный шов иногда образовывается путем установки нескольких пар колонн.
Температурно-усадочный шов обычно образуется путем устройства парных колонн на общем фундаменте. Осадочные швы тоже проектируются путем установки нескольких пар опор, которые находятся напротив друг друга. В этом случае, каждая из опорных колонн должна быть оборудована собственным фундаментом и крепежом.


Конструкция каждого шва призвана быть четко структурированной, надежно фиксировать элементы строения, быть надежно герметизированной от сточных вод. Шов должен быть устойчив к перепадам температур, наличию осадков, противостоять деформации от износа, ударов, механических воздействий.

Швы обязательно делаются в случае нервностей грунта, неодинкаовой высоте стен.

Деформационные швы утепляются при помощи минеральной ваты или пенополиэтилена. Это вызвано необходимостью защиты помещения от холодных температур, проникновения грязи с улицы, и обеспечивается дополнительная звукоизоляция. Используются и другие виды утеплителей. Изнутри помещения, каждый шов герметизируются эластичными материалами, а со стороны улицы – герметиками способными защитить от атмосферных осадков или нащельниками. Облицовочный материал не перекрывают деформационный шов. При внутренней отделке помещения шов прикрываетя декорирующими элементами по усмотрению строителя.

Как сделать и для чего нужен компенсационный шов в отмостке?

Чтобы дом простоял долго, нужно соблюдать технологии в строительстве. На заключительном этапе возведения здания для защиты фундамента делается отмостка.
Поверхностные дождевые и талые воды не проникают к основанию сооружения. Трава не растет вплотную к стенам, дополнительно не удерживает влагу.
Для увеличения срока службы отмостка должна быть выполнена правильно.

Деформационный шов в отмостке

Почва вокруг дома периодически меняет свой воздушно-газовый режим, вспучивается от мороза из-за содержащейся в ее составе воды, которая увеличивает объем грунта.
Такие движения поверхности создают дополнительную нагрузку на фундамент и воздействуют на отмостку. С целью предотвратить разрушения железобетона, который находится в соприкосновении с землей, при устройстве стяжки в ней делают специальные швы.
Общая структура защитного бетонного слоя вокруг постройки становится менее жесткой, что позволяет ей компенсировать изменения почвы, температуру среды и осадку строения.

Виды деформационных швов

Силы, воздействующие на фундамент и отмостку, имеют различную природу и направления. Поэтому конструкция деформационных швов отличается в зависимости от:

  • климата в месте расположения здания;
  • характеристик почвы;
  • применяемого при строительстве материала.

Усадочные

Покрытие, сделанное из бетона, просыхает и твердеет на различных участках неравномерно. Снизу процесс испарения влаги идет медленнее, чем сверху. В результате этого по центру высота стяжки немного ниже, чем с края.
Такой перекос, имеющий естественное природное происхождение, способствует образованию трещин покрытия из-за возникающих напряжений.

Чтобы избежать разрушения материала отмостки, в промышленном строительстве с помощью орошаемого водой резца швонарезчика делают разрезы. При самостоятельных работах на глубину, равную 1/3 ширины покрытия, закладывают рейки, которые потом удаляют.

Образовавшееся расстояние делает напряжения растягивания более слабыми. Усадка полностью отрабатывается, или образуются трещины вдоль разрезов, что разделяет поверхность на секции, независимые друг от друга.

Читать еще:  Ступени для лестниц ЖБИ

Температурные

Чтобы компенсировать температурные колебания, которые приводят к сжатию или расширению материала из бетона, также устраивают швы в расчетных местах слоя. Их делают во всех железобетонных элементах построек, кроме фундамента.
Такой тип предотвращения разрушений требуется в регионах, где большая сезонная разница температур. Перед заливкой между стеной и стяжкой прокладывают не толстые доски, а рубероид, демпферную ленту.
Согласно нормам, если у дома предусмотрены колонны, то вокруг столбов тоже оставляют расстояние.

Осадочные

Компенсационный шов в отмостке делит ее структуру на независимые изолированные части. Это позволяет избежать разрушений при неравномерной осадке здания, вызванной разницей в весе отдельных элементов постройки и неравномерностью характеристик рельефа и грунта.
Для создания швов такого рода существуют специальные профили. Их делают для потолков и стен, пешеходных дорожек. Можно использовать и для отмостки.
Конструкции можно применять при различных покрытиях стяжки (керамогранит, бетонная или керамическая плитка). Профильные элементы ставятся совместно с гидроизоляцией деформирующих швов.

Сейсмические

Задумываться о необходимости устройства такого типа швов следует, если домовладение находится в регионе с повышенной сейсмической активностью.
Технологии производства термопластичных эластомеров, ПВХ, нержавеющих сталей и алюминиевых изделий позволили промышленности создать специальные профили, которые при установке в бетонные стяжки делают всю конструкцию подвижной.
Небольшие горизонтальные или вертикальные деформационные сдвиги земной коры не разрушают поверхность отмостки.

Нюансы правильного создания

Чтобы защитная стяжка вокруг дома служила больше 1 сезона, и не требовала переделки каждый год, строителю нужно учесть:

  • особенности земельного участка с точки зрения геологии и рельефа;
  • систему стока и отвода воды;
  • необходимость и расположение компенсационных швов различного типа;
  • нужные размеры и материал отмостки.

Если поверхность будет входить в пешеходную зону, следует рассчитать возможные дополнительные нагрузки. Внешнее покрытие может играть не только декоративную роль, но и улучшить общую прочность и износостойкость.
Расстояние между швами в отмостке в среднем принимают 2-2,5 м. Более точные расчеты может сделать специалист, который примет во внимание материал стен и характер фундамента. Для деревянных домов с облегченным основанием из бетона расстояние, тип шва, и его ширина будут отличаться.

Заполнение швов

После того как бетон застынет, и будут вынуты доски и рейки, лентой из вспененного полиэтилена или строительным герметиком нужно заполнить швы.
В промышленных бетонных полах для заполнения деформационных швов используют гибкий профиль, представляющий собор шнур из пластифицированного ПВХ. Его производят длиной до 500 м и шириной до 6 мм.
Заполнять швы герметиком можно через 60-90 дней, а шнур нужно укладывать в течение недели.

Изоляция швов

Для того чтобы в цокольный этаж, подвал, к фундаменту не попадала влага, компенсационные швы нужно от нее изолировать. Если под отмостку будет протекать вода, то вся работа по ее созданию окажется бесполезной, а бетон вокруг дома будет играть только декоративную роль.
Варианты гидроизоляции рассчитывают исходя из характера разрезов, давления воды, максимальной деформационной нагрузки:

  1. Применить полимерные или резиновые уплотнители.
  2. Поместить в разрез гернитовый жгут.
  3. Закрыть разрез гидрошпонкой.
  4. Поставить профильные конструкции, сделанные специально для этой цели.

Наиболее недорогим способом будет установить уплотнители из вспененного полиэтилена, которые обладают хорошей эластичностью, легко сжимаются.
На бетонной поверхности швы также заливают мастикой. После того как она затвердеет, получается материал, обладающий свойствами резины. Чтобы смесь выровнять, используют мягкий шпатель.
Гидрошпонка — профилированная лента, сделанная из полимеров и резины. Это лучший способ герметизации швов, лента обладает такими достоинствами, как простота укладки, долгий срок службы, эластичность и высокая прочность.

Как в отмостке сделать компенсационные швы?

Чтобы разделить монолитную структуру плиты на отдельные блоки (карты), сначала укладывают на подготовленное из щебня и песка основание гидроизолирующий слой, затем электросварную противоусадочную армирующую сетку. На нее ставят и закрепляют разделительные перегородки.
Варианты исполнения компенсационного шва:

  1. Можно между фундаментом и отмосткой, и поперек прицокольной ленты уложить слой рубероида, стекла, пластика, полимерной пленки, дерева, чтобы не дать материалам сцепиться.
  2. Другой способ состоит в том, что нарезают деформационные швы машинкой, используя алмазный или абразивный круг.

Конструктивные особенности отмостки

Из всех видов обустройства отмостки самый надежный и наиболее простой способ ее сделать — использовать бетон. Для этого:

  1. Первым делом следует нанести границы, определяющие периметр конструкции.
  2. На штык лопаты снять грунт.
  3. Утрамбовать и выровнять дно траншеи.
  4. Рубероидом выполнить гидроизоляцию с напуском 15-20 см.
  5. Насыпать щебень и песок, снова уплотнить трамбовкой.

Компенсирующие швы создаются с помощью ленты, сделанной из винила, или брусков внутри опалубки.
После этого заливается первый слой бетона (5 см), сверху него укладывается армирующая сетка после схватывания раствора. Заливается верхний слой с формированием уклона от стены.
Если грунтовые воды проходят высоко, то заглублять опалубку нужно на 40-50 см и проложить на дно дренажную трубу.

Зачем нужен демпфирующий шов, и как его правильно сделать?

Последнее время для создания противоосадочных и температурных разрезов используется демпферная лента, которая компенсирует линейные деформации железобетона или раствора.
Под воздействием тепла цементная стяжка расширяется на 0,5 мм/м. За счет этого она давит на стену здания, и возникающая дополнительная нагрузка приводит к тому, что в стяжке образуются трещины, выпуклости и сколы.
Демпфирующий шов, который дает лента, отличается тем, что:

  • компенсирует напряжения в широких пределах;
  • обладает хорошей теплоизоляцией;
  • его легко скрыть за счет внешней отделки поверхности.

Ленту укладывают перед тем, как залить бетон, между стяжкой и стеной (цоколем, фундаментом), закрепляют с помощью клея.

Компенсационный шов в стяжке

Чтобы компенсировать изменения геометрии бетонной плиты, ее делают из нескольких частей. Это позволяет снимать внутренние напряжения, свойственные единой конструкции, при воздействии тепла, влаги, изменений в почве.
В некоторых случаях деформационный разрез образуется за счет перерывов в бетонировании, т.е. объединяется с технологическим швом. В остальных ситуациях требуется специальное создание полостей.
Например, при устройстве в доме теплых полов демпфирующие и деформационные разрезы в стяжке просто необходимы. Также их нужно делать на стыке пола с колоннами или лестницами.

Если у отмостки вместо опалубки сразу устанавливается бордюрный камень, между ним и бетоном тоже предусматривается прокладка из изоляционного материала.

На участках, где есть перепад уровней бетона, раствора, или изменение структуры материалов, в дверных проемах, тоже необходимо делать разделяющую полость.
Во внутренних помещениях, если поверхность будет закрываться паркетной доской, то герметизировать швы необязательно. Но на открытом воздухе нужно заполнять швы.

Когда заложить компенсационные швы?

Разделители ставятся на этапе монтажа опалубки вдоль стены и через каждые 2-2,5 м. Самый первый шов делается в месте стыка цоколя дома и отмостки по длине всего здания.
Остальные монтируются перпендикулярно фундаменту постройки, поперек заливаемой ленты. Деформационный шов делают шириной 1-2 см.

Вдоль дома можно проложить демпферную ленту:

  1. При использовании такой ленты после укладки нужно несколько раз провести по ней валиком. Она лучше прижмется к стене, разгладятся небольшие дефекты, улучшится схватывание клея.
  2. Компенсатор крепится на стену после удаления защитного слоя, который использует производитель перед сматыванием ленты в рулон.
  3. Ленту укладывают так, чтобы она выходила чуть выше бетонного слоя.
  4. Впоследствии ее можно оторвать по технологическим надрезам или срезать ножом. При укладке ленту нельзя натягивать, чтобы обеспечить равномерную толщину по всей длине.

Г-образные участки поверхности нужно разделить швами на прямоугольники. Желательно рассчитать схему расположения так, чтобы облицовочный материал перекрывал разрезы.
В случае если деформационные полости не сделаны на этапе заливки, то в течение 12-72 часов по влажному бетону можно сделать разрезы, используя болгарку с широким кругом. Прорезать плиту нужно на 20-30% высоты.

Заключение

При создании стяжек и отмосток устраиваются компенсационные швы, которые защищают железобетон от растрескивания и разрушения под воздействием осадки здания, колебаний температуры или движения грунта.
Правильное их исполнение обеспечивает надежную и длительную эксплуатацию сооружения, способствует сохранению внешней отделки без ремонта на долгое время.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector